Конституционно правовой статус российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать сущность и выявить основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации.
Задачи работы сводятся к следующему:
1. Раскрыть сущность конституционно-правового статуса Российской Федерации.
2. Дать характеристику основным элементам конституционно-правового статуса Российской Федерации.
3. Выявить проблемы оформления и развития конституционно-правового статуса Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность конституционно-правового статуса Российской Федерации
1.1 Конституционно-правовой статус государства в конституционном праве
1.2 Общая характеристика конституционно-правового статуса Российской Федерации
2. Основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации
3. Проблемы оформления и развития конституционно-правового статуса РФ
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ WordPad.doc

— 233.15 Кб (Скачать файл)

 

Часть 2 статьи 3 Конституции РФ устанавливает, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Отсюда М.В. Баглай заключает, что «осуществление власти народа происходит в двух формах: 1) непосредственно, 2) через органы государственной власти и органы местного самоуправления». По мнению же Е.И. Колюшина, «установлены три канала осуществления власти народа: непосредственно, через органы государственной власти и через органы местного самоуправления». На наш взгляд, в данном случае речь, по сути дела, идет о том, что народовластие может осуществляться через институты прямой (непосредственной) демократии и институты косвенной (представительной) демократии. Носитель верховной власти, народ, эту власть может осуществлять непосредственно при решении как государственных вопросов федерального и регионального уровней, так и местных вопросов. Вместе с тем, народ вправе осуществлять свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Но поскольку согласно статье 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то едва ли правильно осуществление власти народа через органы государственной власти и через органы местного самоуправления объединять в одну форму. Скорее всего, здесь налицо две схожие, но тем не менее различные формы косвенного (представительного) народовластия. Таким образом, в рассматриваемом случае более верной представляется точка зрения Е.И. Колюшина: Конституция РФ устанавливает три канала (формы) осуществления народовластия: а) непосредственно, б) через органы государственной власти (федерального или регионального уровней), в) через органы местного самоуправления.1

 

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3 Конституции РФ). Из смысла статьи 32 Конституции РФ вытекает, что право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации. Прямое (непосредственное) народовластие возможно и в других формах, но они в Конституции РФ не указаны. Специалисты же в области теории права и государства, конституционного права указывают, например, на такие формы: всенародное обсуждение законопроектов, институт народной инициативы, собрания избирателей, петиции, индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

 

Последовательное осуществление принципов и норм представительной демократии требует установления республиканской формы правления. Поэтому постсоветская Россия - государство, которое по форме правления является республикой (часть 1 статьи 1 Конституции РФ).

 

В части 4 статьи 3 Конституции РФ установлена противоправность действий, посягающих на народовластие в России. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

 

Народный суверенитет нельзя противопоставлять правам и свободам человека и гражданина. Эти два института находятся в отношениях единства. Кроме того, народный суверенитет предполагает уважительное отношение к правам и свободам социальных общностей, выделяющихся по определенным признакам, например, по языковым, религиозным, этническим и др.

 

Социальное государство. Формула «социальное государство» имеет место в конституциях ряда западноевропейских государств (Италия, ФРГ, Франция и др.). Так именуют государство, которое заботится о социально слабо защищенных слоях населения (безработных, нетрудоспособных, инвалидах и др.), стремясь к тому, чтобы свобода и социальная справедливость были одинаково дороги личности, обществу и государству. Этим социальное государство в корне отличается от системы диктатуры пролетариата, социалистического государства, которые пытаются обеспечить всеобщее счастье, социальную справедливость, благополучие трудящимся, отказываясь от свободы, сводя принцип юридического равенства к уравниловке, сковывающей инициативу, активность, предприимчивость.

 

В Конституции РФ (часть 1 статьи 7) Россия представлена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это достаточно абстрактная формулировка. Но, судя по ключевым понятиям «достойная жизнь» и «свободное развитие человека», заключенным в ней, можно сделать вывод, что здесь речь идет о намерении государства обеспечить гражданам возможность материального благополучия на уровне мировых стандартов, доступа к ценностям культуры, достижениям науки и техники, личной безопасности, умственного, физического, нравственного, эстетического совершенствования.1

 

Этим определяется содержание социальной политики российского государства. В Российской Федерации, согласно ее Конституции (часть 2 статьи 7), охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 

Разделение властей. В отличие от всех предшествующих конституций советского типа, в ныне действующей реализован классический принцип разделения властей, который характерен для всех современных государств - приверженцев гуманистических и демократических традиций. В статье 10 Конституции РФ прямо записано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

 

Согласно статье 11 Конституции РФ, на общефедеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Возникающая при этом проблема разграничения предметов ведения и полномочий между общефедеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации должна разрешаться Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

 

Федерализм. В понимании федерализма разброс мнений достаточно широкий. Но существует известное единство в том, что федерализм - один из структурообразующих принципов основ конституционного строя постсоветской России. Последовательное проведение этого принципа в жизнь позволяет избежать крайностей, в основе которых - имперские амбиции, тоталитаристские устремления одних политических сил и сепаратизм, национализм других. Позволяя органически сочетать централизацию и децентрализацию, федерализм вместе с тем способствует развитию демократии, широкому вовлечению граждан в процессы принятия решений на всех уровнях государственной власти, управления и самоуправления. Федерализм - это свобода и ответственность, диалог, открытое обсуждение сложных вопросов, а в конфликтных ситуациях - совместный поиск путей к компромиссу.

 

Согласно статье 1 Конституции РФ, Россия - федеративное государство. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Это означает, что государственное устройство в России основано на принципе федерализма.

 

Российская Федерация состоит из субъектов РФ. Хотя эти субъекты имеют различные названия (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), но юридически они являются равноправными. Федеративное устройство России основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (статья 5 Конституции РФ).

 

Иногда федерализм толкуется излишне широко. В его содержание включают еще культурную автономию и местное самоуправление. Между тем, культурная автономия и местное самоуправление -самостоятельные явления, не находящиеся в тесной связи с федерализмом. При достаточно прочных демократических традициях институты культурной автономии и местного самоуправления могут успешно развиваться и в условиях унитарного государства. Вместе с тем, полноценный федерализм обязательно предполагает установление системы хорошо отлаженных связей и взаимоотношений с институтами культурной автономии и местного самоуправления.

 

Декларация России в ее Конституции федеративным государством - это одно. Утверждение же этого принципа на деле - это уже другое. В развитии федеративных отношений в современной России достаточно выразительно проявляются две взаимосвязанные тенденции: с одной стороны, наблюдается тенденция к расширению самостоятельности субъектов Российской Федерации, а с другой - тенденция к укреплению единства Российской Федерации как государства, воплощающего суверенитет всего российского народа, обеспечение его целостности, независимости и безопасности. С этим связаны сложности, возникающие на пути устойчивого развития Российской Федерации. Кроме того, существуют проблемы в области правового, законодательного обеспечения федеративных отношений.1

 

Плюрализм (от лат. pluralis - множественность, множественное число). В советское время популярная среди западных либералов концепция плюралистической демократии подвергалась резкой критике. В постсоветской России плюрализм в смысле идеологического, политического и даже экономического плюрализма образует один из элементов основ конституционного строя.

 

Принцип идеологического плюрализма закреплен в части 1 статьи 13 Конституции РФ: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». Это значит, что каждый (в отдельности или входя в состав какой-то партии, какого-то общественного объединения) волен свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции о политическом, экономическом и социальном развитии общества, предлагать властным и иным структурам рекомендации, публично выражать и защищать свои взгляды и убеждения и т.п. Принцип идеологического плюрализма, распространяя свое значение на философию, науку, культуру и искусство, способствует преодолению застоя в этих сферах человеческой деятельности, развитию нового.

 

В условиях идеологического плюрализма никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (часть 2 статьи 13 Конституции РФ). Эта норма - конституционная гарантия против сползания государства к тоталитаризму, тирании, которые представляют собой исключительную опасность для свободы и демократии.

 

С принципом идеологического плюрализма теснейше связан принцип политического плюрализма. В отличие от тоталитарных государств, государств с крайне низким уровнем правовой и политической культуры, в демократических государствах имеют место различные партийные системы: двухпартийные, многопартийные. Конституция Российской Федерации сделала выбор в пользу многопартийной системы. Это естественно, поскольку Россия - демократическое государство. Согласно части 3 статьи 13 Конституции РФ, «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». Из смысла этой конституционной нормы вытекает, что в постсоветской России правомерна только такая партийная система, которая включает в себя как минимум две партии.

 

Однако какая бы партийная система - двухпартийная или многопартийная - в Российской Федерации ни установилась, все они, как и общественные объединения, равны перед законом (часть 4 статьи 13 Конституции РФ). Это означает, что к ним предъявляются одинаковые требования при регистрации, устанавливается единый порядок защиты имущества и прекращения деятельности.

 

Идеологический и политический плюрализм имеют, однако, границы.

 

Каждому гарантируется свобода мнений и слова, но не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (части 1 и 2 статьи 29 Конституции РФ). Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13 Конституции РФ).

 

Идеологический и политический плюрализм ведут к толерантному отношению к религии.

 

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28 Конституции РФ). Но Российская Федерация не теократическое, а светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

 

В мировой практике светским считается государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает отделение государства от церкви и невмешательство их в дела друг друга. Противоположностью светского государства считается теократическое государство - государство, в котором государственная власть не отделена от церкви, при этом последнее оказывает прямое и непосредственное влияние на характер государственной деятельности.

 

Соответственно, светский характер Российского государства означает невмешательство церкви в дела государства, а государства в дела церкви. Конституция РФ (ст. 14) устанавливает, что в Российской Федерации церковь отделена от государства, никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной, каждому гарантируется свобода совести и вероисповеданий. В соответствии с Конституцией (ст. 28) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14). Принцип отделения религиозных объединений от государства согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. Равно и религиозные объединения не должны вмешиваться в дела государства, выступать в качестве составной части каких-либо его организаций и учреждений, в том числе государственных школ, дошкольных учреждений и др. Это, однако, не исключает изучения в школах, иных учебных заведениях истории религии, ее роли в обществе и т.п.

Информация о работе Конституционно правовой статус российского государства