Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 19:40, курсовая работа
Цель исследования – теоретико-правовой анализ понятия, структуры и организации деятельности органов исполнительной власти РФ, а также их взаимодействия с другими ветвями власти.
В связи с поставленной целью, определим задачи настоящего исследования:
- рассмотреть понятие и основные черты исполнительной власти;
- изучить структуру органов исполнительной власти;
- исследовать функции органов исполнительной власти;
Введение……………………………………………………………...………...3
Глава 1. Исполнительная власть как разновидность государственной
власти………………………………………………………....................6
1.1. Понятие и основные черты исполнительной власти…………….6
1.2. Структура исполнительной власти………………………………10
1.3. Функции исполнительной власти………………………………..12
Глава 2. Механизмы функционирования исполнительной власти…15
2.1. Президент Российской Федерации и исполнительная власть в
РФ………………………………………………………………………..15
2.2. Взаимоотношения органов исполнительной и законодательной
власти РФ……………………………………………………………….17
2.3. Исполнительная власть и судебная власть в РФ.
Соотношение, взаимодействие………..………………………………19
Заключение……………………………………....…………………………….23
Список использованных литературы…….……..…
Думается, в Российской Федерации на современном этапе развития немаловажно, какой будет судебная власть в условиях укрепления всей вертикали власти16.
В правовой литературе высказываются различные мнения о характере, месте специализированных органов конституционного контроля в системе государственных органов. Вопрос этот достаточно сложен. Споры здесь идут прежде всего о том, относить ли такой орган в условиях разделения властей к судебным органам или к органам особого характера, к особой власти. Палитра позиций достаточно пестра и порой связана с самыми различными подходами к данной проблеме.
В юридической литературе высказывается мнение, что органы конституционного контроля не входят ни в одну из ветвей власти, их можно отнести к особой, четвертой ветви - контрольной. По мнению Б.С. Эбзеева, Конституционный суд, с одной стороны, представляет собой судебный орган, а с другой - один из высших государственных органов, самостоятельно и независимо действующий17. В.Е. Чиркин отмечает: "В отличие от ведомственного и административного контроля, который ведется органами, осуществляющими и иные функции, институты контрольной власти занимают самостоятельное место, особое место, это получило отчетливое выражение в законодательстве. Главы, посвященные органам конституционного контроля... отделены от глав о правосудии"18. Поэтому в конституциях ряда государств выделяют разделы (главы), посвященные конституционному суду, и не обязательно они привязаны к разделам, посвященным судебной системе, судебной власти.
Конституционный Суд обладает двойственной правовой природой: с одной стороны, он является органом правосудия, с другой - это один из высших конституционных органов государственной власти19. Содержание конституционного правосудия - это конституционный контроль, который реализуется в форме судопроизводства. В результате мы имеем дело с самостоятельным видом государственно-властной контрольной деятельности, осуществляемой по судебной процедуре. Именно эта форма обеспечивает объективность и беспристрастность данного специального вида конституционного контроля.
Конституционный Суд играет особую роль в обеспечении принципа разделения властей, в системе сдержек и противовесов. Решая конфликты, споры между органами публичной власти на различных уровнях, Конституционный Суд выступает как орган компромисса и примирения, как гарант политического мира и стабильности в обществе и государстве, как хранитель конституционных ценностей, стоящий на страже конституционного строя в стране.
Следует отметить, что конституционная юстиция в России как федеративном государстве наряду с Конституционным Судом Российской Федерации включает в себя конституционные (уставные) суды субъектов Федерации.
Российская доктрина конституционализма, разрабатываемая в рамках научного направления на стыке общей теории государства и права, политологии и конституционного права, рассматривает конституционное правосудие в качестве одного из необходимых элементов системы юридических гарантий соблюдения конституционной законности в демократическом государстве, основанном на принципе разделения властей.
В общей теории права и государства общепризнанным является следующее положение: обеспечение режима конституционной законности является задачей и обязанностью всех государственных органов и должностных лиц, осуществляемой ими путем применения различных правовых средств в рамках предоставленных им полномочий. Конституционная законность зависит не только от федерального Конституционного Суда как судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства, но и от конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации20.
Отсутствие достаточной разработанности теоретических основ контрольной власти повлияло на правовое закрепление статуса конституционных (уставных) судов в Российской Федерации.
Институциональной составляющей правового статуса конституционных (уставных) судов как органов контрольной власти являются четыре составляющие:
- особый
предмет, позволяющий отнести их
к системе юридических
- круг субъектов нормотворчества, чьи акты попадают под контроль конституционного (уставного) суда;
- юридическая сила решения конституционного (уставного) суда;
- механизм
реализации решения
Объективной необходимостью создания системы конституционных и уставных судов на региональном уровне являются демократизация государства, поиск эффективной формы конституционного контроля по сравнению с традиционными, осуществляемыми органами государственной власти21.
С нашей стороны, полагаем, что современное развитие и организация судебной власти в России дают основание считать вполне утвердившейся точку зрения о том, что данная ветвь государственной власти по своей вертикали вполне соответствует предъявляемым требованиям международных стандартов.
Заключение
В заключение проведенного исследования приведем его отдельные положения и выводы.
Органом исполнительной власти является государственная организация, элемент системы органов государственной власти в РФ, учрежденная непосредственно государством для выполнения и обеспечения выполнения законов и других нормативных правовых актов, осуществления функций государственного управления во всех областях жизни государства, общества при помощи использования особенных форм и методов реализации управленческих действий, которая обладает соответствующей структурой, полномочиями, государственно-властными компетенциями и многочисленным штатом государственных служащих.
Системой органов исполнительной власти выступает взаимосвязь различных федеральных органов исполнительной власти как цельного механизма исполнительной власти Российского государства. Система органов исполнительной власти построена и действует на базе установленных конституционных принципов федерализма, законности, а также сочетания централизации и децентрализации власти.
Общими функциями являются типичные, всеобщие методы по информационному взаимодействию между объектами и субъектами социального управления. Это относительно самостоятельные, устойчивые характерные виды административной деятельности вообще. Каждое общее назначение объективно необходимо. Отличает их друг от друга непосредственная цель, содержание, процедуры реализации, используемая информация.
В перечне общих функций можно назвать следующие: контроль, учет, работа с кадрами, методическое руководство, нормативное регулирование, планирование, прогнозирование и пр. Осуществлять, организовывать исполнительную власть означает контролировать, планировать, прогнозировать и т.п. Каждым субъектом административной власти осуществляется несколько или хотя бы одна функция.
Объем полномочий Президента РФ говорит, что в его руках сосредоточены не просто полномочия контрольно-распорядительные по отношению к органам исполнительной власти (федерального и регионального уровней), но и настоящая возможность по формированию (реорганизации) структуры и системы исполнительной власти, определению вектора ее развития. Основываясь на этом, можно утверждать, что исполнительная власть в РФ осуществляется на федеральном уровне Правительством, на уроне субъектов - органами исполнительной власти субъектов РФ, а возглавляется она Президентом.
Выделяют следующие формы взаимодействия законодательных и исполнительных органов государственной власти регионального уровня:
организационное взаимодействие, которое проявляется в возможности участия в формировании иных органов государственной власти;
взаимодействие при осуществлении правотворчества;
взаимодействие в сфере государственного управления;
осуществление взаимного контроля и применение мер конституционной и политической ответственности;
взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти при разрешении споров между ними.
Современное развитие и организация судебной власти в России дают основание считать вполне утвердившейся точку зрения о том, что данная ветвь государственной власти по своей вертикали вполне соответствует предъявляемым требованиям международных стандартов.
Список использованных источников
1 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 //Российская газета. 25 дек. 1993.
2 Черкасов К.В. «Государственный орган»: некоторые проблемы правовой неопределенности категории //Российская юстиция. 2009. № 12. С. 27
3 Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999г. № 184-ФЗ (в ред. от 04.11.2014г.) //СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005
4 Кешикова Н.В. Порядок формирования государственных органов: к теории вопроса // История государства и права. 2011. N 11. С. 4
5 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма-Инфра-М, 2012. С. 353
6 Карпов Н.Н. Конституционно-правовое разделение и распределение государственной власти в Российской Федерации // Юстиция. 2010. N 4. С. 87 - 93.
7 Скрыпников Н.Н. Конституционно-правовые основы деятельности Администрации Президента Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2009. С. 18
8 Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 22.06.2010г.) // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
9 Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право России: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2012. С. 98
10 Конин Н.М. Административное право России: учеб. - М.: TK Велби, Изд-во Проспект, 2013. С. 172.
11 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2011. С. 378.
12 Добрынин Н.М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов. Практическое руководство. Современная версия новейшей истории государства. Новосибирск: Наука, 2009. С. 112.
13 Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало, 2010. С. 292.
14 Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М.: Юристъ, 2011. С. 83.
15 Ишеков К.А., Капитанец Ю.В., Черкасов К.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Саратов, 2012. С. 94
16 Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей //Российский судья. 2009. № 11.
17 Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М., 2009. С. 120.
18 Чиркин В.Е. Государственное управление. М.: Юристъ, 2011. С. 106.
Информация о работе Механизмы функционирования исполнительной власти