Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 18:48, контрольная работа
Юридическая ответственность по Законнику вавилонского царя Хаммурапи и Салической правде у франков.
Что означает объективное вменение? Приведите примеры ответственности за чужую вину по Законнику Хаммурапи и Салической правде.
Вариант 1
Ответ:
Законы Хаммурапи представляют собой запись обычного права, судебной практики, узаконений царя Хаммурапи. Основной текст Законов включает 282 статей, некоторые из которых до сих пор еще не восстановлены.
С социальной
точки зрения Законы Хаммурапи имели
юридическое и идеологическое значение.
Необходимость принятия Законов
Хаммурапи диктовалась
Сборник Законов
царя Хаммурапи затрагивает
Авторы законника стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они не проводили.
Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи. Во всех случаях при определении наказания действовал принцип талиона: виновного постигала та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимался определенный штраф.
реступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного, заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа должника казнили.
Виды наказаний, предусмотренные законами Хаммурапи, определялись их целью. Такой целью было возмездие. Поэтому при определении наказания законодатель довольно часто руководствовался принципом талиона. Основным видом наказаний являлась смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; штрафы, изгнание.Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны.
Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в последние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она делится на титутлы (главы).
Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаической судебной процедуры.
Основное содержание Салической правды - перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов).
Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.
Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:
преступления
против личности - убийство, членовредительство,
клевета, оскорбление,
преступления против собственности - кража, поджог, грабеж;
преступления
против порядка отправления
нарушение
предписаний короля. Под деликтом
– преступлением понимается, прежде
всего, обида, вред, причинённый
личности или имуществу
В Салической правде выделяется ряд правонарушений, приближающихся к понятию преступления преступления. Смертная казнь через повешение, колесование применялась в качестве наказания в Салической правде в основном к рабам. Она прямо предписывалась в редких случаях за преступления, совершённые свободными, например при поджоге и неявке после вызова на суд без уважительных причин (XVI, 1 приб. 1), При вышеуказанных преступлениях графа и др. Коллективная ответственность рода сохранялась наряду с коллективной ответственностью общины.
Взаконодательстве устанавливаются общие нормы: какие наказания или штрафы
следуют в результате правонарушения, но конкретные случаи не описываются, —
они подводятся под норму. Совсем иначе обстоит дело в записи обычая. Здесь
нет общего постановления о том, какое наказание постигнет убийцу или вора.
Вместо в «Салическом законе» многочисленные статьи, каждая
из которых описывает именно индивидуальный факт.
Составители
этого судебника мыслят
так же конкретно и наглядно стремятся они описать и все другие правовые
обычаи.
Ответ:
Объективное
вменение — это привлечение лица
к уголовной ответственности
без установления его вины. Объективное
вменение может заключаться как
в привлечении к уголовной отве
В уголовном праве древнего мира вменение было строго объективным. Не различалось умышленное и неосторожное причинение вреда, к преступлению приравнивались случайные повреждения. Возможным субъектом преступного деяния наравне с человеком признавались животные и даже неодушевленные предметы.
Прямолинейное применение принципа "равным за равное" исключает установление субъективной стороны действия- умысла, неосторожности, случайности.
"Если, - говорится в Законнике, - строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину, должно строителя убить". Статья (§ 230) предполагает установление халатности строителя и осуждение на основе талиона. Но вот ее окончание: "Если же он причинит смерть сыну домохозяина- должно убить сына строителя", также (§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен. Как видно, закон допускает применение смертной казни к лицу, которое никакого отношения к совершенному преступлению могло и не иметь. В современном праве такого рода ответственность без вины называется объективным вменением.
Большинство статей Салическая правда посвящено преступлениям и наказаниям. Под преступлением в памятнике понимается прежде всего обида, вред, причиненный личности или имуществу, а также нарушение «королевского мира». Соответственно под наказанием понимается возмещение (композиция) за обиду и вред, например, вергельд за убитого.
Салическая правда знает и общие понятия форм вины: умысел, неосторожность, соучастие, смягчающие вину обстоятельства, отягчающие вину обстоятельства и пр. (титул ХХYIII). В Салической правде можно встретить и элементы объективного вменения (например, наказывались даже те лица, которые случайно присутствовали на месте насилия над женщиной, но могли даже и не знать об этом), и такие несообразности, как более тяжкое наказание подстрекателя к краже (правда, с помощью подкупа), чем непосредственного исполнителяэтого преступления. (титул ХIII).
Ответ:
За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в пользу государства). В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание. Штраф был высокий и, в ряде случаев, уплачивался родственниками преступника. И при получении штрафа сумма могла делиться между родственниками потерпевшего.
Об этом сообщает титул «О горсти земли». Если кто лишит жизни человека, говорится в нем, и, отдавши все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 родичей, которые поклянутся в том, что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что им уже отдано. После этого убийца должен войти в свой дом, набрать из его четырех углов горсть земли, стать на пороге, повернувшись лицом внутрь дома, и бросать эту землю левой рукой через плечо на отца и братьев. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на близких родственников по матери и по отцу. «Потом в рубашке (одной) без пояса, без обуви, с колом в руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три [родственника по матери] должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать и три остальные, которые приходятся родственниками по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону.» Члены рода могли себя освободить от коллективной ответственности за своих сородичей, для этого необходимо было явиться в сотенное собрание и в присутствии тунгина и собравшихся совершать церемонии, разрывающие узы с родовым коллективом
Ответ:
ТАЛИОН (от лат. talio (talionis) — возмездие)
-принцип юридической
Талион в дословном переводе означает наказание равное по силе совершенному преступлению. Принцип Талиона предусматривал наказание точно соответствующее характеру нанесенного ущерба. Самой известной словесной интерпретацией принципа Талиона стал стих из Ветхого Завета Библии: «Душу за душу, глаз за глаз, око за око, руку за руку, ногу за ногу».
Принцип Талиона являлся регулятором социальных взаимоотношений ранних исторических эпох. Он характеризуется необходимостью ответных действий и задается размером нанесенного человеку морального или материального ущерба. Кроме справедливости Талион становился выразителем принципа равенства, все члены общества, несмотря на сословную и социальную принадлежность попадали под действие этого принципа.
Талион хоть иногда и действовал в рамках одного человека, был выражением коллективных нравственных принципов, на котором строилась общественная жизнь.
В основе уголовно-правовых представлений авторов Законника находится идея талиона: наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть "равным" преступлению. Эта доктрина выражается обычно афоризмом: "око за око, зуб за зуб". Прямолинейное применение принципа "равным за равное" исключает установление субъективной стороны действия - умысла, неосторожности, случайности.
"Если, - говорится в Законнике, - строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину, должно строителя убить". Статья предполагает установление халатности строителя и осуждение на основе талиона. Но вот ее окончание: "Если же он причинит смерть сыну домохозяина - должно убить сына строителя". Как видно, закон допускает применение смертной казни к лицу, которое никакого отношения к совершенному преступлению могло и не иметь.
Своеобразным
выражением талиона в