Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:42, контрольная работа
Конституционное право зарубежных стран не представляет собой какой-либо особой отрасли права, оно базируется на знаниях о сущности и содержании конституционного права как части национальной системы права каждого зарубежного государства. Вот почему о конституционном праве зарубежных стран чаще всего говорят как о юридической науке.
Введение.......................................................................................................3 стр.
Глава 1. Основы теории конституций в зарубежных странах........................4 стр.
Глава 2. Конституционные основы организации гражданского общества в зарубежных странах..........................................................................................7 стр.
Глава 3. Политические партии и партийные системы зарубежных стран..........11 стр.
Глава 4. Формы правления в зарубежных странах............................................16 стр.
Глава 5. Формы государственного устройства зарубежных стран....................22 стр.
Список использованной литературы..................................................................26 стр.
Нормы конституционного права в минимальном объеме регулируют духовно-культурную жизнь, не вторгаясь во внутренний мир человека. Вместе с тем оно устанавливает важнейшие принципы, обеспечивающие доступ гражданина к этой сфере благ:
свободу образования и университетскую свободу (США, Италия);
свободный доступ к достижениям культуры и науки (Испания);
нерушимость свободы совести и ее защиту (Греция);
свободу вероисповедания, отделение церкви от государства (Швеция, Швейцария).
Определяющее
значение для полноценного функционирования
гражданского общества в зарубежных странах
имеет организация политических отношений.
Такие отношения складываются в рамках
политической системы как совокупности
государственных учреждений и общественных
объединений, с помощью которых народ
реализует принадлежащую ему политическую
власть. Конституции зарубежных стран
фиксируют не только важнейшие элементы
этой системы: государственные органы,
политические партии, профсоюзные и другие
негосударственные организации, но и закрепляют
порядок деятельности политической системы,
основы взаимоотношений между ее элементами.
Гражданскому обществу присущи демократический
политический режим, широкое самоуправление
народа, преодоление конфликтных ситуаций
с помощью судебных органов и согласительных
процедур, отсутствие возможности решать
даже самые сложные вопросы силовыми методами.
И самое главное - утверждение механизма
участия граждан в управлении делами государства
по схеме: граждане, их политические и
иные объединения выдвигают кандидатов
на выборные государственные должности
- население путем голосования формирует
эти органы - представители народа отражают
его интересы в принимаемых законодательных
актах.
Под политическими партиями принято понимать добровольные объединения граждан соответствующего государства с целью выработки и проведения в жизнь определенной политической линии.
Основные функции политических партий в зарубежных странах:
борьба за обладание политической властью в центре и на местах между отдельными соперничающими социальными группами;
участие в формировании всех звеньев государственного аппарата.
Практически во всех зарубежных странах политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на выборные государственные должности и организуют избирательные кампании. В ряде стран (Великобритания, Швеция, Дания, Нидерланды) победившая на парламентских выборах партия формирует правительство; участие в определении и осуществлении внутри - и внешнеполитического курса государства. Механизм такого участия характерен для большинства зарубежных стран: парламентские фракции партии добиваются воплощения положений своей политической программы в нормах законов; руководящие органы правительства принимают решения, прямо вытекающие из решений образовавшей его партии.
По
своей организационной
Основным
характерным признаком
По
способу регулирования
Внешняя институционализация осуществляется государством путем прямого закрепления в нормах конституций положений о роли и месте политических партий в обществе, основных принципах их деятельности (ФРГ, Италия, Франция). В ряде зарубежных стран конституционные нормы конкретизированы в социальных законах о политических партиях (Австрия, Испания, Португалия, Финляндия) или развиты решениями судов (США, ФРГ).
Внутреннее регулирование осуществляется самой партией путем принятия на съездах, конференциях, пленумах программ, уставов, инструкций по вопросам организационной структуры и деятельности (Бхарата Джаната партия и партия Джаната Дал в Индии).
Общей тенденцией в настоящее время становится расширение внешней институционализации политических партий. Однако главным отличительным признаком политических партий в зарубежных странах является их политическая направленность. По этому критерию их можно разделить на консервативные, либеральные и социалистические.
Консервативная политика направлена на охрану и восстановление исторически сложившихся государственных и общественных институтов, сохранение материальных и социальных различий между людьми, создание сильной, мало чем ограниченной власти, наделение большими полномочиями президента (монарха) и всей администрации в целом, признание приоритета обязанностей человека над его правами. Консерваторы опираются на идеи патриотизма, государственности, усиления влияния государства на решение всех вопросов внутренней и внешней политики.
Либералы отстаивают индивидуальные свободы человека, его права в экономической и социальной жизни и готовы прибегнуть к реформам, если они будут способствовать решению этих задач. По их мнению, наиболее эффективной является частная собственность. Приоритет организации власти должен принадлежать парламенту и другим избираемым народом государственным органам.
Представители социалистического направления, основывая свои требования на идеях своеобразно понимаемых ими справедливости, патриотизма и государственности, настаивают на закреплении господствующей роли государства во всех сферах жизни: экономической, политической, социальной, семейной и даже личной. Они полагают, что в обществе все должны быть равны во всех отношениях и готовы прибегнуть к насилию ради достижения этой цели (чаще всего внесудебными средствами).
Однако политические партии, как правило, не следуют всем постулатам, соответствующим какой-либо одной ориентации. На практике допускается смешение элементов каждой из политических доктрин. И самое главное - в каждом из указанных направлений действовали и действуют приверженцы как умеренных, так и крайних (экстремистских) взглядов.
У консерваторов - это соответственно: Ш. де Голль, Дизраэли и Гитлер, Хомейни; среди либералов - Г. - Д. Геншер и Ф.А. фон Хайек; у социалистов - Б. Кракси, Ф. Миттеран и В.И. Ленин, И.В. Сталин, Ф. Кастро.
2.
Роль и влияние каждой
Партийная система - это свойство (признак) политического строя, которое определяет количественный и качественный состав политических партий, их отношение к власти.
В настоящее время в зарубежных странах принято выделять четыре основных вида партийных систем: беспартийную, однопартийную, двухпартийную и многопартийную.
Беспартийная система предполагает не столько фактическое отсутствие политических партий (Андорра, Бутан), сколько их юридическое непризнание, запрет (Бруней, Гана, королевство Тонга, Иордания).
Однопартийная система существует в странах, где одной партии принадлежит монополия на власть (Габон, Заир, Камерун, КНДР.). Верховенство такой партии прямо или косвенно подтверждается нормой конституции (ст.5 Конституции Республики Куба). Приоритетное положение одной партии обеспечивается также отсутствием официальной оппозиции. Так, в КНР существует более десяти политических партий, но все они - лишь продолжение Компартии Китая, ее периферийные организации.
Двухпартийная система отличается монопольным господством на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из них в определенный период времени является правящей, другая - оппозиционной. Классическими образцами в этом отношении являются двухпартийная система США, где более 100 лет монопольно господствуют две партии - республиканская и демократическая (хотя там действуют также социалистическая, либеральная, конституционная национал-социалистическая и другие партии), аналогичная система Великобритании с консервативной и лейбористской партиями, главенствующими над другими партиями: либерально-демократической, коммунистической и др.
Многопартийные системы могут быть плюралистическими (без монопольно господствующей партии) или с монопольно господствующей партией. В первом случае ни одна партия не может располагать абсолютным большинством в парламенте и в силу этого вынуждена идти на разного рода политические союзы для создания коалиционного (смешанного) правительства (Италия, Израиль, Бельгия, Дания, Нидерланды, ФРГ). Во втором случае абсолютное большинство мест в парламенте принадлежит одной партии, которая получает право формировать однопартийное правительство (в Мексике - Институционно-революционной партии, во Франции - Социалистической партии до 1986 г.
Под формой правления принято понимать юридическую характеристику государства, определяющую структуру высших органов власти и распределение полномочий между ними. Проще говоря, форма правления - условия получения власти высшими органами государства, а также способы ее реализации.
Критериями разграничения форм правления являются: порядок замещения должности главы государства; объем полномочий главы государства; распределение полномочий между главой государства и представительным органом власти (парламентом); ответственность высших государственных органов.
Исходя из указанных критериев, выделяют следующие основные формы правления:
монархию;
республику.
Причины
существования этих двух форм правления
различны, но в то же время связаны
с историческими условиями
Монархия
- форма правления, при которой
верховная государственная
Существует несколько разновидностей монархий. Монархия может быть:
абсолютной,
которая характеризуется
а) вся полнота власти находится в руках монарха;
б) отсутствует выборный представительный орган власти (парламент);
в) монарх неподконтролен обществу и не отвечает за свои действия и решения;