Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:57, контрольная работа
Цель работы: изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права.
Задачи контрольной работы:
1) Изучить понятие, особенности и признаки государства;
2) Изучить понятие, особенности и признаки права;
3) Проанализировать социально-правовые положения и политические особенности теорий происхождения государства и права.
Глава 1. Понятие государства и права, их характерные особенности и признаки
1.1 Понятие, особенности и признаки государства
1.2 Понятие, особенности и признаки права
Глава 2. Теории государства и права, связанные с материалистическим пониманием истории
2.1 Органическая теория
2.2 Теория насилия
2.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория
2.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория
2.5 Ирригационная теория
Глава 3. Теории государства и права, несвязанные с материалистическим пониманием истории
3.1 Теологическая теория
3.2 Патриархальная теория
3.3 Договорная и естественно-правовая теории
Заключение
Список использованных источников
Глава 1. Понятие государства и права, их характерные особенности и признаки
1.1 Понятие, особенности и признаки государства
1.2 Понятие, особенности и признаки права
Глава 2. Теории государства и права, связанные с материалистическим пониманием истории
2.1 Органическая теория
2.2 Теория насилия
2.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория
2.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория
2.5 Ирригационная теория
Глава 3. Теории государства
и права, несвязанные с
3.1 Теологическая теория
3.2 Патриархальная теория
3.3 Договорная и естественно-
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что среди разнообразных форм человеческого общения первенствующее значение признано за государством, а с государством сосуществует и право. Было время, когда государство охватывало собою все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином государства. Да и в настоящее время, хотя наряду с государством существует не мало других форм общественного единения людей, государство все-таки, так или иначе, распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Во всяком случае, история человечества творится главным образом государственною деятельностью. Поэтому, изучая какое бы то ни было явление общественности, постоянно приходится встречаться с вопросами о формах организации и деятельности государства.
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет чётче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
В мире всегда существовало
и существует множество различных
теорий, объясняющих процесс
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при формировании и развитии теорий происхождения государства и права.
Предмет исследования: теории происхождения государства и права, их общая характеристика и сущность.
Цель работы: изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права.
Задачи контрольной работы:
1) Изучить понятие, особенности и признаки государства;
2) Изучить понятие, особенности и признаки права;
3) Проанализировать социально-правовые положения и политические особенности теорий происхождения государства и права.
При выполнении работы использованы методы: общенаучные (системный, исторический) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительный), анализа и синтеза, индукции и дедукции, описания, исследования.
Глава 1. Понятие государства и права, их характерные особенности и признаки
1.1 Понятие, особенности и признаки государства
Слово "государство" в русском языке происходит от древнерусского "государь" (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом "господарь" (давшее "господарьство"). Необходимо отметить, что понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам.
Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.
Признаки государства:
1) Обязательные:
наличие определённых
внешних границ и внутреннего
административно-
2) Дополнительные - наличие символов (герб, флаг, гимн, столица). Как показывает историческая практика, многих государств атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.
Таким образом, государство
- это политико-территориальная, суверенная
организация, предназначенная для
управления обществом и обладающая
аппаратом принуждения, обеспечивающего
по средствам норм права первоначально
интересы господствующих классов, а
по мере сглаживания классовых
1.2 Понятие, особенности и признаки права
Право - это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых государством, а также принимаемых путём референдума, выражающих общепризнанные человеческие ценности и регулирующих общественные отношения.
Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений:
1) Нормативность. Исходящие от государства властные предписания можно разделить на две группы:
индивидуально-правовые
- суть конкретные указания. Право
представляет собой именно
Субъектами, на которых направлено действие нормативных правил, выступают не конкретные, перечисленные поименно субъекты, а однородные категории лиц - военнослужащие, пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местного самоуправления и т.п. Таким образом, право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует постоянно вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы. При этом действие нормы носит не одноразовый характер. Она не теряет силу после однократной реализации, продолжая и далее регулировать поведение лиц, оказавшихся в сфере ее действия.
2) Общеобязательность. Неправовые социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенном сообществе людей. Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени. Общеобязательность права создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом и судом, для ликвидации какой-либо дискриминации. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости, единства, равенства, принципиальной одинаковости.
3) Императивность, обязательность права не зависит от усмотрения или согласия отдельных лиц подчиняться правовому воздействию.
Кроме того, право обладает безусловным верховенством в системе социальных норм. В случае противоречия корпоративным правилам, морали, религии или обычаям действуют именно правовые нормы.
4) Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.).
Нормы права - это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами, опубликованы .Таким образом, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур, называемых правотворческим процессом. Процедурным аспектам в правоведении придается огромное значение.
Неопубликованный закон применению не подлежит. То есть норма, не доведенная до всеобщего сведения, не порождает правовых последствий. Таким образом, право характеризуется общедоступностью, публичностью восприятия.
5) Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.
Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому.
Точность, конкретность, однозначность
нормы обеспечивает правовую унификацию,
то есть единообразное понимание
и применение права всеми участниками
правоотношений. Неопределенность содержания
правовой нормы, напротив, допускает
возможность неограниченного
Определенность права обеспечивает единый для всех, устойчивый правопорядок в обществе.
6) Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.
Правовые нормы всегда
устанавливаются или
Государство выявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов, групп, слоев населения, а затем формирует и возводит в закон согласованную волю общества. Таким образом, в праве выражается общая, интегрированная воля населения. При этом следует помнить, что право и законодательство - не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующий демократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам и свободам человека.
7) Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.
Таким образом, государство контролирует соблюдение права участниками правоотношении, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придается судебным органам, разрешающим правовые конфликты и гарантирующим каждому защиту ею нарушенных прав и свобод.
8) Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непротиворечивостью.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"