Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение наиболее важных вопросов связанных с принятием новой Конституции в Российской Федерации (РФ) в 1993 году. Рассмотреть особенности и необходимость её принятия, отличительные черты, которые выделяют её среди многих других Конституций РФ. Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Глава 1. История развития Конституций Российской Федерации……..5
3. Глава 2. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года……………………………………………………………………15
2.1 Необходимость смены Конституции…………………………………….15
2.2 Конституционная комиссия………………………………………………19
2.3 Конституционное совещание…………………………………………….21
2.4 Развитие конституционного кризиса…………………………………….23
2.5 Референдум и выборы 12 декабря 1993 года……………………………26
4. Глава 3. Основные черты и сущность Конституции Рос¬сийской
Федерации 1993 года………………………………………………………28
5. Заключение………………………………………………………………...34
6. Список использованной литературы…………………………………..36
В президентской республике президент является главой исполнительной власти. Согласно статье 110 Российской Конституции, «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за пределы исполнительной власти. Но вместе с тем он оказывает мощное воздействие на нее, ибо «председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы» (статья 111). Кроме того, Председатель Правительства определяет основные направления его деятельности, не только руководствуясь Конституцией, федеральными законами, но и указами Президента (статья 113). Особое положение Президента Российской Федерации в системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п. 3 статьи 80, согласно которой, президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства" [16].
8. В действующей Конституции, в отличие от предшествующих, отсутствует положение о том, что право принятия Конституции относится к компетенции какого-либо органа государственной власти. Устанавливается, что принятие и изменение Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Федерации [10, с.48].
И, наконец, особенностью Конституции
РФ 1993 г. является ее отношение к федеративному
устройству России. Она придает статус
субъектов Российской Федерации не только
национально-государственным образованиям,
но и обычным административно-
По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, Индии, и в том числе России. Унитарными являются – конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России [14, с.520].
Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.
Сущность конституции РФ 1993 года
Определение сущности Конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.
По мнению немецкого политического деятеля Ферденанда Лассаля сущность конституции представляет собой "фактические отношения, силы, существующие в данном обществе". В современный период также принято считать, что конституция имеет социально-политическую сущность. Однако трактовки здесь существуют разные. Один подход присущ западным концепциям, другой - чисто марксистский, характеризующий любое явление в обществе с классовых позиций, конституция в этом случае также определялась как документ, выражающий классовые интересы (волю господствующего класса), т.е. суть конституции - это закрепление в ней существующего конфликта между классами.
Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция - это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.
Демократическая сущность конституции будет тогда наиболее полной, когда в ней оптимально с учетом международных стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом. Часто Конституция принимается в острейшей политической борьбе, противоборстве различных сил и выражаемых ими взглядах. Поэтому нередко Конституция – это итог компромисса между ними, например, между правящими силами оппозицией. В этой связи вполне уместным будет определение сущности конституции как юридически закрепляющего общественное согласие, которое основывается на личной и политической свободе [18].
Также сущность конституции, заключается в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.
Таким образом, действующая Конституция Российской Федерации по своей сущности как конституция демократического правового государства является выражением воли многонационального народа Российской Федерации, выраженной путем всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.
Заключение
В результате проведённого исследования по теме "Конституция 1993 г." можно сделать ряд выводов.
Российская Конституция — это документ своего времени. Она рассчитана по меньшей мере на переходный период развития России, о продолжительности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного, экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода.
Со временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самой Конституции, обнаруживаются «белые пятна» и несогласованности. Из текста Конституции фактически выпала, например, глава об избирательной системе, без которой Основной Закон страны выглядит явно недоработанным. И возникающие на этой почве коллизии на деле ведут к прямым нарушениям прописанных в Конституции же прав избирателей.
Сравнив «старые» конституции с действующей 1993 г, я сделала следующие выводы:
- отказ от характеристики
государства как
- устранение из конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;
- признание приоритетов прав человека и гражданина;
- признание частной
собственности, защищаемой
- постепенное видоизменение
структуры советской власти, отказ
от Республики Советов,
Все эти нововведения
«новой» конституции
Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии, несомненно, сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.
Хотелось бы также отметить, что система охраны Конституции РФ еще находится в стадии становления и далека от идеала. Но, несмотря на это, возникновение такой системы свидетельствует о повышении роли Конституции в нашем государстве, что само по себе важно, поскольку именно Конституция, принятая всенародным голосованием, должна ограничивать граждан РФ от произвола государственных органов, обеспечивать достойное существование всем гражданам России и не допустить возврата к тоталитаризму.
В заключении можно сделать следующий вывод, что Конституция 1993 года дала мощный импульс для становления новой российской государственности, так как она смогла внедрить в жизнь важнейшие принципы современного государственно-правового развития:
1. демократическое федеративное правовое государство;
2. права и свободы человека и гражданина как высшую ценность;
3. рыночную экономику на основе единого экономического пространства;
4. свободную экономическую деятельность;
5. социально ориентированную экономику;
6. законность на основе верховенства Основного закона страны.
Список использованной литературы:
НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Информация о работе Конституция Российской Федерации 1993 года