Конституционно-правовой статус Президента России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:33, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе будет рассмотрен институт президентства Российской Федерации, который определяется Конституцией Российской Федерации 1993 года. Многие политологи, аналитики и представители политических движений говорят о возможном внесении поправок в Конституцию, связанных именно с институтом президентства, так как Конституция 1993 года писалась под определенного человека - Б. Н. Ельцина, и наделяла его чрезмерно обширными правами и полномочиями.

Вложенные файлы: 1 файл

КПРФ КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 48.60 Кб (Скачать файл)

Процедура отрешения Президента от должности реализуется на основе тесного взаимодействия палат Федерального Собрания. Обвинение Президента в  совершении государственной измены или иного тяжкого преступления выдвигается Государственной Думой. Порядок выдвижения обвинения регулируется Конституцией Российской Федерации  и главой 22 регламента Государственной  Думы. Инициатором возбуждения вопроса  об отрешении Президента, согласно ч. 2 ст. 93 Конституции, может быть группа депутатов численностью не менее одной трети депутатов Государственной Думы. Материалы, представленные инициативной группой, подлежат рассмотрению на заседании палаты. В случае решения вопроса о продолжении государственной процедуры отрешения Государственная Дума большинством голосов должна образовать специальную комиссию для подготовки заключения по этому вопросу. Согласно ч. 2  ст. 177 Регламента Государственной Думы специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе председателя, его заместителя и 13 членов комиссии. Председатель комиссии избирается Государственной Думой открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются по представлению депутатских объединений общим списком большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Заместитель председателя комиссии избирается на ее заседании

Основная задача комиссии – детальное изучение и обсуждение материалов, собранных инициативной группой, привлечение новых материалов и документов, подтверждающих или  опровергающих выдвинутые обвинения  в совершении Президентом тяжкого  преступления. Комиссия должна иметь  право  требовать от государственных  органов документы, запрашивать  объяснения. Получать другую нужную ей информацию.

Подготовительной комиссией  специальное заключение передается в Государственную Думу и подлежит обсуждению на ее заседании. По смыслу ст. 93 Конституции Российской Федерации  для продолжения процедуры отрешения  Президента заключении комиссии должно подтверждать его вину и свидетельствовать  о наличии оснований для отрешения.  В противном случае представление  отрешения теряет смысл. По итогам обсуждения заключения Государственной Думой  может быть принято решение о  выдвижении обвинении Президента в  государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это решение, согласно ст. 180 Регламента Государственной Думы, принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов. Конституция точно не устанавливает, о каком числе депутатов идет речь: конституционно установленном или реально избранном. Согласно решению Конституционного Суда Российской Федерации, речь идет об общем числе депутатов, которые должны быть избранны.

Выдвинутое Государственной  Думой обвинение, согласно ч.1 ст. 93 Конституции  России, должно быть направлено в Верховный  Суд и Конституционный Суд  Российской Федерации. Верховный Суд  должен дать заключение о наличии  или отсутствии в действиях Президента признаков соответствующего тяжкого  преступления. Заключение Верховного Суда не имеет юридической силы приговора, его можно использовать только в  рамках процедуры отрешения Президента от должности.

Если Верховный Суд  должен дать заключение о существе выдвинутого Государственной Думой  обвинения, то Конституционный Суд  – о соблюдении соответствующего порядка выдвижения обвинения. Таким  образом, объектом анализа Конституционного Суда является деятельность Государственной  Думы, инициативной группы и комиссии по подготовке заключения об отрешении  Президента от должности. Содержание ч. 1 ст. 93 Конституции Российской Федерации  дает основания утверждать, что при  выводе Верховного Суда об отсутствии в действиях Президента признаков  государственной измены или иного  тяжкого преступления, а так же при установлении Конституционным  Судом нарушений процедуры выдвижения обвинения, действие соответствующих  конституционных норм должно быть прекращено.

Решение об отрешении Президента от должности при наличии соответствующих  документов принимает Совет Федерации  большинством в две трети голосов  от общего числа членов Совета Федерации. При этом должны быть тщательно обсуждены все документы, связанные с процессом отрешения, указанные в Конституции. Совет Федерации должен определиться со способом голосования. Его решение оформляется специальным постановлением.

Решение Совета Федерации  об отрешении Президента от должности  должно быть принято не позднее, чем  в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения  против главы государства. Если в  этот срок решения Совета Федерации  не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным, согласно ч. 3 ст. 93 Конституции. Установление предельного срока необходимо для  того, чтобы исключить  чрезмерную затяжку решения крайне важного  для государственной жизни вопроса, постановка и прохождение которого уже сами по себе должны оказывать  дестабилизирующее влияние на положение  в стране. Этот срок вполне достаточен для принятия взвешенного и объективного решения с соблюдением всех процедур. Для объективного решения вопроса о судьбе президентских полномочий Конституция Российской Федерации в ч. 4 ст. 109  устанавливает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия решения Советом Федерации.С момента досрочного прекращения полномочий Президента по названным выше основаниям до избрания очередного главы государства соответствующие государственные функции должны осуществляться. Поэтому Конституция России 1993 года предусматривает институт временного исполнения обязанностей Президента Председателем Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 92). Чтобы исключить возможные попытки злоупотребления этой ситуацией переходного периода, ч. 3 ст. 92 Конституции установлено правило о невозможности принятия ряда решений исполняющим обязанности Президента. Он не имеет право распускать Государственную Думу, назначать референдум. А так же вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации.

4. Заключение

Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Появилось немало посвященных ему  исследований. Скорее всего данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из «вечных». Однако от этого она не превратилась в предельно раскрытую. Хотя Конституция 1993 года наделяет Президента широчайшими полномочиями, она содержит в себе систему сдержек и противовесов, которая хоть и несравнима с возможностями президента, но всё же ограничивает его власть. Что же касается изменения Конституции в сторону демократичности, то в свете сегодняшней политики Правительства и Президента, президентского парламентского большинства, грядущих выборов 2008 года. Особенно остро становится вопрос : не будет ли новая или дополненная Конституция наделять его властью и полномочиями практически абсолютного монарха ?

 

Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации от 13 декабря 1993г в Российской Федерации установлена  организованная система государственной  власти, базирующаяся на принципе разделения властей, федерализма, разграничении  полномочий и компетенций между  различными ветвями власти, их взаимодействии. Эффективность работы данной конституционной  модели на практике очень важна, ведь при эффективной работе государственной  власти во многом обеспечивается удовлетворение интересов ее граждан, реализация их прав, поддержание общественного  порядка и режима законности. Огромная роль при этом отводится исполнительной власти, ведь именно она осуществляет реализацию законов, программ развития, поддержание порядка на практике. Именно поэтому я и выбрал данную тему в качестве объекта рассмотрения, так как основой исполнительной власти в России является Правительство  Российской Федерации. Проблемы исполнительной власти достаточно широко освещены научных  трудах Баглая М.В. Кудрявцева С.В, Окунькова Л.А. и других исследователей.

Целью своей работы я ставлю рассмотреть организацию, структуру, и полномочия Правительства РФ, правовое регулирование его деятельности и порядок прекращения полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

1. Структура Правительства  РФ и место в системе государственной  власти

В связи с тем, что вместо термина «государственного управления»  стал употребляться термин «исполнительная  власть», в механизме государственной  власти был осуществлен переход  от «разделения труда» к «разделению  властей» Чтобы показать место Правительства  Российской Федерации в системе  государственной власти выделим  следующие его основные признаки:

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную  ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую  с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны, что однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти другой. Исполнительная власть самостоятельна только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма. Действующим законодательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).

Отличительным признаком  исполнительной власти является то, что  власть реализуется в общегосударственном  масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера.

Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в  Российской Федерации 

Исполнительная власть в  соответствии с Конституцией Российской Федерации организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным  путем проводится разграничение  предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными  органами и аналогичными органами субъектов  федерации.

Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией  полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения. Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.

Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной  власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.

Отнесение органов исполнительной власти к числу органов государственной  власти обуславливает еще один вывод: органы исполнительной власти как разновидность  органов государственной власти участвуют в осуществлении власти народа (народовластия) в России. Состав Правительства (структура) определен в статье 110 Конституции Российской Федерации и статье 6 ФКЗ «О правительстве»: «Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.»

Подробнее система федеральных  органов исполнительной власти определяется Указом Президента от 12 мая 2008г. № 724 «  Вопросы системы и структуры  федеральных органов исполнительной власти» и состоит из Правительства  РФ, федеральных министерств, федеральных  служб России, российских агентств. Структура Правительства строится следующим образом:

1) Председатель Правительства Российской Федерации.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента России