Конституция Российской Федерации 1993 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение наиболее важных вопросов связанных с принятием новой Конституции в Российской Федерации (РФ) в 1993 году. Рассмотреть особенности и необходимость её принятия, отличительные черты, которые выделяют её среди многих других Конституций РФ. Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Глава 1. История развития Конституций Российской Федерации……..5
3. Глава 2. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года……………………………………………………………………15
2.1 Необходимость смены Конституции…………………………………….15
2.2 Конституционная комиссия………………………………………………19
2.3 Конституционное совещание…………………………………………….21
2.4 Развитие конституционного кризиса…………………………………….23
2.5 Референдум и выборы 12 декабря 1993 года……………………………26
4. Глава 3. Основные черты и сущность Конституции Рос¬сийской
Федерации 1993 года………………………………………………………28
5. Заключение………………………………………………………………...34
6. Список использованной литературы…………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3курс КПЗС.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

   В президентской республике президент является главой исполнительной власти.       Согласно статье 110 Российской Конституции, «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за пределы исполнительной власти. Но вместе с тем он оказывает мощное воздействие на нее, ибо «председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы» (статья 111). Кроме того, Председатель Правительства определяет основные направления его деятельности, не только руководствуясь Конституцией, федеральными законами, но и указами Президента (статья 113). Особое положение Президента Российской Федерации в системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п. 3 статьи 80, согласно которой, президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства" [16].

8. В действующей Конституции, в отличие от предшествующих, отсутствует положение о том, что право принятия  Конституции относится к компетенции какого-либо органа государственной власти. Устанавливается, что принятие и изменение Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Федерации [10, с.48].

          И, наконец, особенностью Конституции РФ 1993 г. является ее отношение к федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской Федерации не только национально-государственным образованиям, но и обычным административно-территориальным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург). Такое Конституционное решение проблемы федеративного устройства России выходит за рамки традиционного понимания федерализации государства и мировой практики. В мировом сообществе федерации основываются либо на межнациональных отношениях, являясь их государственно-правовым выражением и воплощением (Индия, Бельгия) либо на отношениях, лишенных национального содержания (США, ФРГ, Бразилия). Этим полагается и различие в их функциональном назначении. В Конституции РФ совмещается сугубо территориальный и национальный принципы построения федеративной организации государства [17].

   По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, Индии, и в том числе России. Унитарными являются – конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России [14, с.520].

    Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.

 

 Сущность  конституции РФ 1993 года

   Определение сущности Конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.

   По мнению немецкого политического деятеля Ферденанда Лассаля сущность конституции представляет собой "фактические отношения, силы, существующие в данном обществе". В современный период также принято считать, что конституция имеет социально-политическую сущность. Однако трактовки здесь существуют разные. Один подход присущ западным концепциям, другой - чисто марксистский, характеризующий любое явление в обществе с классовых позиций, конституция в этом случае также определялась как документ, выражающий классовые интересы (волю господствующего класса), т.е. суть конституции - это закрепление в ней существующего конфликта между классами.

Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция - это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.

   Демократическая сущность конституции будет тогда наиболее полной, когда в ней оптимально с учетом международных стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом. Часто Конституция принимается в острейшей политической борьбе, противоборстве различных сил и выражаемых ими взглядах. Поэтому нередко Конституция – это итог компромисса между ними, например, между правящими силами оппозицией. В этой связи вполне уместным будет определение сущности конституции как юридически закрепляющего общественное согласие, которое основывается на личной и политической свободе [18].

    Также сущность конституции, заключается в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

   Таким образом, действующая Конституция Российской Федерации по своей сущности как конституция демократического правового государства является выражением воли многонационального народа Российской Федерации, выраженной путем всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  В результате проведённого исследования по теме "Конституция 1993 г." можно сделать ряд выводов.

    Российская Конституция — это документ своего времени. Она  рассчитана  по меньшей мере на  переходный  период  развития  России,  о  продолжительности которого еще идут  жаркие  споры.  Одна  из  важнейших  исходных  задач    при разработке проекта  Конституции  состояла  как  раз  в  том,  чтобы  создать механизмы,  обеспечивающие  устойчивость  государственного,   экономического, общественного  строя  именно  с  учетом  особенностей переходного     периода.

   Со  временем  проявляются  как  сильные,  так  и  слабые  стороны   самой Конституции, обнаруживаются  «белые  пятна»  и  несогласованности. Из текста Конституции фактически выпала, например, глава об избирательной системе, без которой Основной Закон страны выглядит явно недоработанным. И возникающие на этой почве коллизии на деле ведут к прямым нарушениям прописанных в Конституции же прав избирателей.

    Сравнив «старые» конституции с действующей 1993 г, я сделала следующие выводы:

- отказ от характеристики  государства как социалистического  и советского, определение его  как суверенного, федеративного; отказ и от таких определений, как «социалистическая собственность», «социалистическая демократия», «социалистическая законность»; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества;

- устранение из конституции  положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;

- признание приоритетов  прав человека и гражданина;

- признание частной  собственности, защищаемой государством  наряду с другими формами собственности; отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допущение свободы экономической деятельности;

- постепенное видоизменение  структуры советской власти, отказ  от Республики Советов, переход  на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

Все эти нововведения «новой» конституции свидетельствуют  о качественном преобразовании её сущности.

    Другая не менее характерная черта проявляется  в  провозглашении  принципов,  которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня  сказать,  что Конституция 1993  г.  действует  в  полную  силу,  поскольку  ее  реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых  экономическими,  социальными, политическими и другими факторами. На  конституционном  развитии,  несомненно, сказывается  нерешенность  многих  главных  задач,  стоящих  перед  страной, отсутствие должной стабильности.

   Хотелось бы также отметить, что система охраны Конституции РФ еще находится в стадии становления и далека от идеала. Но, несмотря на это, возникновение такой системы свидетельствует о повышении роли Конституции в нашем государстве, что само по себе важно, поскольку именно Конституция, принятая всенародным голосованием, должна ограничивать граждан РФ от произвола государственных органов, обеспечивать достойное существование всем гражданам России и не допустить возврата к тоталитаризму.

    В заключении  можно сделать следующий вывод, что   Конституция 1993 года дала мощный импульс для становления новой российской государственности, так как она смогла внедрить в жизнь важнейшие принципы современного государственно-правового развития:

1. демократическое федеративное правовое государство;

2. права и свободы человека и гражданина как высшую ценность;

3. рыночную экономику на основе единого экономического пространства;

4. свободную экономическую деятельность;

5. социально ориентированную экономику;

6. законность на основе верховенства Основного закона страны.

 

 

Список использованной литературы:

 

НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

  1. Конституция (Основной Закон) РСФСР от 10.07.1918г. -  ГАРАНТ –    справочная правовая система;
  2. Конституция (Основной Закон) РСФСР от 11.05.1925г. – ГАРАНТ – справочная правовая система;
  3. Конституция СССР от 05.12.1937г. – ГАРАНТ – справочная правовая система;
  4. Конституция РСФСР от 12.04.78г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;
  5. Конституция Российской Федерации 1993 года (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ), - « ГАРАНТ – справочная правовая система»;

 

 ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Комментарий к Конституции Российской Федерации / А.И. Абрамова, Е.Г. Азарова, Л.В. Андриченко и др. – М.: БЕК, 1994.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. – 4-е      изд., и доп. – М.: НОРМА,  2004.
  3. Казанчев Ю.Д., Стрекозов В.Г., Конституционное право России. -  М.: Новый Юрист, 2000.
  4. Козлова, Е.И. Конституционное право России. – М.: Юристь. 1995.
  5. Коваленко, А.И. Конституционное право России. Фед.  – М.: ТОО «Фирма Артания», 1995.
  6. Коваленко, Е.И. Конституционное право России. – М: Закон и правопорядок, 2001.
  7. Козлова, Е.И. Конституционное право России. – М.: Юристь. 1995.

 

  1.  Козлова, Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Юристь, 2002.
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окунькова Л.А. - М.: Издательство БЕК, 1999.
  3. Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституция России (Конституционные   изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право. - 1997. - № 8.
  4. Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. - 1997. – № 5
  5. Авакьян С.А., Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1998. - № 1.
  6. Конституция РФ: Научно-практический комментарий. /Под ред. акад. Б.Н. Топорина. - М.: Юристъ, 1997.

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Конституция Российской Федерации 1993 года