Механизм государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:45, курсовая работа

Краткое описание

В силу изложенного, исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной. содержание введение

Содержание

Введение 3
1. Механизм государства: понятие и структура 5
2. Теория разделения властей и иные принципы
организации и деятельности механизма
российского государства 16
3. Орган государства: понятие, признаки и классификация 21
4. Структура государственного аппарата современного
российского государства 27
4.1. Президент Российской Федерации 28
4.2. Органы представительной и законодательной власти 30
4.3. Органы исполнительной власти 33
4.4. Судебная власть 36
4.5. Прокуратура Российской Федерации 38
Заключение 40
Список использованных источников 41

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

По действию в пространстве государственные  органы подраз¬деляются на федеральные органы и органы субъектов Федерации.

При этом суды, прокуратура, вооруженные  силы всегда относят¬ся к фе¬деральным органам.

По длительности действия государственные  органы делятся на постоян¬ные и  временные. Абсолютное большинство государст¬венных органов Россий¬ской Федерации и ее субъектов согласно Конституции и законам РФ, конститу¬циям и уставам субъектов РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный ха¬рак¬тер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Органы государства различаются  между собой и тем, что одни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллек¬тива государственных служащих. Например, Федеральное Со¬брание Российской Федерации, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может во¬площаться в одном лице, занимающем государственную долж¬ность. Например, Президент Российской Федерации, президент республики в составе РФ, Гене¬ральный прокурор РФ.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных  органов является их место, роль, функциональное на-значение в структуре ме¬ханизма государства.

Исследование различных видов  государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной вза¬имосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации .

В литературе учреждения государственного аппарата принято называть «вспомогательными  учреждениями», «материальным придатком». Это органы государства, но не государственные  органы, так как от них не исходит  обяза¬тельных, властных решений в адрес других субъектов. Однако надо иметь в виду, что государственные органы без учреждений не могут существовать .

Ретроспективный взгляд на условия  и реалии существования СССР и  республик в его составе позволяет  сделать вывод о том, что речь об ответствен¬ности государственных органов можно вести лишь применительно к органам исполнительной власти. Советы народных комиссаров и сами народные комис¬сары в соответствии с первыми советскими конституциями несли ответствен¬ность перед представительными органами государственной власти – съездами Советов и ЦИК, например, по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1925 г., Основному Закону – Конституции БССР 1927 г.). В этот период даже суще¬ствовала практика привлечения к кол¬лективной судебной ответственности ра¬ботников губисполкома, наркомов и других должностных лиц органов испол¬нительной власти. Однако с укреплением власти исполнительных органов, пре¬вращением их в "высшие исполнительно-распоряди¬тельные органы" (по Кон¬ституции (.Основному Закону) СССР 1936 г. такая норма исключается из пра¬вовой системы страны. Вопрос об ответственности советских представитель¬ных органов государственной власти на практике в нашей стране не ставился. Поэтому институт юридической ответственности государственных органов от¬носится к числу наименее разработанных в отечественной правовой науке. Из работ последнего времени можно выделить книги К.С. Вольского, М.А. Крас¬нова, Н.С. Малеина и некоторых других авторов.

Традиционно в нашей правовой науке  юридическая ответственность сво¬дилась к таким ее видам, как административная, уголовная, имущественная (гражданская) и дисциплинарная. В то время как в зарубежной литературе вы¬делялся особый ее вид – конституционная ответственность или ответствен¬ность, установленная нормами госу-дарственного нрава. В последние десятиле¬тия работы на эту тему начали появляться и в нашей стране .

Даже общий анализ проблемы ответственности  органов государственной власти свидетельствует по меньшей мере о несовершенстве действую¬щей сис¬темы ответственности этих органов. Необходима научная выработка единой позиции в ее решении с охватом органов государственной власти федерального и регионального уровней. Очевидно, было бы целесообразно восстановить принцип коллегиальной судебной ответственности, действовавший в первые годы Советской власти. Включить конституционный суд РФ и конституцион¬ные (уставные) суды субъектов федерации в механизм оценки правомерности и целесообразности действий высших должностных лиц России и ее регионов. Необходимо также законодательное закрепление общих принципов правовой ответственности органов государственной власти всех уровней. Только обеспе¬чив единство требований в данном вопросе, можно двигаться дальше по пути построения правового государства в России .

4. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 

Тесная взаимосвязь функций  государства и его механизма  обусловливает необходимость структурно-функционального  подхода к изучению государст¬венного  механизма.

Структурно-функциональный подход – одно из направлений общего сис¬темного анализа, основу которого составляет иссле¬дование категорий струк¬туры и функций в их органической вза¬имосвязи. В соответствии с этим струк¬тура механизма государст¬ва должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятель¬ностью по выполнению государственных функций.

Структурно-функциональный анализ механизма  современ¬ного Россий-ского государства  означает изучение роли и места в  нем образующих элементов – государственных  органов и их сис¬темных образований, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими го¬судар¬ственными функциями (функциональный подход).

Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделе¬ния властей структурные  подразделения государственного меха¬низма и учитывая выпол¬няемые составляющими их органами функции, т.е. исходя из структурно-функ¬ционального анализа, можно классифицировать следующие виды (группы, под¬системы) органов, образующих механизм современного Российского госу¬дар¬ства.

4.1. Президент Российской Федерации 

С принципом разделения властей  вполне сообразуется то, что по Консти¬туции РФ Прези¬дент как глава государства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не от-носится непо¬средственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти.

Согласно Конституции, Президент  России является гарантом Федераль¬ной Конституции, прав и свобод человека и граждани¬на. В установленном  Ос¬новным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Россий¬ской Федерации, ее незави¬симости и государственной целостности, обеспечи¬вает согласо¬ванное функционирование и взаимодействие органов государст¬венной власти.

Президент России в соответствии с  Конституцией и федераль¬ными зако¬нами  определяет основные направления внутренней и внешней политики госу¬дарства. Он как глава государства пред¬ставляет Россию как внутри страны, так и в международных от¬ношениях.

Президент является Верховным Главнокомандующим  Воору¬женными Силами РФ. В развитие данного конституционного по¬ложения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Прези¬дент осуществляет руководство Воо¬руженными Силами Россий¬ской Федерации.

Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием  России (например, назначение Пред¬седателя Правительства и дру¬гих высших должностных лиц госу¬дарства).

Президент избирается на четыре года гражданами России на основе все¬общего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Наряду с федеральным Президентом институт президентства существует и в ряде республик в составе РФ. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конститу¬цией соответствующей республики .

Полномочия Президента Российской Федерации, по Конституции, зна-чи¬тельно шире традиционного комплекса полномочий президентов демокра-тиче¬ских стран Запада. В полномочиях, которыми Конституция РФ наделила Пре¬зидента, существует «перебор». Обширные и весьма неопределенные но своему объему функции и полномочия президентской власти в России противоречат принципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешен¬ность, сдерживание, согласованность и взаимный контроль.

Президент Российской Федерации обладает огромной властью и пол-но¬мочиями. В настоящее время можно говорить о том, что в России сложи-лась нетипичная форма правления – суперпрезидентская республика, харак-терная лишь для некоторых стран Латинской Америки. Азии и Африки.

Этот вывод обусловливают два  обстоятельства;

1. Россия по форме правления не относится к «чисто» президентским или, тем более, парламентским республикам. Не относится она и к полупре-зидент¬ским республикам, которые сочетают в себе признаки и президент-ской, и пар¬ламентской республики. В России есть отдельные признаки пре-зидентской рес¬публики, но нет ни одного признака парламентской.

2. В России существуют все  признаки суперпрезидентской республики, которые выделяются в юридической  литературе: институт президентства  явно доминирует над всеми  остальными, а парламент не имеет реального контроля над исполнительной властью; глава государства по собственному усмотрению формирует правительство; утверждение парламентом президентских назначе¬ний не предусмотрено; правительство не обладает самостоятельностью в сво¬их действиях; глава правительства назначается президентом из числа доверен¬ных ему лиц и подотчетен только ему, а не парламенту; судебная власть сильно за¬висит от президента, который лично назначает судей, и др.

Президент Российской Федерации приносит присягу на верность Кон-сти¬туции. При этом никакой политической ответственности за ее нарушение не несет. Дело в том, что, согласно ст. 93 Конституции РФ, основаниями от-реше¬ния Президента от должности являются совершение им государствен-ной из¬мены или иного тяжкого преступления. Как видно, нарушение норм Конститу¬ции в этом перечне отсутствует.

Действующая конституция РФ устанавливает  такие основания для по-ста¬новки  вопроса об отрешении, при которых  оно практически невозможно. Трудно представить, чтобы Президентом России был избран человек, спо-соб¬ный совершить государственную измену или иное тяжкое преступление. Кроме того, формулировка ст. 93, толкуемая буквально, вызывает удивление: получа¬ется, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее преступление небольшой или средней тяжести, не может быть отрешено от должности .

4.2. Органы представительной и  законодательной власти 

Предста¬вительным и законодательным  органом России является Феде-ральное  Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Феде¬рации и Госу¬дарственной Думы.

В Совет Федерации входят по два  представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительно¬го и исполнительного органов государственной  власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профес¬сиональной постоянной основе. Ее главная функция – принятие законов.

Федеральное Собрание является постоянно  действующим ор¬ганом.

Для осуществления контроля за исполнением  федерального бюджета Со¬вет Федерации  и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой опреде¬ляется федеральным законом.

Кроме того, к ведению Совета Федерации  относятся:

? рассмот¬рение и утверждение  законов, принятых Госдумой;

? изменение границ между субъектами  Федерации;

? утверждение указов Пре¬зидента  Российской Федерации о введении  военного или чрезвы¬чайного  положения; 

? принятие решения о возможности  исполь¬зования Вооруженных Сил  России за пределами ее территории;

? назначение выборов Президента  Российской Федерации;

? назна¬чение на должность судей  Конституционного Суда, Верхов-ного  Суда, Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации, Ге¬нерального  прокурора и другие вопросы. 

В компетенцию Государственной  Думы входят: дача согласия Прези-денту  на назначение Председателя Правительства Россий¬ской Федерации; ре-шение вопроса о доверии Правительству; на¬значение на должность и освобож¬дение от должности Председа¬теля Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституцион¬ным законом; объявление амнистии и другие во-просы.

Система представительных и законодательных  органов госу-дарственной власти как составная структурная часть  механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные ор¬ганы, образуемые субъектами Российской Федерации .

Федеральная законодательная власть не имеет реальных полномочий по воздействию  на исполнительную и Прези¬дента, тогда как последний имеет сильные рычаги воздействия на депутатов вплоть до роспуска Государственной Думы в определенных Конституцией случаях. Причем эти случаи (отказ в до¬верии Правительству, трехкратный отказ в утверждении предложенной главой государства кандидатуры Пред¬седателя Правительства) регламентированы та¬ким образом, что предоставле¬ние депутатам возможности занять принципиаль¬ную позицию нередко обес-ценивается угрозой их досрочного роспуска. А пар¬ламентариям, кроме отре¬шения Президента от должности, трудно выполнимого из-за сложнейшей конституционной процедуры, ответить нечем.

Государственная Дума не реализует  до конца механизмы контроля за Президентом. Правительством и исполнением принятых ею федеральных за-ко¬нов. Такое мощное оружие во взаимодействии с Правительством, как ответст¬венность Правительства перед парламентом и вынесение ему вотума недоверия может быть использовано Думой лишь с определенной степенью свободы, так как в этих условиях она постоянно находится под угрозой рос-пуска. Президент может намеренно распустить Думу, предлагая ей на пост Председателя Прави¬тельства три кандидатуры, которые заведомо не прием-лемы для нее. Конститу¬цией, при этом, не регламентировано, что это должны быть различные кандида¬туры. Пределы и направления нормотворчества Пре¬зидента законодательно не определены, и это положение толкуется расшири¬тельно, позволяя главе госу¬дарства принимать решения по любым вопросам.

Информация о работе Механизм государства в России