Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права.
Задачи контрольной работы:
1) Изучить понятие, особенности и признаки государства;
2) Изучить понятие, особенности и признаки права;
3) Проанализировать социально-правовые положения и политические особенности теорий происхождения государства и права.

Содержание

Глава 1. Понятие государства и права, их характерные особенности и признаки
1.1 Понятие, особенности и признаки государства
1.2 Понятие, особенности и признаки права
Глава 2. Теории государства и права, связанные с материалистическим пониманием истории
2.1 Органическая теория
2.2 Теория насилия
2.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория
2.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория
2.5 Ирригационная теория
Глава 3. Теории государства и права, несвязанные с материалистическим пониманием истории
3.1 Теологическая теория
3.2 Патриархальная теория
3.3 Договорная и естественно-правовая теории
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

котр раб по тгп.docx

— 54.54 Кб (Скачать файл)

Своего рассвета теологическая  теория достигла в эпоху средневековья. На стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период на рубеже XII-XIII веков в Западной Европе получила развитие теория "двух мечей". Следовательно, основной смысл её состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права "не от бога".  

 

 

 

3.2 Патриархальная теория

Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время  Платоном и Аристотелем была выдвинута  идея о том, что человеческое обществе изначально было патриархальным. Более  определенно по этому поводу высказывался Аристотель. По Аристотелю, государство  является не только продуктом естественного  развития, но и высшей формой человеческого  общения.

В XVII веке с тех же позиций  обосновывалось существование абсолютизма  в Англии в сочинениях английского  социолога Р. Фильмера "Патриархия, или защита естественного права королей" (1642), "Патриарх" (1680). Так происхождение государства и теория "божественного права королей" выводились из изначального патриархата.

Средневековые светские феодалы  также прибегали к патриархальной теории происхождения государства  и права для обоснования неограниченной власти монарха - отца своих подданных и всей нации.

Позднее эта теория получила свое отражение в высказываниях  одного из теоретиков народничества  в России, социолога Н.К. Михайловского (1842-1904), а на Западе - английского  историка права Г. Мэна и других.

Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной ("отеческой") власти монарха. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается.

Характерно, что не существует ни одного исторически достоверного свидетельства подобного способа  возникновения государства и  права. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как  исторически закономерное явление  возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместе с государством.

3.3 Договорная и естественно-правовая  теории

Эта теория содержит чрезвычайно  много аспектов, противоречива и  непоследовательна на различных  исторических этапах развития. Она  вобрала в себя разноречивые взгляды  крупнейших мыслителей всех времен, стоящих  порой на диаметрально противоположных  политико-правовых и философских  позициях. Ряд авторов выделяет договорную - как теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций происхождения права.

Рассматриваемая теория как  договорная, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях:

1)Возникновению государства  предшествует естественное состояние  людей.

2)Государство возникло  и основано на общественном  договоре, уставших от борьбы с природой и друг с другом. Государство и право представляются продуктом разума и воли (людей и Бога). Решив выйти из "естественного" (догосударственного) состояния, люди объединились в государство на определенных условиях, и они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод. А государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, заключивших договор.

3)В результате создания государства в обществе образуются две системы права: естественного и позитивного (или положительного). Первая - естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в себе безусловный разум и вечную справедливость, словом то, что присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности. Вторая - позитивное благоприобретенное право, исходит от государства (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное - вечное и неизменное для всех времён и народов. Подчинёнными ему выступают нормы (правила поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством.

Позитивное право - это  существующее, действующее в данный момент право. Естественное право, исходящее от "всеобщего разума", стало как пожелания и рекомендации того, каким должно быть в идеале реальное, то есть положительное право.

Вершины своего развития договорная и естественно-правовая теории достигают, когда становятся теоретической  основой идеологии антифеодальных буржуазных революций XVII-XVIII веков. В  это время и формируется школа  естественного права, оказавшая  большое влияние на развитие буржуазного  национального права и международного права: Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии; Т. Гоббс и Д. Локк в Англии; во Франции - Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье; в России - П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев (1749-1802). Последний полагал, что государство возникает как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты от произвола сильных.

Считается, что первым предпринял попытку приспособить теорию естественного  права к интересам буржуазии  Г. Гроций (1583-1645). Теоретической основой и идеологическим обоснованием буржуазного революционного движения во Франции послужили идеи Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Рассматривая государство как продукт Общественного договора, он считал, что каждый человек передает в общее достояние свою личность и все свои силы. В результате образуется коллективное целое, которое раньше именовалось "гражданскою общиною", позднее - "республикою или политическим организмом.". В Декларации прав человека и гражданина (1789), программном документе Великой Французской революции (1789-1794), записано: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.

В принятой, по проекту Т. Джефферсона (1743-1826), Декларации независимости США (1776) говорится: "Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью". Для официальной государственной доктрины это было абсолютное новшество.

Следовательно, только с конца XIX в. и вплоть до настоящего времени  наблюдается период так называемого  возрожденного естественного права. Но некоторые авторы полагают, что  наибольшее распространение современные  теории естественного права имели  в середине прошлого столетия. С  принятием Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта  о гражданских и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений пошло на убыль. Политики и  юристы, аргументируя свои позиции  по правам человека, предпочитают ссылаться  на международные пакты как на нормативные документы. Во многих странах  снижается интерес к теориям  естественных прав личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, на основании  всего вышеизложенного можно  сделать следующие основные выводы.

1. Государство - это политико-территориальная,  суверенная организация, предназначенная  для управления обществом и  обладающая аппаратом принуждения,  обеспечивающего по средствам  норм права первоначально интересы  господствующих классов, а по  мере сглаживания классовых противоречий - интересы всего народа. Любое  определение государства, кто  бы его ни давал, всегда будет  неполным, односторонним и в этом  смысле абстрактным. Оно не  способно вобрать в себя, научно  выразить, теоретически реконструировать  многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики  и свойства государства. При  этом абстрактный характер понятий  и определений государства не  является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку  связан лишь с самим началом  процесса познания и понимания  государства.

2. Исторически право возникло  и развивалось во взаимодействии  с государством, первоначально выполняя  охранительную функцию. Именно  государство придает праву в  высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность  и обеспеченность "будущего", которые  по своим характеристикам как  бы становятся частью существующего.  Право - это система общеобязательных  правил поведения (норм), устанавливаемых  государством, а также принимаемых  путём референдума, выражающих  общепризнанные человеческие ценности  и регулирующих общественные  отношения.

3. Заметное место здесь  заняла органическая теория происхождения  государства и права, исходящая  из аналогии общества с развивающимся  биологическим организмом. Подобно  тому, как среди биологических  организмов в результате естественного  отбора выживают наиболее приспособленные,  так и в социальных организмах  в процессе борьбы и войн (также  естественного отбора) складываются  конкретные государства, формируются  правительства, совершенствуется  структура управления.

4. В XIX веке на Западе  получила распространение теория  насилия. Характеризуя захватнические  войны в историческом плане,  следует иметь в виду, что они  становятся возможными лишь после  того, как общество экономически  оказывается в состоянии обеспечить  содержание государственного аппарата  и, прежде всего армии. Теория  насилия имеет своей целью  и предназначается не для объяснения причин и условий возникновения государства и права в прошлом, а для их обоснования в настоящем. Не случайно, что теория насилия была воспринята нацистской Германией в качестве официальной государственно-правовой идеологии.

5. По марксистской теории  непосредственным основанием появления  государства, определяющим его  классовую сущность, является определенная  социально-классовая структура общества, а именно существующие различные  классы и их отношения: антагонистические  и неантагонистические противоречия, сотрудничество, борьба за влияние  или нейтралитет.

6. Немарксистская теория, исходящая из того, что к возникновению  государства и права приводят  потребности совершенствования  управления первобытным обществом,  необходимость решать "общие дела".

7. Ирригационную теорию  связывают с необходимостью строительства  гигантских ирригационных сооружений  в восточных аграрных областях. Таким образом, в ходе разложения  родового общества на антагонистические  слои в виде бедных и богатых,  неизбежно возникновение потребности  общества иметь силу (государство), способную умерять столкновения  этих социальных слоев, чтобы  не дать им возможности уничтожить  друг друга в непрерывной борьбе.

8. Теологическая теория  не является научной, поскольку  заведомо опирается не на знания  в их обычном понимании, а  на веру в бога. Впоследствии  эти воззрения были переработаны  в теологическую доктрину. Основной смысл её состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права "не от бога".

9. Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной  теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Характерно, что не существует ни одного исторически достоверного свидетельства подобного способа возникновения государства и права.

10. Ряд авторов выделяет  договорную теорию - как теорию  происхождения государства, а  теорию естественного права рассматривает  с позиций происхождения права.  Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах  человека (право на жизнь, свободу)  и позитивного (или положительного) (законы, прецеденты). С принятием  Европейской конвенции о защите  прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений пошло на убыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.  Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдуллаев. - М.: Юрист, 2004. - 385 с.

2.  Алексеев, С.С. Государство и право / С.С. Алексеев. - М.: Правоведение, 1993. - 400 с.

3.  Алексеев, С.С. Общая теория права / С.С. Алексеев. - М.: Юридическая литература, 1981. - 270 с.

4.  Бошко, С.В. Теория государства и права / С.В. Бошко. - М.: ТетраСистемс, 2007. - 185 с.

5.  Вишневский, П.Р. Общая теория права / П.Р. Вишневский. - Минск.: Амалфея, 2007. - 520 с.

6.  Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права.100 экзаменационных ответов / Л.Ю. Колюшкина. - М.: Юрид. лит, 2004. - 415 с.

7.  Лазарев, В.В. Общая теория права и государства / В.В. Лазарев. - М.: Юрид. лит, 1994. - 260 с.

8.  Лазарев, В.В. Общая теория права и государства / В.В. Лазарев. - М.: Политиздат, 2001. - 380 с.

9.  Лившиц, Р.З. Теория права / Р.З. Лившиц. - М.: Юрид. лит, 1994. - 420 с.

10.  Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Политиздат, 2004. - 430 с.

11.  Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Наука, 2004. - 520 с.

12.  Мелехин, А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. - М.: Наука, 2007. - 350 с.

13.  Новицкий, И.Б. Римское право / И.Б. Новицкий. - Минск.: Амалфея, 1993. - 470 с.

14.  Протасов, В.Н. Теория права и государства / В.Н. Протасов. - М.: Наука, 1999. - 310 с.


Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"