Конституция Российской Федерации о сущности и особенностях государственного и муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:40, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - раскрытие содержания норм Конституции Российской Федерации, регулирующих государственное и муниципальное управление.
Задачами, выполнение которых необходимо для достижения вышеуказанной цели, являются:
определение места и роли Конституции Российской Федерации в системе государственного и муниципального управления;
анализ конституционно-правового статуса органов государственной власти, осуществляющих государственное управление;
определение конституционно-правового статуса местного самоуправления в системе государственного и муниципального управления.

Содержание

Введение 3
1. Конституция Российской Федерации как основа государственного и муниципального управления в Российской Федерации 6
1. Конституционное закрепление правового статуса органов государственной власти Российской Федерации 10
2. Конституционно-правовой статус местного самоуправления 16
Заключение 18
Список использованных источников и литературы: 20

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция Российской Федерации о сущности и особенностях государственного и муниципального управления.docx

— 44.39 Кб (Скачать файл)

Законодательную власть в  Российской Федерации представляет  парламент - Федеральное Собрание Российской Федерации. Федеральное Собрание является представительным и законодательным  органом Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации).

Функции и правовой статус Федерального собрания закреплены в  главе 5 Конституции Российской Федерации. Парламент состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (ст.95 Конституции Российской Федерации). Парламент осуществляет следующие функции по управлению государством:

  • функция представительства всего народа – депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации представляют различные социальные, национальные, профессиональные и другие слои населения. Это является объединяющим фактором всего народа путем выработки общих решений от его имени;
  • законодательная функция – только он принимает законы: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы о ратификации международных договоров и законы о поправках к Конституции Российской Федерации. Путем принятия законов осуществляется верховное руководство делами государства;
  • формирует или участвует в формировании органов государственной власти. Государственная Дума дает или не дает согласие

Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, Совет Федерации назначает членов Верховного Суда Российской Федерации, Государственная Дума может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, Федеральное Собрание может отрешить Президента Российской Федерации от должности;

  • осуществляет в различных формах парламентский контроль в отношении органов исполнительной власти : сообщения министров на заседаниях палат, вопросы и запросы парламентариев, контроль за исполнением государственного бюджета;

Законодательные органы субъектов  Российской Федерации выполняют  аналогичные функции, только в пределах своих территорий.

Аналогичные функции осуществляют в пределах своей территории законодательные  органы субъектов РФ. Кроме того, они участвуют в решении общефедеральных  вопросов таких как: право законодательной

инициативы в отношении  федеральных законов, утверждение  поправок к Конституции РФ, участие  в подготовке международных договоров, если они затрагивают интересы данного  субъекта.

Порядок формирования палат  Федерального Собрания регламентируются кроме Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»5, Федеральным законом от 03.12.2012 N 229-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»6.

Принятые парламентом  законы, указы главы государства  и решения судов приводятся в  исполнение органами исполнительной власти. Правительство Российской Федерации, согласно статьи 110 Конституции Российской Федерации, осуществляет исполнительную власть. Органы исполнительной власти играют первостепенную роль в системе  государственного управления.

Правительство Российской Федерации  является коллегиальным органом  общей компетенции и возглавляет  единую систему исполнительной власти. Правовую основу его деятельности кроме  Конституции Российской Федерации  составляет Федеральный конституционный  закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) «О Правительстве Российской Федерации»7 и иные нормативно правовые акты.

На основании и во исполнении Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных  указов Президента Российской Федерации  Правительство Российской Федерации  издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнения (ст.115 Конституции Российской Федерации).

Правительство Российской Федерации  – не единственный, а высший орган  исполнительной власти. Исполнительную власть Федерации — федеральную  исполнительную власть осуществляют многие другие органы, в том числе центральные  отраслевые органы исполнительной власти, министерства, ведомства, нижестоящие  административные федеральные органы, но они действуют в конечном счете  по поручению Правительства Российской Федерации. В одних субъектах Российской Федерации существуют свои правительства, в других исполнительной властью наделены главы администраций, иногда — администрация субъекта Российской Федерации, возглавляемая губернатором. Они осуществляют исполнительную власть субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов все органы исполнительной власти образуют единую систему органов исполнительной власти.

Правительство осуществляет деятельность в следующих сферах:

  • в сфере управления экономикой;
  • в сфере социальной политики;
  • в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан;
  • по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализация внешней политики страны;
  • издание постановлений и распоряжений;
  • иные полномочия.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст118 Конституции Российской Федерации). Судебная система устанавливается  Конституцией Российской Федерации  и Федеральным конституционным  законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О судебной системе Российской Федерации»8.

«Правосудие – это форма  государственной деятельности, которая  заключается в рассмотрении и  разрешении судом отнесенных к его  компетенции уголовных, гражданских, административных и иных дел»9. Принимая решения по таким делам, суд разрешает конфликты в обществе, используя государственную власть. Решение конфликтов в обществе - особый признак судебной власти. Он устанавливает также наиболее значимые юридические факты.

Судебная власть России имеет  свои особенности, но в то же время  определенные сходства с другими  государственными властями, взаимодействуя и воздействуя на них. Средствами воздействия на законодательную  власть является, конституционный контроль, осуществляемый в судебной форме, право  законодательной инициативы высших судов судебной системы Российской Федерации (Конституционный Суд, Верховный  Суд и Высший Арбитражный Суд), а также она влияет на законодательную  практику.

 

  1. Конституционно-правовой статус местного самоуправления

 

Местное самоуправление является одной из форм народовластия. Статья 12 Конституции Российской Федерации  закрепила местное самоуправление как одну из основ конституционного строя. Местному самоуправлению в Конституции  Российской Федерации выделена целая глава.

Согласно статьи 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Самостоятельность местного самоуправления выражается в – решении  вопросов местного значения, право  установления в соответствии с налоговым  законодательством местных налогов  и сборов, право на управление и  распоряжении муниципальным имуществом, право на создание собственных выборных органов.

Так как местное самоуправление является формой народовластия, Конституцией закреплено право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст.32 Конституции Российской Федерации); также граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации).

Органам местного самоуправления могут передаваться некоторые полномочия органов государственной власти в порядке делегирования.

Правовую основу деятельности местного самоуправления составляют Конституция  Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 22.10.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»10 и другие нормативно правовые акты.

Органами местного самоуправления являются: представительные органы –  собрания представителей; Собрания, сходы  граждан; главы местного самоуправления; местная администрация. Они выполняют  следующие функции:

  • обеспечение участия населения в решении местных дел;
  • управление муниципальной собственностью;
  • обеспечение развития управляемой территории;
  • охрана общественного порядка на управляемой территории;
  • защита интересов и прав местного самоуправления;
  • обеспечение потребностей населения в различных услугах.

Таким образом, местное самоуправление входит в единую систему государственного и муниципального управления, но одновременно не является частью системы государственной  власти. Приобретая самостоятельность, населения местного самоуправления получают шанс эффективного управления своим муниципалитетом исходя из своих потребностей.

 

Заключение

 

Конституция Российской Федерации  является основным нормативно правовым актом в организации государственного и муниципального управления. Одновременно являясь политическим документом, конституцией обозначены цели и задачи государства, на достижения и выполнения, которых  направлено государственное управление.

Государственное и муниципальное  управление осуществляется соответствующими органами государства и местного самоуправления. Конституция Российской Федерации представляет правовой документ, который учреждает эту систему органов государственной власти и муниципалитетов.

Устанавливая основные принципы деятельности органов различных  властей, Конституцией определяются конкретные рамки и направления развития государственного управления. Любая  управленческая деятельность в сфере  государственной власти должна способствовать обеспечению основных конституционных  принципов, таких как: демократизм, защита прав и свобод человека и гражданина, принцип народовластия, федерализм и государственная целостность и др.

На основе принципа разделения властей, Конституцией Российской Федерации, государственная власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Президент Российской Федерации, как особое звено системы управления, является главой государства и тем самым утверждается форма правления Президентской республики. Президент Российской Федерации не входит ни в одну из ветвей государственной власти и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Каждая ветвь государственной  власти имеет строго определенную компетенцию и исключена подмена полномочий между ними. В системе государственного и муниципального управления три ветви власти осуществляют: законодательная власть – законотворческую функцию; исполнительная власть – исполнительно распорядительную; судебная власть – правосудие.

Институт местного самоуправления является неотъемлемой частью управления внутри того или иного государства.

 

Список использованных источников и литературы:

 

  1. Нормативно правовые акты
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Российская газета», N 7, 21.01.2009.
  1. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) «О Правительстве Российской Федерации» // "Российская газета", N 245, 23.12.1997.
  2. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // «Российская газета», N 108, 24.05.2005.
  3. Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // "Российская газета", N 283, 07.12.2012
  4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О судебной системе Российской Федерации» // «Российская газета», N 3, 06.01.1997.
  5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 22.10.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Российская газета», N 202, 08.10.2003.
  1. Монографические публикации и статьи
  1. Барциц Н.Н. – Система государственного и муниципального управления: учебный курс: в 2 т. Т.1/ М.: «Изд.-во РАГС», 2011.
  2. В. Н. Романов, В. В. Кузнецов Система государственного и муниципального управления Учебное пособие. Ульяновск : УлГТУ, 2008.
  3. Система государственного и муниципального управления: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. Г.В. Атаманчука. – М.: изд-во РАГС, 2007.
  4. Административное право России: учебник. – 2-е издание. / под ред. Л.Л. Попова, М.: «Проспект», 2011.
  5. Чиркин В.Е. - Государственное и муниципальное управление.  Учебник. М.: «Юрист». 2003.

Информация о работе Конституция Российской Федерации о сущности и особенностях государственного и муниципального управления