Контрольная работа по «Теория государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 10:13, контрольная работа

Краткое описание

Государство занимает центральное место в политической системе общества, но помимо государства в неё входят многочисленные общественные объединения (политические партии, профсоюзы, религиозные, женские и иные организации). Роль общественных объединений в политической системе определяется тем, что они выражают интересы различных социальных групп. Воздействуя через определённые политические механизмы на государство, общественные объединения способствуют удовлетворению данных интересов посредством использования государственной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Общественные объединения в политической системе
2. Право как элемент политической системы
3. Понятия и состав правомерного поведения, виды правомерного поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство транспорта РФ.docx

— 38.99 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта РФ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный  университет путей сообщения»

Институт интегрированных форм обучения

 

 

 

 

Кафедра: «Теория и история государства и права»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по предмету: «Теория государства и права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:Дзюба  А.С.

Вариант:4

Проверил: Воронин И.К.

Шифр:КА11-Ю-774

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 

1. Общественные объединения  в политической системе

2. Право как элемент  политической системы

3. Понятия и состав  правомерного поведения, виды  правомерного поведения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общественные  объединения в политической системе

 

Государство занимает центральное  место в политической системе  общества, но помимо государства в  неё входят многочисленные общественные объединения (политические партии, профсоюзы, религиозные, женские и иные организации). Роль общественных объединений в политической системе определяется тем, что они выражают интересы различных социальных групп. Воздействуя через определённые политические механизмы на государство, общественные объединения способствуют удовлетворению данных интересов посредством использования государственной власти. Особенно это характерно для политических партий, которые, выражая интересы определённых групп населения, ставят своей целью получение государственной власти или иное воздействие на неё. Политическая партия, участвуя в парламентских, президентских и иных выборах, получает тот или иной объём государственной власти.

Таким образом, через механизм государственной власти она получает возможность в пределах своей  компетенции реализовать свою предвыборную программу, то есть способствует удовлетворению потребностей и интересов представляемых ею социальных групп. Активное взаимодействие государства и политических организаций  способствует вовлечению населения  в решение общественных задач, делает государственную политику более  эффективной. Подавление государством политических организаций может  привести к утрате связи верховной  власти с народом, бюрократизации государственного аппарата, снижению эффективности государственной  власти. Но в любом случае, следует  иметь ввиду, что политические организации  могут быть использованы для выражения  и достижения своих целей антиобщественными, антигосударственными элементами. Это  становиться особенно актуальным сегодня  в условиях глобализации всех сфер человеческой деятельности, когда западная цивилизация активно экспортирует, насаждает свои идеологические, культурные, политические и прочие ценности по всему миру, в том числе, с помощью огромной «паутины» неправительственных организаций.

Политическая система  общества - это целостная, упорядоченная совокупность политических организаций, принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих функционирование политической власти. Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Общественно-политическое движение – это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. Общественно-политические движения отличаются от политических партий тем, что социальная база движений более широка, аморфна; общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Право как  элемент политической системы

 

Право- это исключительно  результат созидательной деятельности человека. Правовое развитие общества - поступательный культурно-исторический процесс, связанный с постоянным эволюционированием существующих правовых норм. В данной связи отметим, что  каждый этап в развитии российского  общества вносит что-то свое в качественное содержание правовых норм. Скажем, основная тенденция современного правового  развития свидетельствует о все  более возрастающей роли и значимости не императивных, а диспозитивных  правовых норм, допускающих выбор  из нескольких возможных вариантов (антоним - императивный).

Предписание права в сравнении  с нормами морали, обычаев и  т.д. в наибольшей степени оказывают  влияние и опосредуют политическую деятельность людей. Назначение современного права - не ограничивать человека в  созидательных действиях в политической сфере, а быть ориентиром и побудителем  к политико-правовой активности личности, объединений граждан. При этом право  в качестве важнейшего социального  регулятора в развитом цивилизованном обществе призвано соответствовать  общенациональным общечеловеческим интересам. Оно не выполнит этого назначения, если будет выражать волю определенных социальных групп, клана или слоя правящей элиты. В такой ситуации право неизбежно используется вопреки  принципам справедливости и равноправия  всех перед предписаниями закона.

Названное предназначение права  наиболее отчетливо проявляется  в демократической политической системе. Имеется в виду, в частности, право ее субъектов формулировать  и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствуют право на свободу объединений, свободу слова  и др. политические права личности.

Одной из важнейших задач  права в российском обществе на его  переходной стадии является содействие формированию гражданского общества, правового государства, развитой демократии.

Важнейшими нормативно-правовыми  актами, имеющими прямое отношение  к правовым основам российского  общества и его политической системы, являются Конституция РФ и соответственно федеральные законы, развивающие  и конкретизирующие его положение. Как видно, в них закрепляются не только правовые основы рассматриваемого политико-правового образования, но также основы экономические, социальные и др. в этой связи обратим внимание на особенности содержания Конституции  РФ в плане анализируемого вопроса.

Существует целый ряд  определений конституции. Согласно справочным изданиям, Конституция - Основной закон государства, определяющий его  общественное и государственное  устройство, порядок и принципы образования  представительных органов власти, избирательную  систему, основные права и обязанности  граждан. Конституция - основа всего  текущего законодательства. Или: конституция - это закон законов, основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу, выражающуюся, в том числе, в необходимости достижения режима конституционной законности, при котором обеспечивается соблюдение ее требований всеми физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, соответствие конституционным нормам всех правовых и правоприменительных актов.

Как видно Конституция  РФ 1993г. включает преамбулу -небольшой  вводный текст, имеющий важное концептуально- идеологическое , политическое значение. Она провозглашает идею приоритета прав и свобод человека, настраивает  общество на гражданский мир и  согласие. В преамбуле последовательно  отражена идея сохранения государственного единства РФ обеспечения ее суверенной государственности и др.,

В статье 1 устанавливается  конституционный статус Российской Федерации как демократического федеративного правового государства  с республиканской формой правления.

Из содержания главы явствует, что она включает следующие функциональные принципы политико-правовой сферы общества :

а) признание человека, его  прав и свобод высшей ценностью;

б) признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина как обязанность государства (ст.2);

в) народовластие - один из существенных элементов демократии в ее современном  общепринятом понимании (ч.2 ст.3);

г) идеологическое и политическое многообразие (ч. 1 ст.3).

Последнее положение принципиально  значимо с учетом доперестроечной  ситуации в стране, в условиях которой  такого многообразия не было. В наши дни это означает, что никакая  идеология в российском обществе не может устанавливаться в качестве государственной, т.е. единой, оказывающее  воздействие на сознание членов общества, к тому же, политическое и идеологическое многообразие предполагает свободу  деятельности в рамках закона различных  политических сил. Это выражается, прежде всего, в многопартийности, участии  политических партий в избирательном  процессе и др. Как видно, речь идет об одном из постоянно значимых факторов конституционного развития России, имеющем  прямое отношение к деятельности различных элементов политической системы.

Ключевое значение для  выполнения структурными образованиями  политической системы (партиями, общественно-политическими  движениями и др.) политических функций  имеет то, что все институционные структуры равны перед законом (п.4 ст.13). При таком подходе снова  отметим, что любые проявления свободы  в цивилизованном демократическом  обществе сопряжены с определенными  пределами, предусмотренными правовыми  и иными социальными нормами. Это отчетливо выражено в следующем  конституционном положении: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной ,расовой ,национальной и религиозной розни (п.5 ст. 13)

Следовательно, конституционные  нормы. Как и иные нормы права, будучи едиными эталонами (масштабом) человеческой деятельности, определяют границы поступков людей, меру, рамки, объем их возможного и должного поведения. Именно с помощью права, законов  субъекты общественных отношений - индивидуальные и коллективные ставятся под юрисдикцию государства, что способствует относительной  статике и динамике политической системы. Речь идет об интегральных качествах  конституционных и иных юридических  норм, что исключительно значимо  для политической системы Российского  общества - сложного и многогранного  явления.

Особо следует подчеркнуть  то, что в условиях развитой цивилизованной политической системы, право признано ограничить государственную власть в целом, ее всесилие по отношению  к общественным формированиям, обществу, личности. Эта задача, исходя из содержания Конституции РФ, должна решаться несколькими  путями: установление строгих пределов компетенции органов государственной  власти, введением и упрочением системы  разделения властей (ст.10), закреплением за личностью, общественными организациями, обществом определенной сферы, в  которую государство вторгаться не может (конституционный институт прав и свобод).

На страницах печати в  качестве критики действующей Конституции  иногда ставят абстрактность многих конституционных предписаний, сложность  приложения последних к конкретным жизненным ситуациям, в том числе  к отдельным элементам политической системы.

Специфика Конституции также  в том, что она не только закрепляет права, свободы, обязанности, компетенцию  социальных субъектов, но и создает определенный простор для стимулирования совершенствования конституционного и иного отраслевого законодательства, с учетом существующей политико-правовой практики.

По существу, Конституция  создает необходимую правовую основу для совершенствования организации  и деятельности институциональных  образований политической системы: государственных структур, общественно-политических организаций, партий и др.

Основной закон России тяготеет к закреплению современной  модели, общественно-государственного устройства, в центре которого обращенность к человеку, личности, что отражает гуманистические завоевания цивилизации, является ориентиром для совершенствования  федерального и иного законодательства.

В соответствии со ст.2 Конституции  РФ человек, его права и свободы  определяются в качестве высшей социальной ценности. Права и свободы личности - показатель возможности ее свободного развития. Конституция России, предусматривающая  курс демократизации общества, закрепляет широкий спектр прав и свобод, а  также обязанностей человека и гражданина.

Анализ главы 2 «Права и  свободы человека и гражданина»  позволяет заключить, политическим правам в основном посвящены ст.31-33, имеющие непосредственное отношение  к сути бытия политической системы  российского общества. В контексте  правовой оценки названных статей следует  назвать ряд неотъемлемых прав человека. Как видно, граждане РФ имеют право: собираться мирно, без оружия, проводить  собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей (п.1 ст.32), избирать и быть избранным (ч.72 ст.32), на равный доступ к государственной службе (ч.4 ст.32), обращаться лично, а также  лично направлять индивидуальные и  коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления (ст.33).

В юридической литературе к политическим правам также относят  иные права, признанные мировым сообществом  и предусмотренные Конституцией РФ. Это:

- право на свободу мысли  и слова (п.1 ст.29),

- право на поиск, получение,  передачу, производство и распространение  информации любым законным способом (п.4 ст.29),

- право на объединение,  включая право создавать профсоюзы  для защиты своих интересов  (ст.30).

За нарушение политических прав граждан, так же как и других прав, установлена юридическая ответственность, в том числе уголовная. УКРФ предусматривает  ответственность за следующие нарушения  политических прав и свобод граждан:

- воспрепятствование осуществлению  гражданином избирательных прав  или работе избирательных комиссий  или комиссий по проведению  референдума (ст. 141);

- фальсификации избирательных  документов, документов референдума,  заведомо неправильный подсчет  голосов (ст. 142);

Информация о работе Контрольная работа по «Теория государства и права»