Механизм государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:45, курсовая работа

Краткое описание

В силу изложенного, исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной. содержание введение

Содержание

Введение 3
1. Механизм государства: понятие и структура 5
2. Теория разделения властей и иные принципы
организации и деятельности механизма
российского государства 16
3. Орган государства: понятие, признаки и классификация 21
4. Структура государственного аппарата современного
российского государства 27
4.1. Президент Российской Федерации 28
4.2. Органы представительной и законодательной власти 30
4.3. Органы исполнительной власти 33
4.4. Судебная власть 36
4.5. Прокуратура Российской Федерации 38
Заключение 40
Список использованных источников 41

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

? народовластие; 

? гуманизм;

? федерализм;

? разделение властей; 

? за¬конность. 

Принцип разделения властей, согласно которому государствен¬ная власть осуществляется на основе разделения на законода¬тельную, исполнительную и судебную, предусматривает  само¬стоятельность органов, относящихся  к различ¬ным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить меха¬низм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полно¬мочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как от¬меча¬лось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип народовластия проявляется  в демократической орга¬низации го¬сударства, республиканской форме правления, при которых носитель суверени¬тета и единственный источник власти в Российской Федерации – многонацио¬нальный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и не¬посредственно (например, выборы президента и представитель¬ных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осущест-вления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Россий¬ского государства зиждется на том понимании, что оно – социальное государ¬ство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материаль¬ных потребностей личнос¬ти, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации  в статье 2 впервые в ос¬новах кон-ституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, со¬блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обя¬занность государства». Это конституционное требование обра¬щено ко всем без исключения органам государства, к каждому государст¬венному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одно¬часье, но важно, что Конституция гарантирует новый маги¬стральный путь развития России.

Принцип федерализма в формировании и деятельности госу-дарственного механизма  определяется тем, что Российская Фе¬дерация состоит из равноправ¬ных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города феде¬рального значения, авто¬номные области, автономные округа. Во взаимоотно¬шениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федера¬ции равноправны между собой.

Согласно статье 11 (п. 3) Конституции  России, разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государствен¬ной власти Российской Федерации  и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей  Конституцией, федеративными и иными договорами о разграниче¬нии предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полно¬мочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъ¬ектов, федеральные ор¬ганы исполнительной власти и органы ис¬полнительной власти субъектов Феде¬рации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федера¬ции.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать  и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Кон¬ституции РФ органы государ¬ственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Применительно к организации и  деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требо¬вания, как: верховенство за¬кона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и сво¬бод человека и гражда¬нина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подза¬кон¬ных нормативных актов; особая ответственность органов го-сударства и госу¬дарственных служащих за обеспечение законнос¬ти, прав и свобод граждан, га¬рантий от необоснованного привле¬чения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений за¬кона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совер¬шенные преступления и иные правонарушения.

Рассмотренные общие конституционные  принципы органи¬зации и дея-тельности механизма государства получают свое под¬крепление, развитие и конкретизацию во второй группе принци¬пов, закрепляемых в федеральных за¬конах. Комплексное выраже¬ние эта группа получила в Федеральном законе «Об основах госу¬дарственной службы Российской Федерации».

Наряду с подтверждением конституционного принципа раз¬деления зако¬нодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

? верховенство Конституции Российской  Федерации и феде-ральных за¬конов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственны¬ми служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

? приоритет прав и свобод человека  и гражданина, их непо-средствен¬ное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

? равный доступ граждан к государственной  службе в соответ¬ствии со  способностями и профессиональной  подготовкой; 

? обязательность для государственных  служащих решений. принятых вышестоящими  государственными органами и  руково-дителями в пределах их  полномочий и на основе законодательст-ва  Российской Федерации; 

? профессионализм и компетентность  госслужащих; 

? гласность в осуществлении государственной службы;

? ответственность служащих за  принимаемые решения, неис¬полне-ние  либо ненадлежащее исполнение  своих должностных обязанно¬стей; 

? внепартийность государственной  службы; отделение рели-гиозных объединений  от государства;

? и некоторые другие.

К числу этих принципов следовало  бы также отнести сочета¬ние коллеги¬альности и единоначалия, экономичность государст¬венной службы. Выполне¬ние последнего принципа особенно актуально в современных  условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятель¬ности  государ¬ственного механизма как  системы государствен¬ных органов, рассматриваемые во взаимосвязи  и взаимодей¬ствии, придают механизму  государства необходи¬мые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и це¬лостность.

3. ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ  И 

КЛАССИФИКАЦИЯ

Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфичес¬кими признаками.

Государственный орган наделен властными полномочиями, т.е. юридиче¬ски закрепленными возможностями  осуществлять государственную власть, принимать от имени государства  юри¬дически значимые решения и  обеспечи¬вать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

? порядок формирования и деятельности  органа, его струк¬тура и компе¬тенция (права и обязанности) закрепляются  норма¬ми права; 

? орган государства наделен правом  издания юриди¬ческих актов, со¬держащих обязательные общие и индивидуаль¬ные правовые пред¬писания;

? установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновре¬менно с тем охраняемы¬ми от нарушений возможностью примене¬ния принудительной силы государства;

? государственный орган опирается  на мате¬риальное обеспечение своих предписаний, благодаря возмож¬ности распоряжаться опреде¬ленной частью средств из государст¬венного бюджета.

В категории государственно-властного  полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь государства и права, ме¬ханизма государства в целом и отдельного государственного ор¬гана.

Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязан¬ных элементов, образующих понятие государствен¬но-властного  полномочия, позволяет определить его  как государственный орган. Обладание  властными полномочиями – важнейший признак государственного органа.

Государственный орган обладает определенной экономи¬ческой и органи¬зационной обособленностью и самостоятель¬ностью.

Каждый государственный орган  сообразно своей компетен¬ции, выпол-няет свойственные ему функции. Механизм государ¬ства действует через от-дельные государственные органы: функ¬ции государства в целом осуществля-ются посредством функций отдельных государственных органов. Государст-венный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства.

Для осуществления функций государственные  органы рас¬полагают необ¬ходимыми  материальными средствами, говоря словами  Ф.Энгельса, «вещест¬венными придатками», к каковым можно отнести разного  рода материальные ценности и многочис¬ленные организации, предприятия, учреждения, хотя и выпол¬няющие текущую государственную работу, но не являющиеся органами государства.

Представление о государственном  органе было бы непол¬ным без указа¬ния  на то, что его физическим воплощением явля¬ются люди, из которых со¬стоит данный орган, – отдельное лицо или группа, коллектив: «... существова¬ние государственной влас¬ти, – писал К. Маркс, – находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, вообра¬жение, простое название».

Распространяя на орган государства  обязательный признак всякой орга¬низации как объединения людей, следует  заметить, что, когда речь идет о фи¬зическом воплощении органа государст¬ва, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие.

Согласно Федеральному закону «Об  основах государствен¬ной службы Российской Федерации» , государственным служа¬щим  является гражданин Рос¬сийской  Федерации, исполняю¬щий в порядке, установленном Федеральным за¬коном, обязан¬ности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств фе¬дерального бюд¬жета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3, п. 1). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Консти¬туцией Россий¬ской Федерации, признаются настоящим Феде¬ральным законом государствен¬ными служащими Российской Федерации (ст. 3, п. 2).

Рассмотренные признаки в своей  совокупности и органичес¬кой взаимо-связи  раскрывают понятие органа государства, позво¬ляют сформулировать его определение. Орган государства – это юридически оформленная, организаци¬онно и хозяйственно обособ¬ленная часть государственного механизма, состоя¬щая из государ¬ственных служащих, наделенная государственно-властными пол¬номочиями и необходимыми материальными средствами для осу¬ществле¬ния в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

Разделение труда между государственными органами происходит вслед¬ствие многообразия решаемых социально-политических, экономических  и про¬чих задач происходит в рамках единой государственной власти и закрепляется организационно-технически в компетенции. Следовательно, одностороннее ос¬лабление или законодательной, или исполнительно-распорядительной, или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Относительное обособление групп государ¬ственных органов – это не разделение власти, а разделение труда. Власть оста¬ется единой. Каждое звено государственного аппарата представлено многочис¬ленными и многообразными органами и чутко реагирует на происходящие в целях, задачах, интересах общества изменениях .

Разносторонность и многосложность деятельности государст¬венного ме¬ханизма обусловливает значительное число  его Орга¬нов. По различным научно обоснованным критериям они класси¬фицируются на соответствующие виды.

Так, органы государства по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Феде¬рации, феде¬ральными  законами, конституциями, уставами субъ¬ектов РФ для непосредст¬венного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Прави¬тельство РФ, министерства и иные федеральные органы испол¬нительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и испол¬нительной власти субъектов РФ);

б) органы, учреждаемые в установленном  законодательством порядке для  обеспечения исполнения полномочий, функцио¬нирования указанного в  преды¬дущем пункте вида государствен¬ных органов (Администрация Президента, ап¬параты палат фе¬дерального Собрания, Правительства, высших судебных орга¬нов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Государственные органы, относящиеся  к первому из рассмот¬ренных ви¬дов, представляется обоснованным именовать первич¬ными органами, ко вто¬рому – вторичными, производными от первых.

На основе принципа разделения властей  государственные орга¬ны делятся  на законодательные, исполнительные, судебные.

Информация о работе Механизм государства в России