Конституционные права и обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Часть 1 ст.1 Конституции Российской Федерации провозглашает нашу страну демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Суть правового государства раскрывается через ст.2 Конституции: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Этот конституционный принцип – одна из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Содержание

Введение ----------------------------------------------------------------------------------2
Конституционные права и свободы человека и гражданина.------------------4
Конституционные обязанности человека и гражданина.----------------------13
Заключение.-----------------------------------------------------------------------------21
Список использованной литературы.----------------------------------------------24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Живайкина М.С. 1 курс.docx

— 51.21 Кб (Скачать файл)

Итак, у гражданина (человека) всегда есть право обратиться в суд. При этом, это может быть не только судебный орган РФ, но Европейский  суд по правам человека и гражданина.

В соответствии с Европейской  конвенцией условиями для обращения  граждан и юридических лиц, находящихся  под юрисдикцией Российской Федерации, в Европейский суд являются: 1) предполагаемое нарушение со стороны  Российского государства какого-либо личного неимущественного либо имущественного права лица (из перечисленных в  Конвенции); 2) исчерпание всех внутренних средств правовой защиты в России; 3) соблюдение шестимесячного срока  после принятия последнего решения  российской инстанцией. При этом "исчерпанность" средств правовой защиты применительно  к российской правовой системе должна означать, что дело было предметом  рассмотрения Высшего Арбитражного Суда или Верховного Суда РФ, а в  некоторых случаях - Конституционного Суда РФ. Кроме того, суд также  объявляет неприемлемой любую жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями  Европейской конвенции, явно необоснованной или поданной с нарушением (ст.35 Конвенции).

В этой связи приведем примеры  отстаивания своих прав российскими  гражданами на европейском уровне:

- Посохов против Российской  Федерации (Жалоба №63486/00). Постановление  Европейского суда по правам  человека от 4 марта 2003 г.;6

- Калашников против Российской  Федерации (Жалоба №47095/991). Постановление  Европейского Суда по правам  человека от 15 июля 2002 г.;7

- Бурдов против России (Жалоба №59498/00). Постановление Европейского  Суда по правам человека от 7 мая 2002 г.8

Если обратиться к содержанию данных дел, то станет ясно, что права  человека и гражданина в Российской Федерации ущемляются, нарушаются, создаются препятствия к их реализации - ежедневно! Взять хотя бы дело Калашников против Российской Федерации (Жалоба №47095/991). Нарушения прав, на которые указывал заявитель, связанные с заключением  и содержанием в тюрьме – характерны для каждого места заключения.

Таким образом, ситуация с  правами и свободами человека и гражданина в России остается сложной. С одной стороны, законодатель четко  прописывает права и обязанности  гражданина, создает механизм по защите и реализации правомочий. С другой стороны, продолжаются нарушения личных прав и свобод на разных уровнях  государственной системы, на разных этапах реализации прав. Можно сделать  вывод, что основная проблема практической реализации прав и свобод граждан, их защите, заключается в правовом нигилизме  абсолютного большинства граждан  России. По-прежнему большинство граждан  Российской Федерации считают, что  отстаивать свои права бесполезно. Поэтому и получается, что не создаются  прецеденты защиты прав, продолжаются нарушения. Ведь если есть права и  механизмы их защиты, то нет препятствий  к их реализации. И именно низкий уровень правосознания большинства  населения, допускающего или молчаливо  соглашающегося с попранием их прав, и является основной проблемой с  их реализацией и защитой.

 

 

 

Конституционные обязанности человека и гражданина

 

В правовом государстве обязанности  представляют собой комплекс морально-правовых требований, предъявляемых к личности и вытекающих из объективных потребностей развития и совершенствования общества, самой личности9.

В литературе традиционно  большое внимание уделяется правам и свободам человека и гражданина. Однако предоставление всем одних только прав без каких-либо обязанностей означало бы упразднение всякой свободы и  демократии, так как свобода одного неизбежно выступает как мера ограничения свободы других, как  следствие их обязанностей. Вот почему необходимо, не забывая о правах и свободах, глубоко раскрыть вторую сторону неразрывного диалектического  единства: обязанности, ответственность, общественный долг, дисциплина и организованность граждан, – ибо те широкие права  и свободы, которыми они располагают, могут быть успешно реализованы  только при выполнении ими своих  обязанностей.

Единство прав и обязанностей в обществе является важнейшим принципом, выражающим гармоничное сочетание  личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные требования, притязания гражданина и  правового государства. Тезис о  том, что «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», получает здесь реальное воплощение. При этом обязанности, как и права, носят  реальный характер и коренным образом  отличаются от тех обязанностей, которые  декларативно провозглашаются в  Конституциях социалистических стран, где государство – чужая для  них сила, сила, служащая интересам  одной лишь, господствующей во всех сферах общественной жизни партии.

Конституционные обязанности  человека и гражданина – это выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению  любых лиц, находящихся на его  территории. К этому определению, соответственно, относятся как граждане, так и не граждане данного государства.

Иными словами обязанности  можно определить как конкретную (нормированную) форму выражения  ответственности. Будучи предписаниями  о должном, они представляют собой  четко зафиксированный в законодательном  порядке реестр требований, предъявляемых  обществом к личности. Этот реестр выражает минимум, а не максимум, так  как законом нельзя охватить всего  содержания и всех форм проявления ответственности. Юридические обязанности  – лишь официальные определители вида и меры желательного поведения, выражение государственной необходимости. Общественно необходимое поведение  постулируется в законе как юридическая  обязанность, исполнение которой поддерживается авторитетом власти.

И в то же время – это  выражение свободы индивида, ибо  свобода есть мера необходимости. Обязанности  устанавливаются как в интересах  общества, так и в интересах  самого правообязанного субъекта. Конечно, отдельно взятая юридическая обязанность  ограничивает в известной мере свободу  индивида, его волю, желания; она  может внешне восприниматься им как  нечто стесняющее его действия, как  форма принуждения (например, обязанность  защиты отечества и уплаты налогов). Там не менее обязанность, наряду с правом, – предпосылка свободы  и, в конечном счете, выражает собственные  интересы ее носителя, даже если он этого  не осознает10.

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед  государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

Наряду с правами и  свободами обязанности являются составной частью правового статуса  личности. Этим и определяется то, что  они закрепляются в гл. 2 Основного  закона. Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты  порядка, основанного на праве, а  порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Некоторые обязанности человека, наряду с правами, возникают только с достижением определенного  возраста, например, воинская обязанность.

Согласно ч.2 ст. 6 Конституции, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан. Принцип равенства обязанностей по общему понятию распространяется на граждан и не граждан. Конституция  не освобождает не граждан от некоторых  обязанностей (платить налоги, сохранять  природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые  обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).

Как уже подчеркивалось, конституционные обязанности могут  возникать у гражданина и (или) человека, следовательно, возможно разделение конституционных  обязанностей на обязанности граждан  и обязанности людей (сюда необходимо включить лиц без гражданства  и иностранных граждан).

Конституция РФ устанавливает  несколько основных обязанностей. (Приложение 3) Так, например,    важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого, иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст.15).

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Эта обязанность распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, без исключений.

Данную конституционную  обязанность не следует ограничивать только Конституцией Российской Федерации  и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Взаимное уважение прав и  свобод человека и гражданина –  эта еще одна важная обязанность  граждан. Обладание правами и  свободами не может означать произвола  при их осуществлении или злоупотребления  ими. Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции  РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права  и свободы других лиц. Это важнейшее  условие реализации свободы и  основополагающий принцип правопорядка. Идея правового государства о взаимной свободе и ответственности непосредственно связаны с утверждением в обществе и государстве взаимного уважение прав и свобод человека и гражданина.

 Уважение к чужим  правам требует развитого правосознания  и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно, когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Конституционно закреплена обязанность каждого платить  законно установленные налоги и  сборы (ст. 57). Эту обязанность охраняют множество законов и нормативных  актов. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность. Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Закрепляется обязанность  каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции), ведь от того, насколько добросовестно будет сохранятся природа, зависит жизнь. Уничтожение природных богатств ведет к уничтожению жизни вообще.

Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"11.

В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В данном случае правовая обязанность  соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный  закон гражданского поведения. Понятие "отечество" относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого  человека с его предками и их делами, в нем олицетворение истории, культуры, духовности многонационального народа России. Но зашита Отечества  и несение военной службы - это  не одно и то же. Зашита Отечества  предполагает обязанность каждого  военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны  и всеобщей мобилизации. Закон о воинской обязанности и военной службе12 установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Исполнение данной обязанности регулирует множество нормативных актов, в том числе за уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность.

Существует категории  граждан, убеждения которых или  их вероисповедание противоречит несению  военной службы. В этих, а также  в иных установленных законом  случаях граждане имеют право  на замену военной службы альтернативной гражданской. Альтернативная служба осуществляется в медицинских и других учреждениях.

 Так же среди обязанностей  установленных Конституцией Российской  Федерации можно увидеть и  обязанность заботиться о памятниках  истории и культуры. Часть 3 ст. 44 Конституции говорит именно об этой обязанности. Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отношения в этой области регулируют Основы законодательства Российской Федерации о культуре 1992г., Закон РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры 1978г. Указом Президента РФ от 20 февраля 1995г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включающий такие объекты всех регионов страны.

Информация о работе Конституционные права и обязанности