Контрольная работа по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:24, контрольная работа

Краткое описание

1. Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как правовое государство. На примере политической и юридической практики нашего государства покажите реальность конституционного положения. Каковы особенности, признаки правового государства?

Вложенные файлы: 1 файл

контрольнаяч тгп.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ОТДЕЛЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Контрольная работа
  • по курсу

     

     теория государства и права

     

    вариант 3

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Выполнил: студент   

     

     

     

     

  •  

  •  

  •  

  •  

  • ЕКАТЕРИНБУРГ 
  • 2011 год
  •  

     

     

     

     

    1. Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как правовое государство. На примере политической и юридической практики нашего государства покажите реальность конституционного положения. Каковы особенности, признаки правового государства?

          В ч. 1 ст. 1 Конституции РФ закреплено, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления".

          В России пройдены важные шаги по пути ее превращения в правовое государство. Существующая, хотя и не совершенная, концепция ведет к разделению властей, возможности обжаловать неправомерные действия, декларированные фундаментальные права. Но все же основы конституционного строя России дают возможность полагать, что упоминание о "пройденных шагах" не голословно. Так следует рассмотреть главу I конституции, в которой излагаются основы конституционного строя России (6 статей). Наиболее значимые, собственно основополагающие положения из этих статей следующие:

    1. Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (статья 1).
    2. Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью (статья 2).
    3. Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (статья 3).
    4. Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную, и судебную, органы, которых самостоятельны (статья 10).
    5. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: президент РФ, федеральное собрание (совет федерации и государственная дума), правительство РФ, суды РФ (статья 11).

          Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской федерации, не должны противоречить конституции РФ (статья 15).

     

    Но для того, чтобы государство стало правовым, мало только законов. Для этого требуется  так же: действенное их применение, чтобы не возникало ситуации, когда  законы пишут не для всех, когда  можно уйти от наказания. Нужны реформы суда и особенно системы исполнения судебных решений, без чего все превращается в пустой звук.

         Сегодня судебная система в Российской Федерации - единая система всех судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, имеющие общие задачи, организованных и действующих на единых демократических принципах. Судебная система установленная конституцией Российской Федерацией (глава 7) и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается (статья 118 Конституции РФ).

         В судебную систему входят:

    Конституционных суд Российской Федерации;

    Суды общей  компетенции, осуществляющие судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и иным делам, относящимся к их подсудности, во главе системы которых  стоят Верховный суд Российской Федерации;

    Арбитражные суды, осуществляющие разрешение экономических  споров и иных подсудных дел.

          В целом судебная система строится в соответствии с национально-государственным устройством и административно-территориальным делением страны. Суд как государственный орган судебной власти осуществляет ее от имени государства, а исполнение судебных актов обеспечивается силой государства.

         Следующим, не менее важным шагом к правовому государству - становление парламентаризма в России. Само явление парламентаризма, тем более у нас в стране, весьма объемно и спорно.

     

         В тоталитарных государствах народное представительство всегда фиктивно, поскольку парламент через принимаемые им законы только оформляет решение руководства правящей партии. Таким было это представительство и в советской России. Таким образом, Россия не являлась государством парламентаризма и только с началом перестройки и реформ началось возрождение - поначалу громоздких - парламентских учреждений.

         Правовая основа Российской государственности к началу 1992 года представляет собой "лоскутное одеяло", скрепленное из законов СССР и законов Российской Федерации в составе Союза. Самое главное - противоречивой оставались конституционная база государственной власти. Такая противоречивость имела понятную причину. Шел процесс эволюционного, а не радикального перехода России на общепринятые принципы построения государства, общества и взаимоотношений между ними. Отсюда - переплетение принципиально разных регуляторов общественных отношений.

        В одном государственном организме сосуществовали и противостояли друг другу два начала. Новое - президентская власть, федерализм, принцип разделения и взаимного ограничения властей, ответственность власть перед обществом. И старое - со строгой монопольной и иерархией системы Советов. Несмотря на это были, однако, и важные достижения в законодательном оформлении новой российской государственностью. В 1991 году было принято Декларация прав и свобод человека и гражданина, которое явилось основополагающим документом для дальнейшей законодательной работы по обеспечению прав человека. Началась судебная реформа, значительными вехами которой стали учреждения Конституционного Суда, арбитражных судов и суда присяжных.

         Это были важные шаги по созданию правовой основы преобразований. Они снимали многие запреты, утверждали новые принципы. Тем не менее, они не обеспечивали четкого о комплексного регулирования. Предусматривались новые возможности и права, но не предусматривались механизмы их реализации, гарантии и ответственности.

         Подлинное правовое демократическое государство означает, что граждане должны воспринимать себя хозяевами жизни, активными участниками управления общественными делами, должны научиться управлять государством, усиливать его позитивные качества и снижать негативные. Правовое государство - это одна из наиболее совершенных форм взаимоотношения гражданина и государства, где последнее должно действовать в правовых рамках, управляться законом, правами человека.

         Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической Конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

          Необходимо коренным образом преобразовать социально-экономическую и политическую системы, сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ, устранить социальную почву роста преступности и нарушений законности. Но одновременно нельзя упускать из виду и обширный комплекс мер государственно-правового порядка, без которых достижение этих целей также не может быть обеспечено. Речь идет прежде всего об укреплении российской государственности в самом широком смысле, включая решение запутанных проблем федерализма и национальных отношений, прекращение "войны законов", повышение профессионализма, демократизацию отношений с гражданами.

         В правовом государстве власть рассматривается как сила, стоящая на службе у права, которая нужна прежде всего для того, чтобы обеспечить действие законов и соответственно выраженных в них общественных интересов. На этих основах и решаются многие проблемы. В сегодняшней же России системы законов как реально действующей силы еще нет. Господствует, зачастую, "указное право", что в конечном счете обрекает на беспомощность и унижения и простого человека, и бизнесмена, и политика.

         В правовом обществе личность и государство рассматриваются как равные партнеры; в современной России взаимная ответственность пока только декларируется. "Необязательное" поведение нашего государства порождает цепную реакцию. Российские граждане точно так же начинают относиться и к выполнению своих обязанностей: отказываются от гражданской ответственности, от участия в выборах и референдумах (как общегосударственных, так и региональных), уклоняются от военной службы, от уплаты налогов, от оплаты за квартиру и за проезд на общественном транспорте и т.д.

          Нынешнему же российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия найдет именно свой образ правового государства, который будет соответствовать ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

    2.  Дайте сравнительную характеристику юридической ответственности и иных мер государственного принуждения.

         Для каждого общества, точнее для нормальной жизни этого общества, требуется определенный порядок, то есть общественные отношения должны быть урегулированы. А к этому приходят с помощью социальных норм, устанавливающих правила поведения людей. И только лишь когда эти нормы выполнимы – они действуют. Существование государственного принуждения обусловлено тем, что каждый член общества должен согласовать свои поступки с установленными в этом обществе правилами поведения, а также осмыслить возможности наступления неблагоприятных последствий, если нормы будут нарушены.

         На  основе закона государственные  органы, а также иные уполномоченные на то организации или должностные лица осуществляют психическое, физическое, имущественное или организационное принуждение с целью исполнения и соблюдения правовых норм. В этом и состоит государственное принуждение.

    Основанием  к применению государственного принуждения выступает, как правило, правонарушение и иные неугодные другим гражданам, обществу и государству правовые отклонения (к примеру, уклонение лица от исполнения возложенных на него юридических обязанностей, при условии, что это не образует состав преступления). 

    Государственное принуждение  охватывает:

    а) пресечение правонарушения, как правило, это законные насильственные действия по прекращению противоправного  поведения, такого как арест преступника, изъятие у него орудий преступлений, задержание правонарушителей, и т.д.;

    б) предупреждения правонарушений и других неугодных для общества и личности действий: проведение разнообразный  организационно - правовых действий - эвакуацию  из районов стихийного бедствия, осмотр неисправных механизмов и приостановление их эксплуатации, и др.;

     

    в) юридическую ответственность, которая заключается в возложении на правонарушителя определённых лишений, к примеру, лишений свободы, штраф  и др.;

    г) правовосстановление, то есть восстановление прав гражданина, ранее нарушенных Например, возвращение имущества, восстановление доброго имени и др.

     

    Юридическая ответственность  наступает как ответная реакция  государства на совершенное противоправное деяние. За совершение правонарушения государство осуждает правонарушителя, лишая его каких то благ; таким образом, совершение правонарушения переводит субъекта права из сферы регулятивных правоотношений позитивной ответственности в сферу охранительных правоотношений негативной ответственности.

    Юридическая ответственность это ответственность правового характера, то есть, она подчинена общим принципам данной правовой системы, нормативно регламентирована (закреплена в нормах права), осуществляется через юридические механизмы (применение права) в развитых процессуальных формах.

     

    Учитывая указанные  признаки правовой ответственности, ее особенности в обществе, можем  дать определение общего понятия  правовой (юридической) ответственности  в обоих ее основных аспектах. Юридическую  ответственность можно определить как обязанность всех лиц и организаций поступать (вести себя, строить свою линию поведения) строго в соответствии с предписаниями правовых норм (выбирая в их рамках наиболее оптимальный и рациональный вариант поведения), всегда быть готовыми отчитаться за исполнение своих правовых обязанностей перед государственными органами (или по их поручению перед органами общественности), а в случае неисполнения (нарушения) претерпеть предусмотренные правом меры государственного принуждения или (вместо них с санкции государства) иные меры государственного или общественного воздействия, применяемые с целью перевоспитания, предупреждения подобных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

    Юридическая ответственность  является государственным принуждением, однако, далеко не всякая принудительная мера государства является юридической ответственностью. В механизме правового регулирования властно-организованная сила государства проявляется по самому широкому кругу отношений в целях подавления отрицательных волевых устремлений отдельных лиц, обеспечения потребностей общества, государства или населения в материальных благах при наличии экстремальных ситуаций и по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

    Информация о работе Контрольная работа по "Теория государства и права"