Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 09:38, контрольная работа
1. Основные этапы развития древнеегипетского государства, характер власти в нем.
2. Государственный строй Древнего Вавилона.
3. Законы «Ману» Древней Индии.
4. Традиционные черты государственного строя императорского, деспотического Китая.
5. Государственный строй Рима в период республики.
Контрольная работа по дисциплине «История государства и права зарубежных стран».
1. Основные этапы развития
История Древнего Египта делится на ряд периодов: период Раннего царства (3100—28 00 гг. до н.э.); период Древнего, или Старого, царства (около 2800—2280 гг. до н.э.); период Среднего царства (около 2250—1700 гг. до н.э.); период Нового царства (около 1575—1087 гг. до н.э.). Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были временем хозяйственного и политического упадка Египта. Египет Нового царства — первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его Состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок и становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской империи в 36 г. до н.э.
Государственный строй. Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н.э. под началом единого царя ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата, который на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен правителями-номархами, храмовыми жрецами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов. С помощью этого аппарата происходило дальнейшее укрепление могущества фараона, который не просто обожествлялся, но считался равным богам.
Наибольшего могущества власть фараонов достигает в Новом царстве, когда окончательно утверждается основанная на военной силе и многочисленном бюрократическом аппарате имперская власть центра, полностью подчинившего себе управление обширной территорией.
Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и его безопасность. Фараону, как носителю высшей государственной власти, принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы.
При всей широте полномочий фараона его власть нельзя рассматривать как личную, произвольную. Политическая стабильность единого государства Египта, неприкосновенность трона зависели от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слоев, особенно военной и жреческой верхушки.
На всех этапах развития. Египта особая роль в управлении государством принадлежала царскому двору. О развитии функций государственного аппарата могут свидетельствовать изменения полномочий первого помощника фараона — джати. Эту должность обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона. В его обязанности входило управлять царским двором, канцелярией фараона, осуществлять контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжаться земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках — высшая военная власть. Ему принадлежат и высшие судебные функции.
Под непосредственным контролем джати находились главы специализированных управлений: “начальник дома оружия”, руководивший военным ведомством, управляющий «домом царских сокровищ», управляющие «белыми домами» - ведомства по сбору и распределению продуктов, изделий ремесла и т.д.
2. Государственный строй Древнего Вавилона.
Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть. Могущество царя ясно видно из его титула. Так, царь Хаммурапи – мудрый вождь, солнце Вавилона, дракон среди царей, любимец мудрой богини Мамы.
3. Законы «Ману» Древней Индии.
В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются Законы Ману.
Дхармашастры - правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами. Видный санскритолог Г. Бюлер утверждал, что основой Дхармашастры Ману явилась какая-то недошедшая до нас дхармасутра. Его точка зрения встретила серьезные возражения со стороны П.В. Кане и К. П. Джаясвалы, отстаивающих самостоятельный характер возникновения «Манавадхармашастры». Спор будет решен в пользу Г. Бюлера, конечно, только тогда, когда древняя дхармасутра будет найдена. Но точка зрения Г. Бюлера, что дхармащастра Ману в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. до н.э. -II в. н. э., в науке утвердилась. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав более древними считаются II-VI главы. Но и в них имеются стихи, которые признают позднейшими добавлениями Ильин Г.Ф.. Предисловие к «Законам Ману» / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С. 4. .
Авторами Законов Ману были, по-видимому, мудрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Они же дали этой кодификации имя Ману, одного из мифических прародителей человека. Язык, на котором написаны Законы Ману, называется санскритским, это язык древних индусов.
«Законы Ману» в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. До нас дошли комментарии Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи ХП- XIII вв.), Нараяны (XIV в.), Куллюкабхатты (XV в.), Рагхавананды (XVII-XVIII вв.), Нанданы и Рамачандры (XVIII в.).
Первый перевод «Законов Ману» с санскрита на английский язык был издан еще В. Джонсом в 1794 г. «Законы Ману» и после этого неоднократно переводились полностью или частично на европейские языки.
Слово «дхарма» означало совокупность правовых, моральных, этических и других норм, определяющих добродетельность человека и правила жизни в зависимости от его общественного положения. В самих «Законах Ману» дается следующее перечисление признаков дхармы: «Постоянство, снисходительность, смирение, непохищение, чистота, обуздание чувств, благоразумие, знание Веды, справедливость и негневливость - образуют дхарму, обладающую десятью признаками» Стих VI. 92 Законов Ману / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С 62. Выполнение этих общих предписаний наряду с присущими каждой варне и означало выполнение дхармы. Итак, дхармашастра Ману-это сборник таких предписаний члену общества, исполнение которых считается в соответствии с господствующей системой взглядов и религией добродетелью. Дхармашастры были только основой законодательства, но отнюдь не кодексами самих действующих законов.
«Законы Ману» содержат 2684 стихов (шлок), которые разбиты на 12 глав:
- I глава излагает сведения
о мироздании и его Творце (божественном
Самосущем), о происхождении основных
четырех сословий (варн) и главенствующей
роли брахманов в охранении
сокровищницы вселенского
- II глава повествует о
воспитании правоверного
После изучения Вед человек считался приуготовленным для новой духовной жизни - «дваждырожденным» (двиджати). В этой же главе говорится о роли обычаев, обрядов и ритуалов, а также «запомненной священной мудрости» дхармашастр;
- III глава содержит нормы
и требования к семейной жизни,
правильному браку (анулома), а также
повествует о последствиях
- IV, V, VI главы содержат сведения о способах сакрализации повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня, перечисление запретных поступков, описание ритуалов очищения и аскетических норм и образа жизни.
- VII глава рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в правосудии, поддержании порядка и «защите всех творений»; в ней даются советы по делам административным, налоговым, военным и др.;
- VIII глава посвящена 18 поводам для обращения в суд (нарушение договорных отношений, преступные деяния: кража, насилие, клевета, оскорбление действием, игра в кости, прелюбодеяние, осквернение ложа духовного наставника-гуру, распитие хмельных напитков и др.), а также роли закона и правилам судопроизводства и вынесения решения о наказании, освобождению от наказания в случае необходимой обороны (защита от насилия ребенка, женщины и священника-брахмана).
- IX глава повествует о
«вечном законе для мужа и
жены» в их семейной жизни,
о личных и имущественных
-X глава содержит правила,
общие для трех
- XI глава посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных, межварновых браков, нарушивших дхарму).
- XII глава дает предписания
относительно культа, ритуалов и
конкретных обязанностей их
Вывод: Таким образом, «Законы Ману» это древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском рабовладельческом обществе системой взглядов и религиозными догматами. Нормы, содержащиеся в «Законах Ману» носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии еще не было. Свод законов Ману является по существу дхармашастрой, этическим кодексом. Дхармащастра Ману- это сборник таких предписаний члену общества, исполнение которых считается в соответствии с господствующей системой взглядов и религией добродетелью . Ильин Г.Ф. Предисловие к «Законам Ману» / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С. 6. Он прославляет обычаи и условности в то время, когда они начали терять свое значение. Законы Ману основывают свои постановления на древних обычаях, господствовавших в индусских поселениях на берегах Ганга.
4. Традиционные черты
«Власть – это то, чем располагает лишь правитель», писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи.
Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия – наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.
В раннечжоуском Китае власть и личность ванна окончательно сакрализуется. Он носит титул «сына Неба», который «управляется Небом», его называют «отцом и матерью» своих подданных. Ван-первосвященник.
Центром управления в чжоусском Китае двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к ванну стоял цзай-управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашателем воли ванна внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды ванна, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, волы, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных «надзирателю земель».
В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального аппарата.
Центральный аппарат империи включал в себя рад ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство имперского двора, дворцовые стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни.
5. Государственный строй Рима в период республики.
Период Римской республики – период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам. В период республики организация власти была достаточно проста, и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии. В Римской республике существовали три вида народных собраний – центуриальные, трибутные, куриатные.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»