Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:45, курсовая работа
В силу изложенного, исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной. содержание введение
Введение 3
1. Механизм государства: понятие и структура 5
2. Теория разделения властей и иные принципы
организации и деятельности механизма
российского государства 16
3. Орган государства: понятие, признаки и классификация 21
4. Структура государственного аппарата современного
российского государства 27
4.1. Президент Российской Федерации 28
4.2. Органы представительной и законодательной власти 30
4.3. Органы исполнительной власти 33
4.4. Судебная власть 36
4.5. Прокуратура Российской Федерации 38
Заключение 40
Список использованных источников 41
Как уже было указано, понятие «механизм
государства» тесно связано с
категорией «государственный аппарат».
Последний принято употреблять
в двух смыслах – широком и
более узком. В широком смысле
по¬нятие государст¬венного аппарата
как совокупности всех государ¬ственных
органов совпадает с определением механизма
государ¬ства, идентично ему. В более узком
смысле под государственным аппаратом
понимают аппарат государственного управле¬ния.
Именно в этом значении как совокупности
исполнительно-рас¬порядитель¬
В теории государства и права понятие государственного аппа¬рата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекват¬ное категории механизма государства.
Понятие механизма государства раскрывается через харак¬терные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных струк¬тур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государствен¬ных органов.
Во-первых, механизм (аппарат) государства
– это система государствен¬ных
органов, основанная на единстве принципов
его организации и деятельно¬
Во-вторых, механизм (аппарат) государства
характеризуется сложной
В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, ис¬полнительную и судебную. В развитие данного положения в ста¬тье 11 Конституции определено, что госу¬дарственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Рос¬сийской Федерации; государственную власть в субъектах Рос¬сийской Федерации – об¬разуемые ими органы государственной власти.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, ор¬ганы мест-ного самоуправления не входят в систему органов госу¬дарственной власти.
В-третьих, между государственным
механизмом и функция¬ми государ-ства
существует тесная обратная связь. Функции
со¬временного Российского го¬
Вместе с тем от функций государства зависит структура госу¬дарствен-ного механизма, они непосредственно влияют на воз¬никновение, развитие и со¬держание деятельности тех или иных органов государства.
В-четвертых, механизм государства для обеспечения возло¬женных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связан¬ных с этим государственных функций располагает необходимы¬ми материальными средствами, так называемыми «веществен¬ными придатками», на которые опираются в своей деятельности от¬дельные государственные органы и без которых не может обхо¬диться ни одно государство.
Особенность этих придатков в том, что они выделяются в ме¬ханизме го¬сударства не в качестве самостоятельных частей (эле¬ментов) как государствен¬ные органы, а именно как «веществен¬ные придатки» последних. К ним отно¬сятся различные матери¬альные ценности, бюджетные средства, имущество, со¬оружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, орга¬низа¬ции, необходимые для функционирования государственных органов. В рас¬смотренные материальные средства, «веществен¬ные придатки» механизма го¬сударства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объ-единения. Их не следует смешивать. Последние соот¬носятся с государственным механизмом как составные элементы единой для данного общества политической системы.
Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу: механизм современного Российского государства – это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципа¬ми, основанная на разделении властей и располагающая необходи¬мыми материальными придатками система государ¬ственных ор¬ганов, посредством которых осуществляются задачи и функции го¬сударства .
Таким образом, феномен «механизм государства» включает четыре со-ставляющих:
1) структурную – совокупность определенных органов;
2) функциональную – совокупность
определенных функций, для
3) инструментальную –
4) правовую – совокупность
Все эти составляющие находятся во взаимной связи и взаимной зави¬си-мости. Они-то в целом и составляют механизм государства.
Механизм государства – это
система государственных
Механизм государства
Вместе с тем на механизм государства оказывают влияние состояние эко¬номического базиса, соотношение политических сил, цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения. Механизм государства обладает следую¬щими свойствами.
1. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается только тем или почти только тем, что управляет.
2. Образующие его
3. Каждый орган обладает
4. Обязательно наличие
Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления функций государ¬ства и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре госу¬дарственного аппарата.
Государственный аппарат – это часть механизма государства, представ¬ляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
В структуру механизма
Государственные учреждения – это
такие государственные
Государственные предприятия учреждаются
для осуществления хозяйст¬
Государственный аппарат специально
предназначается для
В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами («бло-ками») органов:
а) органы законодательной власти – то есть «первичные», органы госу-дарственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;
б) органы исполнительной власти (органы
государственного управления) – исполнительно-
в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабиль¬ность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).
Общей чертой механизма эксплуататорского государства является высо¬кая степень бюрократической централизации, преобладание административно-полицейского, судебного и военного аппарата, что объясняется его важным значением в реализации методов прямого принуждения (насилия) над основной массой населения.
В.И. Ленин, сравнивая государственные аппараты государств эксплуата¬торских типов, отмечал, что механизм рабовладельческих государств был тех¬нически слабым, он не идет ни в какое сравнение с механизмом современного государства .
Государственный аппарат играет огромную, в ряде случа¬ев определяю¬щую роль в реализации политических решений. В известном смысле он – ис¬тинное лицо государства, необ¬ходимая предпосылка эффективности работы всего государ¬ственного механизма. Не случайно проблемы совершенство¬вания работы аппарата постоянно привлекают внимание не только практики, но и теории.
Макс Вебер, чьи работы в области государственного упра¬вления счита¬ются классическими, сформулировал следую¬щие принципы рациональной бю¬рократии, обеспечивающие эффективность работы механизма государства: во-первых, наличие твердо установленной и неукоснительно соблюда¬емой сис¬темы вертикальных связей (служебной иерархии); во-вторых, существование отрегулированной, основывающей¬ся на специализации системы разделения труда; в-третьих, функционирование системы правил и директив, четко уста¬навливающих права и обязанности членов бюрократической организации; в-четвертых, внедрение в практику управления системы строго и точно опреде¬ленных методов и приемов ре-шения стоящих перед чиновником задач .
2. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ИНЫЕ
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И
МЕХАНИЗМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Принципы, о которых здесь идет речь, – это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе форми¬рования, организации и функционирования механизма (аппара¬та) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья го¬сударственного механизма, отдельные органы или группы ор¬ганов.
В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмот-ренный Конституцией РФ и федеральными процессу¬альными законами прин-цип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равнопра¬вия сторон, на закреплен¬ный в Федеральном законе «О прокуратуре Россий¬ской Федера¬ции» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятель¬ности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действую-щими на территории России за¬конами, независимо от федераль¬ных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объеди¬нений. Обращает на себя внимание то положение, что частные прин¬ципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизи¬руя их примени¬тельно к особенностям отдельных частей государ-ственного механизма.
Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы.
К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй – принципы, сформулиро¬ванные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных феде¬ральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О про¬ку¬ратуре Российской Федерации» и др.).
Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы ор¬ганизации и деятельности механизма государства:
? разделение властей;