Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:45, курсовая работа
В силу изложенного, исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной. содержание введение
Введение 3
1. Механизм государства: понятие и структура 5
2. Теория разделения властей и иные принципы
организации и деятельности механизма
российского государства 16
3. Орган государства: понятие, признаки и классификация 21
4. Структура государственного аппарата современного
российского государства 27
4.1. Президент Российской Федерации 28
4.2. Органы представительной и законодательной власти 30
4.3. Органы исполнительной власти 33
4.4. Судебная власть 36
4.5. Прокуратура Российской Федерации 38
Заключение 40
Список использованных источников 41
? народовластие;
? гуманизм;
? федерализм;
? разделение властей;
? за¬конность.
Принцип разделения властей, согласно которому государствен¬ная власть осуществляется на основе разделения на законода¬тельную, исполнительную и судебную, предусматривает само¬стоятельность органов, относящихся к различ¬ным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить меха¬низм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полно¬мочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как от¬меча¬лось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.
Принцип народовластия проявляется в демократической орга¬низации го¬сударства, республиканской форме правления, при которых носитель суверени¬тета и единственный источник власти в Российской Федерации – многонацио¬нальный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и не¬посредственно (например, выборы президента и представитель¬ных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осущест-вления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.
Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Россий¬ского государства зиждется на том понимании, что оно – социальное государ¬ство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материаль¬ных потребностей личнос¬ти, обеспечение благосостояния человека и общества.
Конституция Российской Федерации
в статье 2 впервые в ос¬новах
кон-ституционного строя
Принцип федерализма в формировании и деятельности госу-дарственного механизма определяется тем, что Российская Фе¬дерация состоит из равноправ¬ных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города феде¬рального значения, авто¬номные области, автономные округа. Во взаимоотно¬шениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федера¬ции равноправны между собой.
Согласно статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государствен¬ной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграниче¬нии предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полно¬мочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъ¬ектов, федеральные ор¬ганы исполнительной власти и органы ис¬полнительной власти субъектов Феде¬рации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федера¬ции.
Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Кон¬ституции РФ органы государ¬ственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.
Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требо¬вания, как: верховенство за¬кона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и сво¬бод человека и гражда¬нина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подза¬кон¬ных нормативных актов; особая ответственность органов го-сударства и госу¬дарственных служащих за обеспечение законнос¬ти, прав и свобод граждан, га¬рантий от необоснованного привле¬чения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений за¬кона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совер¬шенные преступления и иные правонарушения.
Рассмотренные общие конституционные принципы органи¬зации и дея-тельности механизма государства получают свое под¬крепление, развитие и конкретизацию во второй группе принци¬пов, закрепляемых в федеральных за¬конах. Комплексное выраже¬ние эта группа получила в Федеральном законе «Об основах госу¬дарственной службы Российской Федерации».
Наряду с подтверждением конституционного принципа раз¬деления зако¬нодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:
?
верховенство Конституции
?
приоритет прав и свобод
?
равный доступ граждан к
? обязательность для
?
профессионализм и
? гласность в осуществлении государственной службы;
?
ответственность служащих за
принимаемые решения, неис¬
?
внепартийность
? и некоторые другие.
К числу этих принципов следовало бы также отнести сочета¬ние коллеги¬альности и единоначалия, экономичность государст¬венной службы. Выполне¬ние последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.
Перечисленные
выше принципы формирования и деятель¬ности
государ¬ственного механизма
3.
ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ,
КЛАССИФИКАЦИЯ
Орган
государства – это часть
Государственный
орган наделен властными
Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:
?
порядок формирования и
?
орган государства наделен
? установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновре¬менно с тем охраняемы¬ми от нарушений возможностью примене¬ния принудительной силы государства;
? государственный орган
В категории государственно-
Наличие у организации, учреждения
перечисленных выше взаимосвязан¬ных
элементов, образующих понятие государствен¬но-
Государственный орган обладает определенной
экономи¬ческой и органи¬зационной
обособленностью и
Каждый государственный орган сообразно своей компетен¬ции, выпол-няет свойственные ему функции. Механизм государ¬ства действует через от-дельные государственные органы: функ¬ции государства в целом осуществля-ются посредством функций отдельных государственных органов. Государст-венный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства.
Для осуществления функций
Представление о государственном органе было бы непол¬ным без указа¬ния на то, что его физическим воплощением явля¬ются люди, из которых со¬стоит данный орган, – отдельное лицо или группа, коллектив: «... существова¬ние государственной влас¬ти, – писал К. Маркс, – находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, вообра¬жение, простое название».
Распространяя на орган государства обязательный признак всякой орга¬низации как объединения людей, следует заметить, что, когда речь идет о фи¬зическом воплощении органа государст¬ва, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие.
Согласно Федеральному закону «Об основах государствен¬ной службы Российской Федерации» , государственным служа¬щим является гражданин Рос¬сийской Федерации, исполняю¬щий в порядке, установленном Федеральным за¬коном, обязан¬ности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств фе¬дерального бюд¬жета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3, п. 1). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Консти¬туцией Россий¬ской Федерации, признаются настоящим Феде¬ральным законом государствен¬ными служащими Российской Федерации (ст. 3, п. 2).
Рассмотренные признаки в своей совокупности и органичес¬кой взаимо-связи раскрывают понятие органа государства, позво¬ляют сформулировать его определение. Орган государства – это юридически оформленная, организаци¬онно и хозяйственно обособ¬ленная часть государственного механизма, состоя¬щая из государ¬ственных служащих, наделенная государственно-властными пол¬номочиями и необходимыми материальными средствами для осу¬ществле¬ния в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.
Разделение труда между
Разносторонность и
Так, органы государства по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на:
а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Феде¬рации, феде¬ральными законами, конституциями, уставами субъ¬ектов РФ для непосредст¬венного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Прави¬тельство РФ, министерства и иные федеральные органы испол¬нительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и испол¬нительной власти субъектов РФ);
б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функцио¬нирования указанного в преды¬дущем пункте вида государствен¬ных органов (Администрация Президента, ап¬параты палат фе¬дерального Собрания, Правительства, высших судебных орга¬нов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).
Государственные органы, относящиеся к первому из рассмот¬ренных ви¬дов, представляется обоснованным именовать первич¬ными органами, ко вто¬рому – вторичными, производными от первых.
На основе принципа разделения властей
государственные орга¬ны