Контрольная работа по "Общей теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

1. Составьте развернутую схему по вопросу: «Функции государства».
2. Проанализируйте статью нормативного правового акта, указав правовые нормы и их структуру (гипотеза, диспозиция, санкция):
Воздушный кодекс Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 117-З:
«Статья 39. Состав экипажа воздушного судна
Экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира воздушного судна, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации воздушного судна данного типа.
Не разрешается выполнение полета воздушного судна в случае, если состав летного экипажа меньше минимально установленного руководством по летной эксплуатации воздушного судна данного типа.
Летный экипаж воздушного судна, как правило, состоит из граждан Республики Беларусь. Включение в летный экипаж гражданского воздушного судна иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области гражданской авиации, а в летный экипаж государственного воздушного судна – специально уполномоченным органом в области обороны».
3. Найдите легальное определение в национальном законодательстве (с указанием официального источника) следующих правовых понятий:
«Государственный орган»
«Дата официального опубликования правового акта, включаемого в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь»
«Флаг».

4. Выберите правильный ответ(ы):
Вид систематизации нормативных правовых актов, осуществляемой без изменения установленного ими содержания правового регулирования, в том числе путем объединения в сборники (собрания) в определенном порядке - это:
1. кодификация;
2. картотека;
3. консолидация;
4. инкорпорация.
5. Дайте развернутый и мотивированный ответ на следующий вопрос:
Какой вывод можно сделать, сравнивая юридическую силу устава и закона?
6. Проанализировав текст закона, приведите примеры 2 норм права, которые следует толковать расширительно, и 2 норм права, которые нуждаются в ограничительном толковании. Мотивируйте свой выбор.
7. С помощью «кругов Эйлера» покажите соотношение понятий «правотворчество» и «законотворчество».

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ 2.docx

— 146.64 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

1. Составьте развернутую схему по вопросу: «Функции государства».

2. Проанализируйте статью нормативного правового акта, указав правовые нормы и их структуру (гипотеза, диспозиция, санкция):

Воздушный кодекс Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 117-З:

«Статья 39. Состав экипажа воздушного судна

Экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира воздушного судна, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Состав экипажа  воздушного судна определенного  типа устанавливается в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации воздушного судна данного  типа.

Не разрешается  выполнение полета воздушного судна  в случае, если состав летного экипажа  меньше минимально установленного руководством по летной эксплуатации воздушного судна  данного типа.

Летный экипаж воздушного судна, как правило, состоит  из граждан Республики Беларусь. Включение  в летный экипаж гражданского воздушного судна иностранных граждан и  лиц без гражданства осуществляется в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области  гражданской авиации, а в летный экипаж государственного воздушного судна  – специально уполномоченным органом в области обороны».

3. Найдите легальное определение в национальном законодательстве (с указанием официального источника) следующих правовых понятий:

«Государственный  орган»

«Дата официального опубликования правового акта, включаемого  в Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь»

«Флаг».

 

 

4. Выберите правильный ответ(ы):

Вид систематизации нормативных  правовых актов, осуществляемой без  изменения установленного ими содержания правового регулирования, в том  числе путем объединения в  сборники (собрания) в определенном порядке - это:

1. кодификация;

2. картотека;

3. консолидация;

4. инкорпорация.

 

5. Дайте развернутый и мотивированный ответ на следующий вопрос:

Какой вывод можно  сделать, сравнивая юридическую  силу устава и закона?

6. Проанализировав текст закона, приведите примеры 2 норм права, которые следует толковать расширительно, и 2 норм права, которые нуждаются в ограничительном толковании. Мотивируйте свой выбор.

7. С помощью «кругов Эйлера» покажите соотношение понятий «правотворчество» и «законотворчество».

 

Задание 1

 

Функции государства - это выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом, основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в характерных для данного государства формах и свойственными ему методами. [1, c.108]

  Функции государства - это основные направления государственной деятельности, без которых существование государства практически невозможно. В функциях государства выражается его назначение, сущность в решении основных вопросов общественного развития.

Существует много классификаций  функций государства. Наиболее общими критериями разделения функций на виды являются:

     В зависимости  от продолжительности действия  они делятся на: постоянные и временные. [1, c.108]



 

 

      Иногда выделяют основные и не основные функции. В данный момент многие исследователи считают данную классификацию не состоятельной, так как все государственные функции одинаково важны. [1, c.108], [2, c.332-333]

      В плане содержания правовых форм и процедур осуществления государственной власти отличается функциональная деятельность современного правового государства. Принцип разделения властей в правовом государстве дает основание для выделения в качестве его основных внутренних функций законодательную, исполнительную и судебную функции:

 



 

     Иногда выделяется  генеральная функция государства — это реализация общих дел, обеспечивающих необходимые предпосылки существования человеческого общества. К их числу относятся:

   — природные   условия,   обеспечение жизни,  здоровья человека, нормальной среды его обитания,

   — социально-культурные  условия (свобода, образование, культура, творчество и др.),

   — экономические условия (собственность, труд, предпринимательство и т.п.), обеспечение необходимого  уровня жизни, условий труда, его оплаты, условий быта. Сюда входят также социальная помощь нетрудоспособным, здра­воохранение, жилье, транспорт, связь и др.

   — политические  условия (участие в политике, демократия, гласность и т. п.). [1, с.110], [2, с.334]

Чаще всего функции государства  подразделяются на внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2

 

Данная статья нормативно-правового  акта [14] состоит из двух элементов гипотезы и диспозиции. Под гипотезой мы понимаем обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться установленными правилами. [1, с.245] Гипотеза: если состав летного экипажа меньше минимально установленного руководством по летной эксплуатации воздушного судна данного типа.

Во втором случае:

Гипотеза: Включение в летный экипаж гражданского воздушного судна иностранных граждан и лиц без гражданства…

Диспозиция: Не разрешается выполнение полета воздушного судна в случае..

Диспозиция: то… осуществляется в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

К диспозиции так же можно  отнести условия: Экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира воздушного судна, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Состав экипажа  воздушного судна определенного  типа устанавливается в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации воздушного судна данного  типа.

Санкция – …Иначе отсутствует. (Двухзвенная структура)

Данная норма относится  к нормам позитивного регулирования. По назначению – регулятивная. По форме предписания – обязывающая. По предписанию – диспозитивная. Данная норма является нормой закона. По кругу лиц – специальная. По территории – действующая на всей территории государства.

 

 

 

Задание 3

 

  • Флаг – кусок вафельной ткани размером 60 х 100 см, укрепленный на конце длинного шеста. [15]1
  • Флаг – сімвал, які адлюстроўвае гістарычныя, геаграфічныя, сацыяльныя, культурныя, тапанімічныя і іншыя асаблівасці адпаведнай адміністрацыйна-тэрытарыяльнай ці тэрытарыяльнай адзінкі, служыць для ідэнтыфікацыі дзяржаўных органаў, іншых арганізацый, вырабляецца ў выглядзе палотнішча з захаваннем устаноўленых прапорцый і можа тыражавацца.[5]
  • Государственный орган – Национальный банк, Управление делами Президента Республики Беларусь, другие государственные органы и иные государственные организации, подчиненные Президенту Республики Беларусь (за исключением Администрации Президента Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь и Службы безопасности Президента Республики Беларусь), Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, государственные объединения. [6]
  • Государственный орган – республиканский орган государственного управления и иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, Национальный банк, Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, другой государственный орган и организация, подчиненные Президенту Республики Беларусь, в подчинении (составе) которых находится должник, или уполномоченные управлять акциями (долями в уставных фондах) должника (осуществляющие владельческий надзор). [7]
  • Государственный орган – образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности. Для целей настоящего Закона под государственными органами понимаются также государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государственными служащими. [8]
  • "Государственный орган" означает: a) администрацию на национальном, региональном и других уровнях; b) физических или юридических лиц, выполняющих государственные административные функции в соответствии с национальным законодательством, включая конкретные обязанности, деятельность или услуги, имеющие отношение к окружающей среде, здравоохранению, санитарно-профилактическим мероприятиям, управлению водохозяйственной деятельностью или водоснабжению; c) любых других физических или юридических лиц, выполняющих государственные обязанности или функции или оказывающих населению услуги под контролем органа или лица, указанного в подпункте a) или b) выше; d) учреждения любой упомянутой в статье 21 региональной организации экономической интеграции, которая является Стороной. [9]
  • "Государственный орган" означает: I) правительство на национальном, региональном и другом уровне; II) физических или юридических лиц, выполняющих государственные административные функции в соответствии с национальным законодательством, включая конкретные обязанности, деятельность или услуги, имеющие отношение к окружающей среде; III) любых других физических или юридических лиц, выполняющих государственные обязанности или функции или оказывающих населению услуги, имеющие отношение к окружающей среде, под контролем органа или лица, указываемого в подпунктах I) или II) выше; IV) учреждения любой региональной организации экономической интеграции, указываемой в статье 17, которая является Стороной настоящей Конвенции. [15]2
  • Государственный орган - образованная в соответствии с законодательством государства составная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и производной от нее структурой, осуществляющая в присущих ей организационно-правовых формах государственно-властные полномочия. [15]3
  • Датой официального опубликования правового акта, включаемого в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, считается дата его размещения на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь. [10]

 

 

Задание 4

 

Выберите правильный ответ(ы):

Вид систематизации нормативных  правовых актов, осуществляемой без  изменения установленного ими содержания правового регулирования, в том  числе путем объединения в  сборники (собрания) в определенном порядке - это:

1. кодификация;

2. картотека;

3. консолидация;

4. инкорпорация.

Инкорпорация - вид систематизации нормативных правовых актов, осуществляемой без изменения установленного ими содержания правового регулирования, в том числе путем объединения в сборники (собрания) в определенном порядке. [11]

 

Задание 5

 

Устав (положение) - нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности. [12]

Закон - нормативный правовой акт, принимаемый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом или путем референдума, регулирующий важнейшие вопросы государственной и общественной жизни. [13]

Законы в свою очередь  подразделяются на обычные (текущие) и конституционные. В Республике Беларусь высшей юридической силой обладает конституция, которая является базой для всего действующего законодательства. Текущие законы должны соответствовать конституции и на её основе регулировать общественные отношения. Согласно ст 10. Юридическая сила уставов, положений, инструкций, регламентов и правил определяется юридической силой нормативного правового акта (закона), которым они утверждаются. [12] Положения Устава при этом не должны противоречить нормам вышестоящего Закона, поэтому нормы Закона будут приоритетными над положениями Устава. Норма, закрепленная в Уставе, не противоречит Закону, а должна более конкретизировать его. Как правило, уставы регулируют порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения. Общие уставы утверждаются, как правило, высшими органами государственной власти, уставы отдельных организаций — их учредителями либо соответствующими министерствами и ведомствами. Уставы имеют общественные организации (добровольные спортивные общества, творческие союзы и др.). Уставы имеются у большинства международных организаций в качестве основных актов, определяющих задачи, принципы образования и деятельности данной организации. Любая организация может действовать в рамках своего устава, который распространяется на данную организацию и подвластные ей структуры, но при этом, её деятельность должна происходить в рамках действующего законодательства. Таким образом юридическая сила закона будет стоять выше, нежели юридическая сила устава, которая не должна противоречить нормам вышестоящего законодательства.

 

Задание 6

 

Толкование права (интерпретация) – деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла, вложенного в нормы права правотворческим органом, для их правильного применения [4, с.230]. По объему толкование различают: буквальное, расширительно, ограничительное.

Примеры расширительного  толкования:

Статья 35. УК РБ. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление [16]

Право на задержание лица, совершившего преступное деяние, наряду со специально уполномоченными  лицами имеют также потерпевшие  и другие граждане. (в данном случае под другими гражданами понимается широкий круг лиц – очевидцы, люди умеющие информацию о данном перступлении и т.д.)

Статья 110. Конституции РБ.

Судьи при осуществлении  правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По буквальному содержанию этой статьи они не подчиняются подзаконным нормативно-правовым актам. Но ее надо толковать шире: судьи подчиняются всей системе нормативно-правовых актов, действующих в государстве.

 

Примеры ограничительного толкования норм права:

Стататья 172. УК РБ. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

1. Вовлечение  лицом, достигшим восемнадцатилетнего  возраста, заведомо несовершеннолетнего  в совершение преступления путем  обещаний, обмана или иным способом - наказывается ограничением свободы  на срок до пяти лет или  лишением свободы на тот же срок.

Как известно, уголовная  ответственность наступает с 16 лет, а по отдельным видам преступлений - с 14 лет. Однако в данном случае к  ответственности могут привлекаться только лица, достигшие 18-летнего возраста. Таким образом, эта норма подлежит Толкованию ограничительному.

 

Статья 50. Ответственность  залогодержателя за утрату, недостачу  либо повреждение предмета заклада

Если залогодержателем является ломбард или иное лицо, для которого предоставление займов под заклад имущества является сущностью  его деятельности, освобождение от ответственности может иметь  место лишь в случае, если залогодержатель  докажет, что утрата, недостача либо повреждение предмета заклада произошли  по причине непреодолимой силы, или  умышленной вине, или грубой неосторожности залогодателя.[17]

В качестве одного из оснований  освобождения от ответственности залогодателя при утрате, недостаче или повреждении  предмета заклада указывается на "непреодолимую силу". Это выражение  понимается в суженном смысле: имеется  в виду "непреодолимое" не в  психологическом, нравственном или  даже в социальном значении, а только в значении непредотвратимости, стихийно-природной неотвратимости наступления вредоносных последствий, которые в условиях нормальной жизнедеятельности современного общества невозможно предотвратить.

Информация о работе Контрольная работа по "Общей теории государства и права"