Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:13, контрольная работа
Задание 1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как форма государственного устройства. Приведите примеры современных государств, имеющих различные формы государственного устройства. Проанализируйте изменения формы государственного устройства в России. Каким образом форма государственного устройства закреплена в современном российском законодательстве? (обязательны ссылки на статьи нормативно-правовых актов). Охарактеризуйте основные формы объединений государств в современном мире.
Задание 1……………………………………………………………………………...3
Задание 2…………………………………………………………………………….12
Задание 3…………………………………………………………………………….15
Задание 4…………………………………………………………………………….21
Список использованных источников……………………………………………...24
Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.
Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:
а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
6) проверка подлинности
нормы и ее действия во
в) проверка правильности текста нормативно-правового акта («низшая» критика);
г) уяснение содержания нормы права.
Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.
По результатам
Все правовые акты можно поделить на две большие группы — нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.
Акты применения права
имеют общие черты с
а) представляют собой письменные акты-документы;
б) исходят от государства;
в) обладают юридической силой.
В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то содержанием правоприменительных актов являются индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.
Правоприменение бывает двух видов — позитивное и юрисдикционное.
Позитивное правоприменение — это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение — это применение диспозиций правовых норм.
Юрисдикционное
Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.
Проанализируем проблемы правоприменения в Российской Федерации. В условиях постоянно изменяющегося законодательства ни граждане России, ни деловое сообщество не в состоянии спланировать свою жизнь даже на среднесрочную перспективу. Это подрывает доверие общества к власти, порождает чувство неуверенности в завтрашнем дне, заставляет каждого решать только сиюминутные задачи, не задумываясь о грядущих поколениях.
В качестве проблемы
необходимо отметить, что по-прежнему
незначительное число составляют законы,
которые непосредственно
Большое значение имеет проблема, так называемых, «точечных» законов, которая требует уяснения их специфики. «Точечный» закон появляется не тогда, когда он своим предметом имеет отраслевую проблему — образование, здравоохранение, науку или вопрос о виде и мерах ответственности за конкретные правонарушения и т.п. «Точечным» он становится тогда, когда в основе цели, предмета и способов регулирования закладывается не государственная политика в целом по определенному направлению, а только уровень ведомственного интереса, ограниченного, кстати, компетенцией федерального органа исполнительной власти или группы лиц, заинтересованных в решении проблем, которые не выходят за пределы их собственной компетенции, за пределы ведомственного интереса. Часто проекты законов не превышают уровня идеологии ведомства, инициирующего его подготовку.
Однако в документах административной реформы именно министерства уполномочены вырабатывать государственную политику по своим сферам ведения. Но часто дело сводится к политике отрасли, а не государства. Не случайно возникло и набирает темп экспертное направление при оценке законов — проверка проекта и закона на подверженность коррупции. Именно узость и ведомственный подход к решению общезначимой проблемы приводят к лоббированию на стадиях принятия закона, а принятый закон — на уровень заложенной коррупции. При обосновании «точечных» законов не исключаются и мотивы личные или групповые, мотивы, неизбежно уводящие от общегосударственного интереса в сторону ведомственного видения проблемы и ее правового решения.
Интересам четкого единообразного применения закона соответствовали бы однозначность понятий, унификация терминологии. В качестве примера можно привести известный случай с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков в Российской Федерации. Руководители этого ведомства обратились в правительство с законопроектом о внесении изменений в ст. 234 Уголовного кодекса РФ [13], которая предусматривает ответственность за незаконный оборот сильнодействующих веществ. Основной проблемой явилось отсутствие четкого определения «сильнодействующие вещества», - и в законе, и в науке подобное определение отсутствует.
Подобные проблемы в свою очередь порождают и проблемы в судопроизводстве — судьи не знают, как пользоваться такими законами. И ведь такое происходит не только в области уголовного права. В данной отрасли, все намного серьезнее, так как речь идет о свободе человека.
Исследователи выделяют следующие причины возникающих проблем в правоприменительном секторе.
1. Первая группа таких факторов представлена внутренними потребностями социальной системы по урегулированию юридическими нормами вновь возникающих или изменившихся, модифицированных общественных отношений. Неадекватность проводимой политики существующим в России политическим и экономическим реалиям, рост сферы неправовых отношений, в том числе теневого сектора экономики, коррупции, и, как следствие, - рост социальной напряженности.
2. Вторая группа
факторов связана с процессами
интеграции России в
3. Третья группа
факторов обусловлена
4. Недостаточная
координация взаимодействия
Задание 4. Приведите примеры видов диспозиций правовых норм, используя 4-5 критериев классификации (с обязательными ссылками на статьи нормативно-правовых актов).
Диспозиция — элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром. Диспозиция — часть нормы, содержащая права и обязанности адресатов, предписывающая, как должен (может) действовать субъект, попавший в условия, обозначенные в гипотезе, определяет само правило поведения. Устанавливая между субъектами связи субординации или партнерства, она моделирует их последующее взаимодействие в реальной действительности.
Как и гипотезы, диспозиции бывают простые и сложные. Простые предполагают один вариант поведения (п. 1 ст. 89 Семейного Кодекса РФ: «супруги обязаны материально поддерживать друг друга») [14]. Сложные — несколько (ст. 197 Уголовно-процессуального кодекса РФ: «следователь вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий») [15]. Причем сложные диспозиции могут быть кумулятивными и альтернативными. По степени определенности диспозиции бывают абсолютно определенными (простая), относительно определенными (сложная) и неопределенными («вести себя должным образом»).
По способу описания (изложения) диспозиции делятся на:
Рисунок 1 — Виды диспозиций
По характеру и степени определенности диспозиции правовые нормы классифицируют:
По составу:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"