Личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д. Культура не существует вне деятельности человека и социальных общностей, ибо именно деятельность человека породила новую «сверхприродную» среду обитания - четвертую форму бытия - культуру (М. С. Каган). Напомним, что три формы бытия - это «природа - общество - человек». Отсюда вытекает, что культура - мир человеческой деятельности, т. е. мир артефактов (от лат. arte - искусственный и factus - сделанный), это преображение человеком природы по законам общества. Эту искусственную среду иногда называют «второй природой» (А.Я.Гуревич и другие исследователи).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. Понятие, структура и функции культуры………………..5
ГЛАВА 2.Культура в мире человека………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Задание.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА1. Понятие, структура и функции культуры………………..5

ГЛАВА 2.Культура в мире человека………………………………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный  образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д. Культура не существует вне деятельности человека и социальных общностей, ибо именно деятельность человека породила новую «сверхприродную» среду обитания - четвертую форму бытия - культуру (М. С. Каган). Напомним, что три формы бытия - это «природа - общество - человек». Отсюда вытекает, что культура - мир человеческой деятельности, т. е. мир артефактов (от лат. arte - искусственный и factus - сделанный), это преображение человеком природы по законам общества. Эту искусственную среду иногда называют «второй природой» (А.Я.Гуревич и другие исследователи).

Крупнейший философ XX в. М.Хайдеггер пишет по этому  поводу: «... человеческая деятельность понимается и организуется как культура. Культура теперь - реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств. Из сущности культуры вытекает, что в качестве такого культивирования она начинает в свою очередь культивировать и себя, становясь таким образом культурной политикой».1

Но культура - это не просто совокупность артефактов, т. е. вещного мира, созданного руками человека, это мир смыслов, которые человек вкладывает в продукты своей деятельности и в саму деятельность. Создание новых смыслов само становится смыслом деятельности в духовной культуре - в искусстве, религии, науке. Мир смыслов - это мир продуктов человеческой мысли, царство человеческого разума, он безграничен и необъятен. Следовательно, культурой, которая образуется человеческой деятельностью, охватывается и сам человек как субъект деятельности, и способы деятельности, и многообразие предметов (материальных и духовных), в которых опредмечивается деятельность, и вторичные способы деятельности, распредмечивающие то, что находится в предметном бытии культуры, и т.д. Поскольку культура производна от деятельности человека, ее строение должно определяться структурой порождающей ее деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  Понятие, структура и функции культуры

Слово "культура" произошло  от латинского cultura и первоначально  имело смысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова "возделанное человеком", "облагораживание" стал одним из главных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который рождает тот широкий круг явлений, свойств, объединённых словом культура.

 Культура включает в себя те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Прежде всего, в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. Таковыми следует признать изготовление орудий труда и спортивные состязания; политическую организацию общественной жизни, её элементы (государство, партии и т.д.) и обычай дарить подарки; язык, мораль, религиозные обряды и колесо; науку, искусство, транспорт и одежду, украшения, шутки. Как видно, круг этих вне природных явлений нашей жизни очень широк, он включает как сложные, "серьёзные" феномены, так и простые, казалось бы, незатейливые, но очень важные и нужные для человека.

 В круг явлений,  объединяемых словом "культура", входят такие свойства людей, которые не регулируются биологическими инстинктами. Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки и соответственно крайне узок круг проблем подобных явлений. Но нельзя отрицать, что есть элементы человеческой жизни, которые впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, физического здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины. Сюда также входят непроизвольные реакции на свет, боль и т.д. Ко многим подобным явлениям впрямую культурной оценки не применишь.2

Значителен круг человеческих действий, в котором переплетаются  инстинктивные и культурные начала. И идёт ли речь о половом влечении или о потребности в пище - даже в этих случаях мы сталкиваемся чаще всего с переплетением инстинктивной  основы и окультуренного содержания. Инстинкт проявится в чувстве голода, аппетите, предрасположенности к употреблению определённой пищи: высококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок; к пище, насыщенной витаминами, - весной. Культура же проявится в том, как будет убран стол, в красоте и удобстве посуды, в том, сядет ли человек за стол, или будет есть на ковре, усевшись, скрестив под собой ноги. И в сочетании приправ, как будет приготовлено мясо и др. Здесь скажутся и кулинарные традиции того или иного народа, и мастерство кулинара и т.д.

Существует ещё одна категория явлений, где переплетается  инстинкт и культурный контроль за поведением. Так, предрасположенность  эмоционального человека к бурным формам реагирования, к быстрой возбудимости, острым выражениям своих идей, замечаний (что, как правило, объясняется типом темперамента, другими врождёнными свойствами) может быть нейтрализовано, облагорожено выработанным умением контролировать себя и т.д. И этот контроль, в том числе контроль человека над своими природными инстинктами - важнейший элемент культуры. Причём в различных культурах конкретные формы контроля, что и в какой степени контролируется, в какой степени подавляется и по какому поводу инстинкт - приобретают достаточно ощутимую специфику.

Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни, с тем, что отлично от животного, с тем, что возделано человеком в себе, в других, а не рождено в нём от природы.

Поскольку культура является сложным образованием, затрагивающим  различные сферы деятельности человека, для ее структурирования необходимо выделить определенное основание.

1. Если исходить из  качества и характера сознания, производимого культурой, и характера  продуцируемой личности, то можно  различить элитарную и массовую  культуры.

2. Структурирование культуры по ее носителю позволяет выделять культуру социальных общностей, или субкультуру: классовую, профессиональную, городскую, сельскую, молодежную, семьи и отдельного человека. Сегодня вновь становится актуальной проблема классовой дифференциации культуры. Она была сформулирована В.И. Лениным в качестве теории двух культур (Культуры господствующей буржуазной и демократической).

3. Если учитывать многообразие  человеческой деятельности, то можно  выделить материальную и духовную  культуры. К первой из них относится культура труда и материального производства, быта, места жительства (топоса), физическая культура. К духовной культуре можно отнести познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Однако такое деление является условным, так как многие из видов культуры - экономическая, политическая, экологическая, эстетическая - пронизывают всю ее систему и не относятся в чистом виде ни к материальной, ни к духовной культуре.

4. По содержанию и влиянию культура может разделяться на прогрессивную и реакционную, так как, воздействуя на личность и общество, культура может воспитывать человека не только нравственного, но и безнравственного.3

Культура выполняет  в жизни человека и общества целый  ряд функций.

Адаптивная (приспособительная) функция культуры состоит в том, что именно культура позволяет людям  приспособиться к различным природным  условиям. Благодаря приспособительным  механизмам культуры человек смог заселить практически все уголки Земли  — от Северного Заполярья до Антарктиды, привык к различным особенностям климата, рельефа, растительного и животного мира. Так, на Японских островах, в зоне повышенной сейсмоактивности, люди издавна строили дома на лёгком деревянном каркасе, обтянутом бумагой; эскимосы же сооружали свои жилища из снега и прекрасно переживали в них холодные полярные зимы.

Ещё одна важная функция  культуры проявляется в накоплении, хранении, систематизации и передаче информации. Её можно назвать функцией исторической преемственности. Нарушение данной функции чревато для общества серьёзными последствиями. Разрыв культурной преемственности способен обречь новые поколения на потерю социальной памяти, сделать их «Иванами, не помнящими родства».

Ценностная функция  культуры состоит в том, что она формирует у человека ценностные потребности и ориентации. Усвоенные культурные ценности позволяют различать значимое и незначительное в жизни, беречь те элементы культуры, которые гармонизируют и совершенствуют жизнь, и отказываться, избавляться от того, что ведёт к деградации личности. Для общества же сохранение ценностей культуры — залог стабильного развития.

Нормативная функция  культуры связана с регулированием общественной жизни. Её выполнение опирается  на мораль и право и способствует усвоению людьми совокупности норм и правил, регламентирующих их поведение и деятельность.

Коммуникативная функция  культуры (от лат. commu-nicatio — делаю  общим; связываю; общаюсь) обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, ведёт к выявлению всего ценного, что накоплено человечеством, позволяет обмениваться культурными достижениями, способствует процессам интеграции культур. Особенно наглядной она становится в современном мире, когда на наших глазах создаётся единое культурное пространство всего человечества.4

Перечисленные основные функции культуры в реальной жизни  тесно связаны. И, конечно, они не исчерпывают всего назначения культуры.

Основное назначение культуры — делать человека Человеком. Развитие культуры даёт возможность  облегчить труд и сделать его творческим, обогатить ум и чувства. Постижение культуры — важное условие самосовершенствования и саморазвития личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.Культура в мире человека

Понимание культуры и  культурной деятельности будет неполным, если не учесть еще одну их важную особенность. Она заключается в том, что мир культуры — это мир особых предметностей, а культурная деятельность — предметная по своей сути, т. е. направленная на создание этих предметов. В противном случае, она имела бы эфемерный характер или попросту была бы невозможной. Особый характер предметов культуры состоит в том, что они либо лишены природных оснований, т. е. имеют духовную сущность, либо имеют вид материального образования, но не оно является в них определяющим. Главным в них будет та идея, замысел, ценность, духовное содержание, которые заложены в них и опредмечиванию которых оно служит. Конечно, материальная основа не является чем-то случайным для такого рода процесса опредмечивания, а находится в органической связанности с идеальной сущностью, выражая ее.

В связи с этим мир культуры подразделяется на две составляющие, материальную и духовную, и определяется как  совокупность материальных и духовных ценностей, явившихся результатом  человеческой деятельности. Такое разделение нередко покоится на представлении, что в культуротворчестве действуют два независимых начала — духовное и материально-практическое. Первое начало обычно считалось, а в религиозных и идеалистических учениях о культуре считается и поныне, высшим, олицетворяющим творчество как таковое, второе — материальное, низшим, менее творческим. Дух или духовное начало, как полагают в данном случае, проявляется в особой самостоятельной деятельности, которой свойственны созидание и свобода.5

В итоге этой деятельности создаются  высшие ценности, овладение которыми составляет смысл человеческого существования. Материальное же начало подчинено духовному. Оно менее активно, или вовсе лишено активности, подчиняясь деятельности духа. Если оно и способно проявлять себя самостоятельно, то ведет к порождению предметов низкого ценностного значения, которые разрушают духовность, так как удовлетворяют только физическую и чувственную природу человека и препятствуют высвобождению его высшей активности. Истоки такого разделения коренятся в исторических предпосылках развития человека, породивших и представление о его двойственной природе и фетишизировавших духовный аспект бытия.

Но подобно тому, как человек  предстает как целостность, в  которой духовная жизнь составляет лишь одну сторону бытия, так и  культура представляет собой нерасторжимое единство духовной и материальной сторон, проявляющихся так же и в его культурной деятельности. Противоположность материи и духа в структуре культуры имеет лишь относительное значение, и именно наличие этой относительности только и позволяет говорить отдельно о материальной и духовной культурах. Чисто духовное начало не может стать достоянием культурного использования (потребления), не будучи воплощенным в материальную оболочку. Различные способы материализации духа: физически-телесный, вещественно-технический, социально-организационный и другие, необходимы для его сохранения за пределами породившей его душевно-духовной жизни человека. Только таким путем духовное творчество отдельного человека, отдельного общества или культуры может стать достоянием других людей, распространяясь по многочисленным каналам социальной и культурной коммуникации, приобрести общечеловеческую значимость.

Материальная оболочка, в которую вошло духовное содержание, становится знаком. Каждый культурный предмет обладает знаковой функцией. Следовательно, материальность в нем теряет здесь свой самодовлеющий статус, поскольку она подчинена задаче сохранить и передать духовное как свое значение. Духовная культура в определенном смысле предстает как знаковая система, воспринимая которую, человек обнаруживает содержательную сторону и формирует свое отношение к ней. Духовное выступает как содержание, а материальное в знаковой системе — как форма культуры. Но сводить духовную деятельность и духовную культуру только лишь к семиотическим процессам и знаковым системам значит существенно сужать их сферу.6

Выделение, а нередко  и противопоставление материальной и духовной сфер культуры в ряде культурологических концепций имеет еще один теоретический смысл. Он связан с разделением единого культурно-исторического бытия человека на две составляющие — культуру и цивилизацию. Хотя в обыденной практике мы нередко пользуемся этими понятиями как взаимозаменяемыми выражениями, т. е. отождествляя их, например, говорят: древние цивилизации или древние культуры, цивилизованный человек или культурный человек, но такое обращение с ними не является общепринятым и особенно на теоретическом уровне.

Информация о работе Личность