Конституция основной закон государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является изучение сущности Конституции Республики Беларусь, как Основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Определение понятия Конституции.
2. Раскрытие основных черт и характеристика юридические свойств Конституции Республики Беларусь.
3. Анализ этапов развития и становления Основного закона государства.
4. Рассмотрение основ и структуры Конституции Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция-основной закон.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. КОНСТИТУЦИЯ – ОСНОВНОЙ ЗАКОН  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
    1. Этапы конституционного развития в Республике Беларусь

     За  всю историю развития Республики Беларусь было принято пять Конституций: в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 гг. Всю историю развития Конституции можно разделить на два этапа: I этап - советский (1919 г. - конец 80-х - начало 90-х годов), связанный с эволюционным путем конституционного строительства БССР; II этап - постсоветский (1991 г. - настоящее время), связанный с принятием Декларации Верховного Совета «О государственном суверенитете Республики Беларусь», которая провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь», имевший статус Конституционного закона, Конституции Республики Беларусь 1994 г., в которую 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. были внесены дополнения и изменения.

     Первая  Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 г. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была непосредственно закреплена в Конституции. В положениях Конституции развивались идеи представительной демократии, и в частности было провозглашено: "Вся власть в пределах Социалистической Советской Республики Белоруссии принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах"; "Верховная власть в Социалистической Советской Республике Белоруссии принадлежит Съезду Советов Белоруссии, основной формой работы которого была сессия, а в период между съездами - Центральному Исполнительному Комитету". В Конституции не раскрывалась компетенция Съезда Советов Белоруссии, за исключением того, что Съезд избирает ЦИК "в числе не свыше 50 человек".    Именно Съезд Советов в период своей работы являлся высшим представительным и правотворческим органом. Съезд должен был созываться не реже двух раз в год.  Предусматривалась также возможность созыва чрезвычайных съездов Советов. В период между съездами высшей властью республики являлся ЦИК Белоруссии как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган. Основной задачей Конституции 1919 г. являлось установление диктатуры пролетариата в целях уничтожения буржуазии и построения социализма, а также провозглашения полновластия Советов. Эта Конституция провозгласила отмену частной собственности на землю, объявила национальным достоянием леса, недра, воды, закрепила союз  рабочего класса с крестьянством, равноправие наций и народностей.  Также Конституция предусматривала отстранение эксплуататоров от осуществления власти и введения всеобщей трудовой повинности.

     Вторая  Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики была принята 11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусским съездом Советов. К этому времени был образован Союз Советских Социалистических Республик (30 декабря 1922 г.), в 1924 г. принята Конституция СССР, явившаяся основой для принятия республиками, вошедшими в его состав, своих основных законов.      Важнейшими новшествами Конституции 1927 г. являлись определение пределов и возможностей законотворческой деятельности высших и центральных органов государственной власти Белоруссии в соотношении с полномочиями аналогичных органов СССР, значительно более подробная регламентация их статуса и деятельности. В Конституции закреплялись конкретные "предметы ведения" верховных и центральных органов БССР. К числу верховных органов власти были отнесены Съезд Советов БССР и ЦИК. Очередные Съезды Советов БССР должны были созываться ЦИК один раз в год. Устанавливалось, что ЦИК ответственен перед Съездом Советов БССР. По Конституции Съезд Советов БССР хотя и получил определение верховного органа власти, однако не обладал верховенством по всем вопросам правотворчества. ЦИК БССР являлся законотворческим органом по широкому кругу вопросов. Центральные органы власти республики - Президиум ЦИК и Совет Народных Комиссаров также наделялись компетенцией в сфере законотворческой деятельности. Президиум ЦИК в период между сессиями ЦИК являлся "высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти Белорусской Социалистической Советской Республики". СНК как центральный постоянно действующий орган власти являлся законодательно-распорядительным органом БССР. В целом была сохранена преемственность прежней Конституции, закреплены права трудящихся в общественной и политической жизни общества.

     Конституция БССР принятая 19 февраля 1937 г. полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но все наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР. Высшим органом государственной власти республики впервые провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал правительство – Совет Народных Комисаров БССР. Существенным образом была изменена избирательная система. Провозглашалось, что выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся (Верховный Совет БССР, окружные, районные Советы депутатов и т.д.) осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.  Организация высших органов государственной власти претерпела значительные изменения. Прекратила существование система съездов Советов. Законодательная власть стала принадлежать исключительно Верховному Совету БССР. Верховный Совет работал в сессионном порядке и, таким образом, не являлся постоянно действующим органом. Очередные сессии созывались два раза в год. Постоянно действующим высшим органом государственной власти являлся Президиум Верховного Совета. В случае необходимости в период между сессиями Верховного Совета его Президиум мог внести изменения в действующее законодательство с последующим утверждением на очередной сессии Верховного Совета. Впервые было произведено разграничение между органами государственной власти и центральными органами государственного управления.

     В Конституции БССР 1978 г. прежней осталась система органов государственной власти и управления. Высшими органами государственной власти и управления по-прежнему были Верховный Совет, функционирующий в сессионном порядке, и Президиум Верховного Совета - постоянно действующий орган представительной власти. Верховный Совет БССР как высший орган государственной власти БССР стал «правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению Белорусской ССР», была определена исключительная компетенция Верховного Совета. Таким образом, Основной Закон 1978 г. отдавал приоритет Верховному Совету над всеми остальными органами, относящимися к другим ветвям власти. В области экономики закреплялось плановое ведение хозяйства.

     Конституция 1978 г. в 90-е годы превращалась в архаичный документ. Это в решающей мере обусловливалось тем, что в конце 80-х - начале 90-х годов в общественном сознании встала проблема обретения республиками бывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии одной партии на власть, утверждения политического и экономического плюрализма. Изменения в Конституции 1978 г. были направлены на обеспечение разделения властей, принципов формирования правового государства и суверенитета Беларуси. 27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях». Декларация стимулировала принятие целого ряда новых законодательных актов Республики Беларусь, которые закрепили полновластие народа (27 февраля 1991 г. был принят Закон «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь»). В дальнейшем, 25 августа 1991 г., Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 г.

     Принятию  Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. предшествовали следующие  процессы: обновление общественного  строя; начало перехода экономики на рыночную систему; допущение разнообразных  форм собственности, развитие плюрализма; непосредственная реализация власти народом; расширение безопасности и сотрудничества с мировым сообществом; в науке – переход от марксистской концепции к общечеловеческой концепции прав человека. Конституция Республики Беларусь 1994 г. представляет собой принципиально новый документ, в котором закрепляется гуманная ориентация развития Белорусского общества. Работа над текстом Конституции продолжалась почти 4 года. Это было время творческого научного поиска оптимального решения правовой проблемы - создание нового Основного Закона, ориентированного на человека, его достоинство, права и свободы. Именно во имя максимально эффективного решения этих задач и создавалась новая система государственной власти, определялись принципы взаимоотношений государства и общества, государства и гражданина. Согласно Конституции 1994 г. высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь являлся Верховный Совет. Он состоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет. В статье 6 Конституции было закреплено разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. В систему государственных органов были введены новые органы: Президент Республики Беларусь (по статусу Глава государства и глава исполнительной власти), Конституционный суд Республики Беларусь (был отнесен к органам контроля и надзора), Контрольная палата Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь 1994 г. закрепляла за высшим представительным органом право принимать законы, принимать и изменять Конституцию.

     Необходимость конституционной реформы в 1996 г. обусловливалась объективными факторами. В Конституции Республики Беларусь в редакции 1994 г. изначально был заложен дисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом Республики Беларусь. В противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства ветвей власти и их самостоятельности, Верховный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего, прежде всего над властью исполнительной. Таким образом, Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями власти. Он выступал не только в качестве одной из ветвей власти, но и по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать законы утратившими силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу. Поэтому не случайно наиболее существенные изменения в новой редакции Конституции претерпел раздел IV, посвященный организации и деятельности высших органов государства - Президента, Парламента, Правительства и судов. Произошло перераспределение полномочий между указанными органами, их уточнение.

     Конституционная реформа 1996 г. выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти: возложении на Президента функций Главы государства, гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина; в учреждении двухпалатного Парламента (Палаты представителей и Совета Республики); в повышении роли Правительства - Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности. В результате внесения в Конституцию Республики Беларусь изменений и дополнений законодательная власть больше не находится в привилегированном положении. Парламент приобрел более свойственное ему название, означающее окончательный отказ от советской модели высшего органа государственной власти, и более совершенную структуру, которая соответствует устоявшимся стандартам парламентаризма. Представительный и законодательный орган Республики Беларусь по Конституции в редакции 1996 г. называется Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь, который состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Принятие Конституции в редакции 1996 г. создало правовую основу для динамичного развития общества и государства, эффективной работы каждой из ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной).

     Республиканский референдум, прошедший 17 октября 2004 года внес изменения в ст. 81 Конституции о том, что одно и тоже лицо может быть Президентом Республики Беларусь не более двух сроков.

     2.2. Структура Конституции республики Беларусь

     Под структурой конституции понимается принятый в  ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

     В основе обобщения конституционных  норм в разделы, главы лежит единство предмета регулирования, т.е. связанность  норм  единством общественных  отношений,  на которые они воздействуют. В основе определения последовательности расположения в конституции этих комплексов норм лежат факторы основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга. В определенном аспекте в последовательности расположения норм проявляются концепции, заложенные в конституции. Поэтому осмысление структуры конституции важно  для понимания  этих концепций, связей отдельных институтов, уяснения отраженных в ней начал, характеризующих производность одного института от другого. Учет структуры конституции является непременным элементом квалифицированной правоприменительной деятельности.

     Конституции представляет собой систему группировку конституционных норм в разделы и главы. Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения. Конституция   содержит  девять разделов, восемь глав и сто сорок шесть статей. В целом Конституция выглядит следующим образом:

     Преамбула

Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси),

исходя  из ответственности  за настоящее и  будущее Беларуси,

сознавая  себя полноправным субъектом  мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям,

основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение,

опираясь  на многовековую историю  развития белорусской  государственности,

стремясь  утвердить права  и свободы каждого  гражданина Республики Беларусь,

желая обеспечить гражданское  согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства,

Информация о работе Конституция основной закон государства