Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:39, контрольная работа
Задача 1. Авилум Балму-Камха подрядился обработать поле своего тяжело заболевшего соседа Илум-Бани. Однако вместо того, чтобы засеять
поле Илум-Бани полученным от него отборным зерном, Балму-Камха это зерно продал, а на часть вырученного барыша купил зерно гораздо худшего качества, которое и использовал для сева. Кроме того, Балму-Камха повадился потихоньку таскать на базар корм для скота, что был запасен Илум-Бани, а на эти деньги частенько захаживал в местную корчму, где не раз хвастался своей "предприимчивостью". Слухи о кражах, наконец, достигли ушей Илум-Бани, и он без труда поймал вора с поличным. Как, руководствуясь Законами Хаммурапи, решит дело вавилонский суд?
Задача 1…………………………………………………...……………....................3
Задача 2………………………………………………………..……………….
Задача 3…………………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………….16
Зависимость наказания от классового происхождения потерпевшего и преступника.
Салическая Правда
формально определила
Размер штрафа устанавливается в зависимости от социального и правового положения преступника и пострадавшего, а также от пола и возраста пострадавшего. Наиболее ярко сословно-классовые различия проявлялись в отношении рабов. Раб в отличии от общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного (7). За преступления совершенные рабом отвечал его господин, обязанный возместить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. (8). Размер вергельда (цена человека) определялся в первую очередь социальным положением убитого. За свободного - 200,100 солидов, за королевского телохранителя, графа - 600 солидов, за убийство римского колонна - 63 солида. За убийство раба платилось 35 солидов хозяину на возмещение понесенного им ущерба. [6, 23]
Свободный за кражу платил штраф, а раб, кроме возвращения причиненного вреда, получал еще 120 ударов кнутом, розтинений на скамейке. Если сумма кражи превышала 40 динаров, раба могли даже кастрировать.
Таким образом, общественное неравенство в Франкском государстве отражается и при определении последствий преступных посягательств. [2, 15]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
История государства
и права зарубежных стран: [Учеб.
для студентов юридических
Всеобщая история государства и права: Учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" /[Батыр К. И., Филиппова Т. П., Черниловский З. М.]; Под ред. К. И. Батыр. - М.: былин, 1999.
История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие /Под общ. ред. д.ю.н., проф. Джужи О.М. - Киев: НАВДУ, «Правовые источники», 2000.
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб.пособие /Под ред. С. М. Черниловского; Сост. В. Н. Садыков. - М.: Гардарика, 1996
Макарчик В.С. Всеобщая история государства и права зарубежных стран., К., 2001, С.7
Тыщика Б.И. история государства и права древнего мира. К., 2001
З.М.Черниловський всеощия история госуларства и права, К., 1997.
Хрестоматия по истории государства и права Под ред. В.Д.Гончаренка, К., 2003
Шевченко А.А. История
государства и права
История государства и права зарубеженых стран. В 2-х ч. М.: Норма, 1997. Ч.1.
История государства и права зарубежных стран.М.: изд-во МГУ, 1991. Ч.1.
Ответ на задачу.
По Салическому закону (XL), &6 «Если раб будет уличен в каком-нибудь преступлении, истец должен увещевать его господина, если последний окажется налицо, чтобы он выдал раба для справедливой пытки; при этом истец должен иметь на готове прутья, из которых каждый по толщине пусть равняется, по крайней мере, мизинцу, и скамью, на которой надлежит разложить раба (для пытки)» [10]. Что и сделал Пипино, но Саце-барон Гильденбранта отказался выдать раба, тогда согласно &7. «Если господин раба будет откладывать пытку, и если раб не будет в отсутствии, истец тот час же пусть назначит господину срок в 7 суток, в течение которых он должен выдать раба на пытку» [10], «Если же по истечении 7 суток господин замедлит выдачей своего раба, истец должен назначить ему новый недельный срок, так что пройдет 14 суток со времени первого вызова», «Если же по истечении 14 суток господин не пожелает отдать своего раба на пытку, он принимает на себя всю вину и весь штраф; и не как раб, а как свободный, совершивший этот проступок, принимает на себя весь платеж по закону» [10].
Задача 3
Североамериканские Соединенные Штаты Америки по Статьям конфедерации 1781 г. и Конституции 1787 г. (сравнительная характеристика).
Необходимо проанализировать государственное устройство североамериканских штатов по «Статьям Конфедерации» и Конституции, показать основные отличительные моменты.
История Северной Америки началась как история буржуазного общества. Влияние на политико-правовое сознание колонистов оказала Декларация прав штата Вирджинии, одобренная в 1776 году, провозгласившая в равной степени свободу и независимость всех граждан. Огромную роль сыграла Декларация независимости, ставшая манифестом народного восстания против законного правительства. Декларация объявляла об уничтожении политической зависимости колоний от короля и правительства Великобриании.[8]
В июне 1776 г. Первый
Континентальный конгресс
Статьи конфедерации называют первой американской конституцией, которая провозгласила создание Соединенных Штатов Америки и просуществовала ровно восемь лет.
Статьи конфедерации юридически оформили и закрепили, как сказано в преамбуле, создание «вечного Союза между Штатами». В статье II особо подчеркивалось, что «каждый штат сохраняет свой суверенитет, свободу и независимость и всякую власть, юрисдикцию и право, за исключением тех, которые совершенно точно делегированы этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся в Конгрессе»[9]. Согласно статье I «Статей Конфедерации» конфедерация «должна носить название «Соединенных Штаты Америки», что должно пониматься как «объединившиеся государства Америки». Речь шла о 13 независимых республиках(штатах): Нью-Гемпширом, Массачусетсом, Род-Айлендом и колонией Провиденсом, Коннектикутом, Нью-Йорком, Нью-Джерси, Пенсильванией, Делавером, Мерилендом, Виргинией, Северной Каролиной и Георгией. Конфедеративный союз 13 суверенных государств (штатов) ставил перед собой, прежде всего, внешнеполитические задачи. В тех условиях это была война за независимость против Британии. Неудивительно, что после победы и обретения независимости в полном объеме этот союз утратил свой смысл.
Этот конфедеративный союз не был государством в собственном смысле слова. Он представлял собой не союзное государство, а союз независимых государств. Поэтому «Статьи Конфедерации» можно представить как некую разновидность международного договора, а не основной закон государства. Но, тем не менее, в рамках этого союза были заложены некоторые экономические, политические и психологические основы американской государственности.
Статьи конфедерации не установили единого гражданства. В статье IV говорится о «свободных жителях каждого из этих штатов», о «свободных гражданах в различных штатах» (из числа их исключаются не только рабы, но и пауперы, бродяги и лица, уклоняющиеся от правосудия), а не о гражданах союза.[10]
Для более удобного управления делами соединенных штатов учреждался Конгресс. Согласно «Статьям Конфедерации», Конгресс имел однопалатное устройство и избирался сроком на год. Штаты пользовались неравным представительством - от 2 до 7 человек. Делегаты Конгресса ежегодно назначались штатами в установленном ими порядке. Делегаты могли быть в любое время отозваны и заменены другими. Каждый штат в Конгрессе имел один голос. В случае раскола (например, два — за, два — против) делегация теряла свой голос. Конгресс не был парламентом в обычном для того времени понимании. Он представлял собой «собрание дипломатов», а делегаты были не депутатами, а «дипломатическими агентами». Решения принимались простым большинством голосов, и лишь в важнейших случаях требовались голоса 9 из 13 штатов.
Разделения властей в «Статьях Конфедерации» еще не было, конгресс совмещал функции законодательной, исполнительной и арбитражной власти. Конгресс формально обладал всеми внешнеполитическими полномочиями. В его исключительной компетенции были вопросы войны и мира, контроля за вооруженными силами, внешняя политика, отношения с индейцами.
Во внутренней сфере его полномочия были весьма скромными. Достаточно сказать, что он не имел права налогообложения и тем самым был лишен собственной финансовой базы. Все военные и иные мероприятия Конгресса финансировались штатами. Хотя он формально имел право устанавливать «стандарты денежных единиц», фактически штаты чеканили собственную монету. Узость объема полномочий усугублялась организационным бессилием Конгресса (для принятия наиболее важных решений необходимо было согласие 9 штатов из 13).
К моменту ратификации «Статей» почти у каждого штата (у 11 из 13) уже была своя конституция. Первым был Нью-Гэмпшир (1776), последними — Коннектикут (1818) и Род-Айленд (1842). Эти два штата были как раз корпоративными колониями (то есть республиками де-факто), оставившими в силе королевские хартии, полагая конституцию излишней.
Как мы видим, центр был очень слабым, и не только потому, что ему дали мало власти, но и в силу непрофессионализма конгрессменов. Они избирались, как уже было сказано, на 1 год, каждый не более трех раз в течение 6 лет, и в любое время могли быть отозваны. Из 342 человек, избранных в Континентальный Конгресс за 15 лет его существования, 57 так ни разу и не добрались до зала заседаний - многие из них весь депутатский срок провели на полях сражений. Основная работа, как и теперь, проходила в комитетах, в дополнение к которым, учитывая организационные трудности, были учреждены исполнительные департаменты: почтовый, иностранных дел, военный, финансовый. Таким было американское правительство первых лет независимости.
Вскоре после вступления в силу «Статей Конфедерации» обнаружились их слабые стороны и последствия, к которым они приводят.
Было ясно, что машина власти нуждается в усовершенствовании. Следовательно, принятие конституции США было обусловлено реальными экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами.
В феврале 1787 году Конгресс принял резолюцию о созыве в мае в Филадельфии специального Конвента из делегатов, назначаемых штатами, с единой целью пересмотреть «Статьи Конфедерации». Однако конвент пошел дальше – принял конституцию.
Выработанная в итоге практически 4 месяцев обсуждения новая Конституция США, которая, при условии ее ратификации 9 из 13 штатов США обязана была заменить прежние «Статьи Конфедерации», исходит уже из того, что США – не альянс отдельных суверенных стран, конфедерация штатов, а союзное федеральное правительство, более прочно объединенное, во главе с центральным правительством, владеющим широкими возможностями.
Несмотря на отсутствие в Конституции некоторых важных политико-правовых принципов, содержащихся в Декларации независимости, конституциях штатов и «Статьях Конфедерации». Тем не менее она являлась для своего времени революционным документом и оказала огромное влияние на развитие конституционализма во многих других странах мира.[11]
В Конституции США в полной мере реализована система разделения властей, выдвинутая англичанином Локком и развитая французом Монтескье. Каждая из ветвей власти получала некоторую, может быть даже значительную, независимость. Политическая теория видела в этом гарантию против независимости.
Законодательную власть Конституция 1787 года вверяла конгрессу, состоящему из 2 палат: палаты представителей, избирающейся населением штатов, и сената, членов которого избирали парламенты штатов. Палата представителей и сенат получали разные права том, что касалось законодательной инициативы и принятия законов.
Главой государства и правительства конституция называла президента США. Он выбирался выборщиками по штатам. Они подавали голоса с помощью бюллетеней. Проходил тот, за которого было подано большинство голосов выборщиков. Полномочия президента были ограничены четырьмя годами, но было намеренно опущено право переизбрания президента на новый срок.
Президент США наделен значительной властью. Он объединяет в своем лице главу государства и премьер-министра правительства. Ему принадлежит верховное командование армией. Следуя принципу разделения властей, конституция лишила президента законодательной инициативы в строгом смысле слова (права представлять палатам готовый законопроект); его вето на законопроект, принятый обеими палатами, может быть «опрокинуто» квалифицированным большинством обеих палат.
В то же время президент не зависел от того, как будет принята проводимая им политика в палате представителей или сенате.
Третьей властью Соединенных Штатов конституция называет суд. Верховный федеральный суд – высшая судебная инстанция США – должен получить право пересмотра законов, принятых конгрессом при их несоответствии конституции.
После соответствующего решения Верховного суда никто не может ссылаться на отвергнутый закон или быть привлеченным к ответственности на его основании.
Многих дискуссий стоило урегулирование отношений между штатами, с одной стороны, и центральной властью федерации – с другой. Остановились на том, что властям Соединенных Штатов принадлежит право устанавливать налоги, вотировать бюджет, заключать международные договоры и заботиться об обороне Союза, чеканить монету, заботиться о торговле между штатами и внешней торговле.
За штатами оставались: организация собственного правительства и все местные дела, включая полицию и суд, уголовное, гражданское и процессуальное законодательство, торговля внутри штата и рабочее законодательство, небольшие собственные вооруженные силы и т.д.
Информация о работе Контрольная работа по " Истории государства и права зарубежных стран"