Конституционный Суд РФ: правовой анализ деятельности и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Итак, цель данной курсовой работы – изучить правовой анализ деятельности и проблемы Конституционного Суда Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
— изучить историю развития конституционного судопроизводства в России;
— изучить структуру Конституционного Суда России;
— рассмотреть место Конституционного Суда Российской Федерации в механизме государственной власти;
— изучить компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации;
— состав, порядок образования, срок полномочий, прекращение полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Конституционный Суд РФ: история становления
и правовое регулирование деятельности…………………6
1.1 Правовой статус Конституционного Суда РФ……………………….6
1.2 История возникновения института Конституционного Суда РФ…..9
1.3 Законодательное регулирование деятельности
Конституционного Суда РФ……………………………………………...14
2. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………..18
2.1 Принципы деятельности Конституционного Суда РФ……………..18
2.2 Компетенция Конституционного Суда РФ………………………….20
2.3 Состав, порядок образования, срок полномочий, прекращение полномочий судей Конституционного Суда РФ……………………………....24
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по кпр.docx

— 52.90 Кб (Скачать файл)

Дальнейшая критика Комитета конституционного надзора фокусировалась на недостатках в тщательном обосновании  мнений и том факте, что некоторые  решения Комитета, в сущности, остались невыполненными и, конечно же, попытка  Комитета продемонстрировать свою нейтральность  потерпела крах, когда его члены  стали высказываться по важным политическим вопросам за пределами Комитета. В  итоге члены Комитета не сумели занять прочную позицию в заявлении  от 19 августа 1991 г.

Конституционный Суд в  нашей стране в его нынешнем виде появился в 1994 г. Заметим, что сама Конституция  Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г., Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде в Российской Федерации» был принят 21 июля 1994 г., т.е. практически спустя полгода после Конституции Российской Федерации, а Федеральный конституционный закон «О судебной системе в Российской Федерации», к примеру, был принят в 1996 г. 31 декабря (спустя 3 года) после Конституции Российской Федерации. Так почему же потребовалось столь скорое принятие именно в форме ФКЗ закона, определяющего правовое положение Конституционного Суда?

Во-первых, сама Конституция  Российской Федерации предусматривает, что деятельность Конституционного Суда должна регулироваться именно Федеральным конституционным законом, а не просто федеральным законом. Напомним, что для принятия или внесения изменения в любой ФКЗ необходимо получить его одобрение не менее чем 2/3 от голосов Федерального собрания Российской Федерации, в которое входят Государственная Дума Российской Федерации и Совет Федерации (нижняя и верхняя палаты парламента). Таким образом, принятие именно в форме ФКЗ акта, регулирующего деятельность, объясняется тем, что такую форму законодательного акта очень трудно изменить, что придает законодательную стабильность основных положений деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

Во-вторых, причина такого скорейшего принятия ФКЗ «О Конституционном  Суде в Российской Федерации» заключается в той политической ситуации, которая существовала в стране на тот период времени.

В период с 1992 г. до 1993 г. деятельность Конституционного Суда Российской Федерации внесла значительный вклад в становление конституционного правосудия в нашей стране, хотя реакция общественности была неоднозначна. Учитывая ситуацию острой конфронтации между органами законодательной и исполнительной власти, Конституционный Суд Российской Федерации оказался вовлеченным в водоворот политических страстей. Все эти факторы привели к приостановлению деятельности Конституционного Суда Российской  Федерации осенью 1993 г8.

Конституция России 1993 г. сохранила  Конституционный Суд как самостоятельный  институт власти, хотя и внесла изменения  в его компетенцию. Однако на момент вынесения Конституции Российской Федерации на всенародное голосование между авторами - составителями проекта не было единого мнения по поводу точной характеристики Конституционного Суда. Этот пробел в Конституции восполнил ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», который на основе ст. 128 Конституции Российской Федерации установил полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда.

Являясь специальным органом  судебной власти, Конституционный Суд  Российской Федерации, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и непосредственного действия Конституции Российской Федерации и баланса властей, выступает еще и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. В этом выражается его двуединая правовая природа. По сравнению с предшествующим законом о Конституционном Суде и действовавшей ранее Конституцией комментируемый ФКЗ не использует термин "высший" при определении Конституционного Суда.

И он действительно не является высшим органом в том понимании, что он не возглавляет какую-либо систему судебных органов, в том  числе конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и не является для судебной системы надзорной, кассационной либо апелляционной инстанцией.

Однако не следует упускать из вида и то обстоятельство, что  Конституционный Суд Российской Федерации все же можно назвать высшим органом в том смысле, что он занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в стране, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, связан при осуществлении судопроизводства только Конституцией Российской Федерации как вершиной правовой системы и ФКЗ «О Конституционном Суде».

Конституционное судопроизводство - это процессуальная форма деятельности конституционных судов, которые  применяют и интерпретируют конституционные  нормы и решают различные юридические  дела, относящиеся к их компетенции. Результат конституционного судопроизводства - устранение неопределенности в вопросе  о соответствии нормативного акта либо договора Конституции Российской Федерации, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо дать официальное истолкование Конституции Российской Федерации.

Закрепление в Конституции  России принципа ее высшей юридической  силы и прямого действия (ч. 1 ст. 15), что сделано впервые, его конкретизация  в признании прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими (ст. 18) и гарантирование каждому  судебной защиты его прав и свобод (ст. 46)9 создало необходимые юридические предпосылки для превращения Конституции из декларативного документа в непосредственно действующее право.

 Признание верховенства, высшей юридической силы и  прямого действия Конституции  означает, прежде всего, что государство  считает себя связанным конституцией, правом, подчиняется им. Это означает  также, что каждый субъект права  - государственный, общественный  орган, организация, должностное  лицо, гражданин - должен сверять  свои юридически значимые действия, прежде всего с Конституцией. Указанные принципы приобретают  особый смысл в федеративном  государстве: как федеральные  законы, конкретизирующие конституционные положения, так и конституции (уставы), законы, иные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции. Конституция является реальным правовым основанием для отмены актов и пресечения действий, которые ей противоречат.

Конституционный Суд - не единственная составляющая механизма правовой защиты Конституции. Ответственность за ее соблюдение и охрану лежит на всех органах публичной власти и должностных  лицах. Гарантом Конституции Российской Федерации является Президент Российской Федерации (ст. 80, ч. 2, Конституции Российской Федерации). В конституционном контроле участвуют (должны участвовать) Федеральное  Собрание, Правительство Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы субъектов Федерации, судебные, прокурорские и иные органы федерального и регионального уровня в пределах своей компетенции. Вместе с тем  конституционный контроль для большинства  из них не основная, а дополнительная функция, нормотворческая же деятельность государственных органов является в свою очередь объектом специального конституционного контроля - судебного. Поэтому именно судебный конституционный  контроль, осуществляемый Конституционным  Судом России, конституционными (уставными) судами субъектов Федерации, призван  занять ведущее место в правовой защите Конституции10.

1.3 Законодательное регулирование  деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации  и Федеральным конституционном  законом» О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд Российской Федерации в своей деятельности руководствуется исключительно  Конституцией; подчиняться только ей клянутся судьи Конституционного Суда, принося присягу при вступлении в должность. Именно Конституция, в соответствии с ч. 1 ее ст. 15, имеет высшую юридическую силу, ей не могут противоречить законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации. В то же время, согласно Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17); эти принципы и нормы, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы; при этом международный договор имеет приоритет перед законом в случае их коллизии.

Результатом конституционного судопроизводства является устранение неопределенности в вопросе о  соответствии нормативного акта или  договора Конституции Российской Федерации, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо дать официальное истолкование Конституции Российской Федерации.

Цели и задачи конституционного судопроизводства определены в Законе  «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ч. 1 ст. 3). К их числу относятся защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

Общая характеристика полномочий Конституционного Суда Российской Федерации содержится в ст. 125 Конституции Российской Федерации. В рамках конституционного судопроизводства решаются исключительно вопросы права. Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (ч. 3 и 4 ст. 3 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). В этих нормах закреплен принцип связанности Конституционного Суда Российской Федерации компетенцией всех других судов. В рамках конституционного судопроизводства решаются только конституционные споры, проблемы конституционности.

Полномочие Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля по рассмотрению жалоб граждан имеет огромное значение для каждого человека. Оно  может стать на практике одной  из наиболее эффективных гарантий реального  обеспечения прав и свобод граждан  в сфере исполнительной власти.

Разрешая дела в пределах своей компетенции, принимая решения, которые обязательны на всей территории Российской Федерации для всех органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций должностных  лиц, граждан и их объединений, Конституционный  Суд Российской Федерации выполняет тем самым свою конституционную обязанность - обеспечение законности в Российской Федерации.

В целях обеспечения исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, в соответствии с которыми на государственные органы и должностных лиц возлагается обязанность по приведению законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда.

Исходя из этого, на Правительство  Российской Федерации возложена обязанность не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда внести в Государственную Думу проект нового федерального закона либо законопроект о внесении изменений и дополнений в закон, признанный неконституционным. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обязаны не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда отменить или изменить свои нормативные акты, если они признаны неконституционными. Соответствующие обязанности установлены и для органов государственной власти субъектов Федерации. В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» предусмотрен механизм ответственности за неисполнение этих обязанностей.

 

Глава 2.  СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Принципы деятельности  Конституционного Суда Российской  Федерации

В своей деятельности Конституционный  суд Российской Федерации руководствуется  следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык конституционного судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон11.

- Независимость. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

В своей деятельности судьи  Конституционного Суда Российской Федерации  выступают в личном качестве и  не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных  лиц, государственных и территориальных  образований, наций, социальных групп. Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

 Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.

Конституционный суд независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей работы. Имущество, которым он пользуется в процессе осуществления своих функций, является федеральной собственностью.

Какое бы то ни было ограничение  правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного суда, оговоренных законом, не допускается.

- Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом  Российской  Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать  решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании  палаты - при наличии не менее  трех четвертей ее состава. При определении  кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в  рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Информация о работе Конституционный Суд РФ: правовой анализ деятельности и проблемы