Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 19:40, курсовая работа
Цель исследования – теоретико-правовой анализ понятия, структуры и организации деятельности органов исполнительной власти РФ, а также их взаимодействия с другими ветвями власти.
В связи с поставленной целью, определим задачи настоящего исследования:
- рассмотреть понятие и основные черты исполнительной власти;
- изучить структуру органов исполнительной власти;
- исследовать функции органов исполнительной власти;
Введение……………………………………………………………...………...3
Глава 1. Исполнительная власть как разновидность государственной
власти………………………………………………………....................6
1.1. Понятие и основные черты исполнительной власти…………….6
1.2. Структура исполнительной власти………………………………10
1.3. Функции исполнительной власти………………………………..12
Глава 2. Механизмы функционирования исполнительной власти…15
2.1. Президент Российской Федерации и исполнительная власть в
РФ………………………………………………………………………..15
2.2. Взаимоотношения органов исполнительной и законодательной
власти РФ……………………………………………………………….17
2.3. Исполнительная власть и судебная власть в РФ.
Соотношение, взаимодействие………..………………………………19
Заключение……………………………………....…………………………….23
Список использованных литературы…….……..…
В соответствии с п. «н» ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Федерации и ее субъектов находится определение общих принципов образования системы различных органов государственной власти. На уровне Федерации по указанному вопросу должны быть приняты федеральные законы. Вместе с тем, система органов государственной власти субъектов РФ определяется указанными субъектами самостоятельно согласно основ конституционного строя Российского государства и общих принципов организации различных представительных и исполнительных органов государственной власти, регламентированных федеральными законами.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят: 1) Правительство РФ; 2) федеральные министерства; 3) федеральные службы; 4) федеральные агентства.
Различные системы имеют свою внутреннюю структуру, или строение, а всякая структура неразрывно связана с установленной системой, относится ей, а также характеризует внутреннее устройство данной системы, поэтому категории «система» и «структура» представляют собой неразрывные парные понятия, которые не существуют одно без другого.
Многозначным термином «структура органов исполнительной власти» охвачены различные:
Таким образом, системой органов исполнительной власти выступает взаимосвязь различных федеральных органов исполнительной власти как цельного механизма исполнительной власти Российского государства. Система органов исполнительной власти построена и действует на базе установленных конституционных принципов федерализма, законности, а также сочетания централизации и децентрализации власти.
1.3. Функции исполнительной власти
Общими функциями являются типичные, всеобщие методы по информационному взаимодействию между объектами и субъектами социального управления. Это относительно самостоятельные, устойчивые характерные виды административной деятельности вообще. Каждое общее назначение объективно необходимо. Отличает их друг от друга непосредственная цель, содержание, процедуры реализации, используемая информация.
В перечне общих функций можно назвать следующие: контроль, учет, работа с кадрами, методическое руководство, нормативное регулирование, планирование, прогнозирование и пр. Осуществлять, организовывать исполнительную власть означает контролировать, планировать, прогнозировать и т.п. Каждым субъектом административной власти осуществляется несколько или хотя бы одна функция.
Функциональное разделение труда закреплено структурно, т.е. созданием особых звеньев, занимающихся контролем, учетом, планированием и т.п. Важный признак значительной по объему и развитой функции - организационная обособленность.
Так как беспредметные общие функции являются всего лишь научной абстракцией, а в реальности конкретные субъекты влияют на определенные объекты особым образом, то общие назначения в реальности приобретают характерные черты, конкретизируются.
В литературных источниках определяются виды и понятия функций федеральных органов исполнительной власти.
Во-первых, функции принятия нормативно-правовых актов заключаются в издании во исполнение и на основании Конституции РФ, федеральных законов, федеральных конституционных законов, правил поведения, которые обязательны для выполнения органами государственной власти, местными органами самоуправления, их должностными лицами, гражданами и юридическими лицами, которые распространяются на неопределенный перечень лиц.
Во-вторых, функции контроля и надзора, заключаются в: а) осуществлении действий контроля и надзора за выполнением органами государственной власти, местными органами самоуправления, их должностными лицами, гражданами и юридическими лицами установленных Конституцией РФ, федеральными законами, федеральными конституционными законами и иными нормативно-правовыми актами общеобязательных правил поведения; б) выдаче органами государственной власти, местными органами самоуправления, их должностными лицам лицензий (разрешений) на производство определенного типа деятельности и/или определенных действий юридическими лицами и гражданами; в) регистрации объектов, прав, документов, актов, а также издании индивидуальных правовых актов.
В-третьих, функциями управления государственным имуществом является осуществление полномочий собственника по отношению к федеральному имуществу, включая переданное государственным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным унитарным предприятиям, которые подведомственны федеральному агентству, а также управление акциями открытых акционерных обществ, которые находятся в федеральной собственности.
В-четвертых, функциями по оказанию государственных услуг является предоставление федеральными органами исполнительной власти прямо или с помощью подведомственных им федеральных государственных учреждений, или иных организаций по регулируемым органами государственной власти расценкам или безвозмездно услуг организациям и гражданам в таких сферах: образование, здравоохранение, социальная защита населения и иные сферы, которые установлены федеральным законодательством.
Функции федерального органа исполнительной власти, руководство работой которого осуществляется Президентом России, определяют указы Президента России, а функции федерального органа исполнительной власти, руководство работой которого осуществляется Правительством России, определяют постановления Правительства России.
Таким образом, говоря о специфике каждой общей функции, ее структурной обособленности, нужно отметить, что в то же время все они - части одного целого. Они объединяются единой конечной целью, единой информационной природой, организационным единством реализующего их объекта.
Глава 2. Механизмы функционирования государственной власти
2.1. Президент Российской
В число органов, которыми осуществляется исполнительная власть, нужно также включить и Президента России. До сей поры конституционное положение Президента РФ в структуре высших органов государственной власти - дискуссионное. По мнению одних, Президент исполняет роль арбитра в структуре высших органов государственной власти. К примеру, по мнению Е.И. Козловой, у Президента особое место в структуре органов государственной власти, он не входит непосредственно, напрямую ни в одну из трех ветвей власти11. По мнению Н.М. Добрынина Президент непосредственно не включен ни в одну из трех ветвей власти: ни в судебную, ни в законодательную, ни в исполнительную. Это предпосылка исполнения возложенных на Президента задач по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти РФ12.
Другими учеными говорится не просто об обособленном положении Президента России в структуре высших органов государственной власти, а о том, что существует самостоятельная президентская ветвь власти. По мнению третьих, Президентом де-факто возглавляется исполнительная власть в РФ. В.Е.Чиркиным утверждается, что по точному смыслу Конституции РФ у Президента нет исполнительной власти, а на практике именно он во главе всей системы исполнительной власти13. Также и, по мнению Г.В. Дегтева, являясь юридически дистанцированным от всех ветвей власти, вместе с тем Президент РФ ближе к исполнительной14.
Система органов исполнительной власти в РФ является структурированной совокупностью федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, которая основана на принципах ответственности, подчиненности и субординации. Нужно заметить, что институт полномочного представителя Президента России в федеральном округе - своего рода связующее звено между исполнительными органами государственной власти разного уровня.
Президентом де-факто возглавляется система исполнительной власти. Такой вывод основывается на предусмотренных Конституцией прерогативах Президента и проистекающих из них возможностей. К примеру, комплектование федерального Правительства (назначения Председателя и федеральных министров), а также его отставку практически Президент осуществляет самостоятельно. Президенту возможно быть председателем на заседаниях Правительства, есть право отменить решения Правительства. Непосредственно сам Президент РФ осуществляет руководство деятельностью ключевых федеральных ведомств (Служба внешней разведки, ФСБ, Минобороны, МЧС, МВД, МИД и пр.).
У Президента РФ имеется определенное влияние и на исполнительную власть субъектов РФ. Так, им предлагается кандидатура на должность высшего должностного лица субъекта РФ. Как у гаранта Конституции РФ у Президента есть право на приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ.
В ситуации, если Президент РФ не может исполнять свои обязанности, его полномочия осуществляет Председатель Правительства РФ. Значит, президентские полномочия останутся в границах исполнительной власти.
Итак, объем полномочий Президента РФ говорит, что в его руках сосредоточены не просто полномочия контрольно-распорядительные по отношению к органам исполнительной власти (федерального и регионального уровней), но и настоящая возможность по формированию (реорганизации) структуры и системы исполнительной власти, определению вектора ее развития. Основываясь на этом, можно утверждать, что исполнительная власть в РФ осуществляется на федеральном уровне Правительством, на уроне субъектов - органами исполнительной власти субъектов РФ, а возглавляется она Президентом.
2.2. Взаимоотношения органов
Основываясь на результатах анализа Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", можно выделить следующие формы взаимодействия законодательных и исполнительных органов государственной власти регионального уровня:
организационное взаимодействие, которое проявляется в возможности участия в формировании иных органов государственной власти (п. п. 1, 3 ст. 5; п. п. 1, 2, 7 ст. 18; п. 3 ст. 20; ст. 24 указанного Закона);
взаимодействие при осуществлении правотворчества (ст. ст. 5 - 8 указанного Закона);
взаимодействие в сфере государственного управления (п. 7 ст. 18; ст. 21 указанного Закона);
осуществление взаимного контроля и применение мер конституционной и политической ответственности (ст. 3.1; п. 9 ст. 4; п. 1 ст. 5; п. п. 1 - 3 ст. 9; п. п. 1 - 5 ст. 19 указанного Закона);
взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти при разрешении споров между ними (подп. "е" п. 3 ст. 5; ст. 25 указанного Закона)15.
Взаимодействие органов исполнительной и законодательной власти происходит уже на предпроектном этапе законотворчества при осуществлении планирования законоподготовительных работ. Несмотря на богатый опыт планирования законотворческой деятельности в советский период, законодательная практика субъектов показала, что данная процедура не лишена пробелов и недостатков. Одним из нерешенных вопросов, прямо влияющих на эффективность законотворческого процесса, является проблема выбора приоритетов при определении очередности принятия региональных законов. Не исключена вероятность одновременного представления в региональные парламенты законопроектов, сходных по своему предмету регулирования и содержанию.
Результаты проведенного анализа позволяют утверждать, что разделение властей, охватывающее категории единства политической власти, самостоятельности ветвей государственной власти, взаимодействия отдельных частей государственного аппарата, следует расценивать как взаимосвязанные элементы единого механизма реализации публичной власти. Имея единый источник, которым является многонациональный российский народ, государственная власть в России дифференцируется по отдельным направлениям воздействия на общественные отношения, но в конечном итоге сливается воедино посредством осуществления механизма сдержек и противовесов.
2.3. Исполнительная власть и
Судебная власть, как и любая форма государственной власти, имеет свои особенности. Она осуществляется специально созданными органами - судами, которые составляют единую судебную систему, на основе и строго в соответствии с процессуальным законом; выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается силой государства; в осуществлении правосудия принимают участие представители народа.
Демократическое общество заинтересовано в такой судебной власти, где судьи исполняют требования закона беспристрастно, в четко установленных рамках процедуры, соблюдая разумные сроки рассмотрения. Главная цель судебной власти - содействовать гражданам, их объединениям, включая экономические образования, государственным и общественным институтам в реализации законных прав.
Информация о работе Механизмы функционирования исполнительной власти