Конституция РФ, ее сущность и юридические свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение понятия, формы и сущности Конституции РФ, определение ее структуры и рассмотрение юридических свойств Конституции РФ.

Содержание

Введение
Глава 1.Понятие Конституции РФ
Глава 2.Сущность Конституции РФ
Глава 3.Форма и структура Конституции РФ
Глава 4.Юридические свойства РФ
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по конституционному праву Назарова Т.А..docx

— 50.83 Кб (Скачать файл)

Такой упрощенный порядок  изменения в совокупности с политическими  факторами нарушал стабильность Конституции и привел к тому, что  в прежнюю Конституцию Российской Федерации было внесено за короткий период около 350 поправок.

Учтя предшествующий отечественный  опыт, нормативные установления конституций  зарубежных демократических государств и укрепляя конституционную стабильность, действующая Конституция внесла в рассматриваемый процесс существенные изменения.

Прежде всего Конституция 1993 г. применяет новую терминологию - вводятся понятия "пересмотр" Конституции  и "поправки" к ней. Посвященная  этому гл. 9 носит название "Конституционные  поправки и пересмотр Конституции". Она содержит четыре статьи - 134 - 137.

В ст. 134 впервые в конституционном  акте введена новая норма, устанавливающая  перечень субъектов, которые могут  инициировать процесс пересмотра Конституции  и внесения в нее поправок. В  прежней Конституции вопрос о  таких субъектах не регламентировался.

Теперь предложение о  поправках и пересмотре положений  Конституции могут вносить Президент  РФ, Совет Федерации, Государственная  Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов  Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной  Думы.

Круг субъектов, наделенных указанным правомочием, уже того, который в ст. 104 Конституции определен  в качестве субъектов законодательной  инициативы. Это вполне правомерное  ограничение вытекает из различий конституционного и текущего законодательства.

Анализ гл. 9 показывает, что  в Конституции предусмотрены  три различных режима внесения новых  положений в ее текст: пересмотр, поправки и изменения в ст. 65.

Пересмотр означает принятие новой Конституции. Его условия  определены в ст. 135 Конституции. Пересмотр  связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В этих главах содержатся положения, выражающие концептуальную сущность Конституции, а также обеспечивающие ее стабильность. Отсутствие у Федерального Собрания - представительного и законодательного органа Российской Федерации - права принимать новую Конституцию означает, что утверждена новая концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной законодательной властью. Однако законодательный орган не отстраняется от участия в процессе пересмотра Конституции. Статья 135 предусматривает, что предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшее движение только в случае его поддержки тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только при этом условии в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (к настоящему времени указанный закон не принят).

Конституционное Собрание в  соответствии с Конституцией наделено учредительными полномочиями. Оно может  подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с решениями  палат Федерального Собрания, поддержавших инициативу о пересмотре Конституции. В случае согласия с инициативой  пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции  и принимает его двумя третями  голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция  считается принятой, если за нее  проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст. 136) допускаются только к гл. 3 - 8. Они  принимаются в порядке, предусмотренном  для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа  членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы. Кроме того, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной  власти не менее чем 2/3 субъектов  Федерации. Правовым актом, которым  вносится поправка, является закон  Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Такое толкование ст. 136 о форме правового акта дано, как отмечалось выше, в Постановлении  Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. В данном Постановлении отмечалось также, что Федеральное Собрание может определить в федеральном  законе порядок принятия и внесения поправок в Конституцию. Такой федеральный  закон был принят в 1998 г.

Федеральный закон "О порядке  принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текст Конституции. Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, то внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через один год. Федеральный закон предусматривает участие Верховного Суда РФ в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах Федерации, и в соответствующих случаях вопрос о результатах пересматривается по решению Верховного Суда в порядке, установленном законом.

Закон Российской Федерации  о поправке к Конституции получает наименование, отражающее суть данной поправки. Под поправкой в соответствии с Законом понимается любое изменение  текста гл. 3 - 8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав.

После одобрения обеими палатами закона о поправке Председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего  сведения уведомление, включающее текст  закона с указанием дат его  одобрения палатами. Такое опубликование  не является официальным опубликованием закона, поскольку он еще не вступил  в силу. Только после одобрения  закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов  Российской Федерации Председатель Совета Федерации направляет закон  Президенту для подписания и официального опубликования. Принятая поправка подлежит внесению Президентом в текст  Конституции, и в месячный срок со дня вступления в силу закона о  поправке Президент осуществляет официальное  опубликование Конституции с  внесенными в нее поправками.

Положения Конституции 1993 г. об изменениях относятся только к  нормам ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. Статья 137 Конституции, закрепляющая порядок изменения, распространяет его на следующие случаи: принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта; изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137) и изменения наименования субъекта (ч. 2). Предусмотренные в ст. 137 вопросы не могут решаться в режиме поправки к Конституции в силу их особого характера.

Конституция в ч. 2 ст. 65 закрепляет, что принятие в Российскую Федерацию  и образование в ее составе  нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным  законом, а в ч. 5 ст. 66 устанавливает, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным  законом.

Упомянутые законы, пока не принятые, урегулируют порядок  решения предусмотренных в этих статьях вопросов. Очевидно, что  при их решении обязательным является согласие (или инициатива) субъекта РФ и поэтому здесь неприменим порядок, установленный для внесения поправки в Конституцию: голосование  в палатах Федерального Собрания (положительное или отрицательное), одобрение (или неодобрение) других субъектов. Согласие субъекта не может  быть преодолено несогласием палат  или других субъектов.

Кроме того, следует учесть, что подобного рода изменения  не затрагивают содержательных положений  норм Конституции, имеющих регулирующее значение.

Что касается изменения наименования субъекта (ч. 2 ст. 137), то этот вопрос относится  к исключительным полномочиям самого субъекта. Однако остался открытым вопрос о том, каким правовым актом  должно быть внесено новое наименование в Конституцию. По запросу Государственной  Думы о толковании ч. 2 ст. 137 Конституционный Суд в своем постановлении определил, что новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции указом Президента РФ. Однако Конституционный Суд определил, что изменение наименования субъекта в рамках ч. 2 ст. 137 не должно нарушать основы конституционного строя, права других субъектов Федерации, права и свободы человека и гражданина.

По вопросу о том, в  чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Одним из распространенных представлений является трактовка  сущности конституции как общественного  договора. По ней предполагается, что  все члены общества заключили  договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается  данное общество, по каким правилам оно живет.

По этим концепциям Конституция - выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят  сущность конституции в воплощении божественных предписаний человеческому  обществу о правилах жизни, считают, что в конституции воплощаются  идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые школы естественного  права считают, что сущность конституции  заключается в воплощении в ней  многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие  конституции обладают по этой концепции  необходимой прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных»  конституций, составляющихся в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений  и заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и  связывающие ее сущность с государственной  Волей. Конституция при этом рассматривается  как самоограничение государственной  власти: поскольку возможности государственной  власти безбрежны, то, чтобы не допустить  произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы  этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической  основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции  в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а волю господствующего класса, т. е. что конституция является классовой  по своей сущности.

Такое представление о  сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность  насилия, подавления, репрессий, массового  уничтожения людей, неограниченного  нарушения прав человека и гражданина, полное огосударствление общества.

Во всех советских конституциях была заложена именно такая классовая  сущность, отражаемая в каждой из них  в большей или меньшей степени  открытой и обнаженной форме.

Действующая Конституция  Российской Федерации не восприняла постулата о классовой сущности конституции.

В ее сущности заложены другие начала - не классовые, а общедемократические.

Она по своему источнику  предстает как народная конституция, поскольку принята народом на референдуме, а не как установленная  государством.

Неприменима к Конституции  Российской Федерации 1993г. и ее трактовка  как общественного договора. Суть последнего заключалась в поголовном, едином, всеобщем согласии всех для  принятия конституции, а несогласным  даже предписывалось покинуть государство  или считать себя иностранцами. Такое  представление о сущности конституции  нежизненно.

Сущность Конституции, заключающаяся в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и несогласным с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает ее принятие при участии большинства избирателей  и поддержке ее большей частью числа последних.

Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим  признается тот строй, в котором  обеспечиваются права меньшинства.

Таким образом, действующая  Конституция Российской Федерации  по своей сущности как конституция  демократического правового государства  является выражением воли многонационального народа Российской Федерации, выраженной путем всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ  жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические  принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и  свобод.

 

ФОРМА И СТРУКУТУРА КОНСТИТУЦИИ РФ

Форма конституции - это способ организации конституционных норм.

По форме конституция  может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве  государств конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например Конституция  Италии, Основной закон Германии, Конституция  Российской Федерации и др. Однако в ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные конституции), в равной мере обладающих высшей юридической  силой. Примером может служить Швеция, Конституция которой состоит  из трех нормативных актов: Форма  правления 1974г., Акт о престолонаследии 1810г., Акт о свободе печати 1974г.

Информация о работе Конституция РФ, ее сущность и юридические свойства