Механизм государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:45, курсовая работа

Краткое описание

В силу изложенного, исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной. содержание введение

Содержание

Введение 3
1. Механизм государства: понятие и структура 5
2. Теория разделения властей и иные принципы
организации и деятельности механизма
российского государства 16
3. Орган государства: понятие, признаки и классификация 21
4. Структура государственного аппарата современного
российского государства 27
4.1. Президент Российской Федерации 28
4.2. Органы представительной и законодательной власти 30
4.3. Органы исполнительной власти 33
4.4. Судебная власть 36
4.5. Прокуратура Российской Федерации 38
Заключение 40
Список использованных источников 41

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Как уже было указано, понятие «механизм  государства» тесно связано с  категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять  в двух смыслах – широком и  более узком. В широком смысле по¬нятие государст¬венного аппарата как совокупности всех государ¬ственных органов совпадает с определением механизма государ¬ства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управле¬ния. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-рас¬порядитель¬ных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права.

В теории государства и права  понятие государственного аппа¬рата, если иное не оговорено, употребляется  в своем широком значении, т.е. как адекват¬ное категории механизма государства.

Понятие механизма государства  раскрывается через харак¬терные черты  или признаки, позволяющие отграничить  его как от негосударственных  струк¬тур в политической системе  общества, так и от отдельно взятых государствен¬ных органов.

Во-первых, механизм (аппарат) государства  – это система государствен¬ных органов, основанная на единстве принципов  его организации и деятельно¬сти, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об ос¬новах государствен¬ной службы Российской Федерации» и других федеральных за¬конах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства  характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое  занимают в ней различ¬ные виды и  группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фак¬тор структуры государственного механизма в соответствующих историче¬ских условиях данного государства закреплен в его Кон¬ституции.

В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, ис¬полнительную и судебную. В развитие данного положения в ста¬тье 11 Конституции определено, что госу¬дарственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Рос¬сийской Федерации; государственную власть в субъектах Рос¬сийской Федерации – об¬разуемые ими органы государственной власти.

Согласно статье 12 Конституции  Российской Федерации, ор¬ганы мест-ного самоуправления не входят в систему органов госу¬дарственной власти.

В-третьих, между государственным  механизмом и функция¬ми государ-ства существует тесная обратная связь. Функции  со¬временного Российского го¬сударства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государ¬ственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государствен¬ных органов.

Вместе с тем от функций государства  зависит структура госу¬дарствен-ного механизма, они непосредственно влияют на воз¬никновение, развитие и со¬держание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства  для обеспечения возло¬женных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связан¬ных с этим государственных функций располагает необходимы¬ми материальными средствами, так называемыми «веществен¬ными придатками», на которые опираются в своей деятельности от¬дельные государственные органы и без которых не может обхо¬диться ни одно государство.

Особенность этих придатков в том, что они выделяются в ме¬ханизме го¬сударства не в качестве самостоятельных  частей (эле¬ментов) как государствен¬ные органы, а именно как «веществен¬ные придатки» последних. К ним отно¬сятся различные матери¬альные ценности, бюджетные средства, имущество, со¬оружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, орга¬низа¬ции, необходимые для функционирования государственных органов. В рас¬смотренные материальные средства, «веществен¬ные придатки» механизма го¬сударства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объ-единения. Их не следует смешивать. Последние соот¬носятся с государственным механизмом как составные элементы единой для данного общества политической системы.

Обобщение всех анализируемых признаков  позволяет прийти к выводу: механизм современного Российского государства  – это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципа¬ми, основанная на разделении властей и располагающая необходи¬мыми материальными придатками система государ¬ственных ор¬ганов, посредством которых осуществляются задачи и функции го¬сударства .

Таким образом, феномен «механизм  государства» включает четыре со-ставляющих:

1) структурную – совокупность  определенных органов; 

2) функциональную – совокупность  определенных функций, для реали-за¬ции  которых, собственно говоря, и  создана указанная выше группа  органов; 

3) инструментальную – совокупность  определенных полномочий, спосо¬бов, методов, приемов и средств реализации указанных функций;

4) правовую – совокупность определенных  правовых норм, опреде-ляю¬щих структурную  организацию государственных органов,  а также их полномо¬чия, методы  и формы реализации функций государства.

Все эти составляющие находятся  во взаимной связи и взаимной зави¬си-мости. Они-то в целом и составляют механизм государства.

Механизм государства – это  система государственных органов  с их пол¬номочиями, формами и  методами воздействия на общественные процес-сы, а также способами реализации задач и функций государства .

Механизм государства определяется его сущностью. Эта необходимая  связь может быть охарактеризована как связь причины и следствия, которая опосредуется влиянием формы государства. В эксплуататорском государстве этот механизм включает систему органов и учреждений, через которую поли¬тические силы, стоящие у власти, реализуют государственную власть, обеспе¬чивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, кото¬рая обеспечивает реальность этой силы.

Вместе с тем на механизм государства  оказывают влияние состояние эко¬номического базиса, соотношение политических сил, цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения. Механизм государства обладает следую¬щими свойствами.

1. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается только тем или почти только тем, что управляет.

2. Образующие его государственные  органы иерархически соподчинены  друге другом. Обособление отдельных  звеньев механизма и превращение  их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политиче¬ской власти, который периодически испытывают государства.

3. Каждый орган обладает властными,  обязательными для всех полномо¬чиями.  Выступая от собственного имени,  государственный орган действует как орган государственного властвования.

4. Обязательно наличие организационных  и материальных орудий при¬нуждения.

Государственный механизм можно назвать  «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления  функций государ¬ства и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре госу¬дарственного аппарата.

Государственный аппарат – это  часть механизма государства, представ¬ляющая  собой совокупность государственных  органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

В структуру механизма государства  кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и государственные  предприятия.

Государственные учреждения – это  такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по вы¬полнению функций государства в различных сферах: экономической, социаль¬ной, культурной, охранительной и т.п. Очень часто считают, что государствен¬ные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.

Государственные предприятия учреждаются  для осуществления хозяйст¬венной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетво¬рения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Государственный аппарат специально предназначается для осуществле¬ния государственной власти, на его структуру  и принципы формирования ока¬зывали и оказывают влияние различные  факторы экономического, политиче¬ского, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования го¬сударственного аппарата, появления новых органов государства.

В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами («бло-ками») органов:

а) органы законодательной власти – то есть «первичные», органы госу-дарственной  власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;

б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оператив¬ную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабиль¬ность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Общей чертой механизма эксплуататорского  государства является высо¬кая степень  бюрократической централизации, преобладание административно-полицейского, судебного  и военного аппарата, что объясняется  его важным значением в реализации методов прямого принуждения (насилия) над основной массой населения.

В.И. Ленин, сравнивая государственные  аппараты государств эксплуата¬торских  типов, отмечал, что механизм рабовладельческих  государств был тех¬нически слабым, он не идет ни в какое сравнение с механизмом современного государства .

Государственный аппарат играет огромную, в ряде случа¬ев определяю¬щую роль в реализации политических решений. В известном смысле он – ис¬тинное  лицо государства, необ¬ходимая предпосылка  эффективности работы всего государ¬ственного механизма. Не случайно проблемы совершенство¬вания работы аппарата постоянно привлекают внимание не только практики, но и теории.

Макс Вебер, чьи работы в области  государственного упра¬вления счита¬ются классическими, сформулировал следую¬щие принципы рациональной бю¬рократии, обеспечивающие эффективность работы механизма государства: во-первых, наличие твердо установленной и неукоснительно соблюда¬емой сис¬темы вертикальных связей (служебной иерархии); во-вторых, существование отрегулированной, основывающей¬ся на специализации системы разделения труда; в-третьих, функционирование системы правил и директив, четко уста¬навливающих права и обязанности членов бюрократической организации; в-четвертых, внедрение в практику управления системы строго и точно опреде¬ленных методов и приемов ре-шения стоящих перед чиновником задач .

2. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ  И ИНЫЕ 

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕХАНИЗМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 

Принципы, о которых здесь идет речь, – это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе форми¬рования, организации и функционирования механизма (аппара¬та) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья го¬сударственного механизма, отдельные органы или группы ор¬ганов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмот-ренный Конституцией РФ и федеральными процессу¬альными законами прин-цип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равнопра¬вия сторон, на закреплен¬ный в Федеральном законе «О прокуратуре Россий¬ской Федера¬ции» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятель¬ности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действую-щими на территории России за¬конами, независимо от федераль¬ных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объеди¬нений. Обращает на себя внимание то положение, что частные прин¬ципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизи¬руя их примени¬тельно к особенностям отдельных частей государ-ственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято  делить на две группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй – принципы, сформулиро¬ванные  в Федеральном законе «Об основах  государственной службы Российской Федерации» и иных феде¬ральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О про¬ку¬ратуре Российской Федерации» и др.).

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы ор¬ганизации и  деятельности механизма государства:

? разделение властей; 

Информация о работе Механизм государства в России