Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:45, курсовая работа
В силу изложенного, исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной. содержание введение
Введение 3
1. Механизм государства: понятие и структура 5
2. Теория разделения властей и иные принципы
организации и деятельности механизма
российского государства 16
3. Орган государства: понятие, признаки и классификация 21
4. Структура государственного аппарата современного
российского государства 27
4.1. Президент Российской Федерации 28
4.2. Органы представительной и законодательной власти 30
4.3. Органы исполнительной власти 33
4.4. Судебная власть 36
4.5. Прокуратура Российской Федерации 38
Заключение 40
Список использованных источников 41
По действию в пространстве государственные органы подраз¬деляются на федеральные органы и органы субъектов Федерации.
При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относят¬ся к фе¬деральным органам.
По длительности действия государственные органы делятся на постоян¬ные и временные. Абсолютное большинство государст¬венных органов Россий¬ской Федерации и ее субъектов согласно Конституции и законам РФ, конститу¬циям и уставам субъектов РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный ха¬рак¬тер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).
Органы государства
Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное на-значение в структуре ме¬ханизма государства.
Исследование различных видов
государственных органов
В литературе учреждения государственного аппарата принято называть «вспомогательными учреждениями», «материальным придатком». Это органы государства, но не государственные органы, так как от них не исходит обяза¬тельных, властных решений в адрес других субъектов. Однако надо иметь в виду, что государственные органы без учреждений не могут существовать .
Ретроспективный взгляд на условия
и реалии существования СССР и
республик в его составе
Традиционно в нашей правовой науке юридическая ответственность сво¬дилась к таким ее видам, как административная, уголовная, имущественная (гражданская) и дисциплинарная. В то время как в зарубежной литературе вы¬делялся особый ее вид – конституционная ответственность или ответствен¬ность, установленная нормами госу-дарственного нрава. В последние десятиле¬тия работы на эту тему начали появляться и в нашей стране .
Даже общий анализ проблемы ответственности органов государственной власти свидетельствует по меньшей мере о несовершенстве действую¬щей сис¬темы ответственности этих органов. Необходима научная выработка единой позиции в ее решении с охватом органов государственной власти федерального и регионального уровней. Очевидно, было бы целесообразно восстановить принцип коллегиальной судебной ответственности, действовавший в первые годы Советской власти. Включить конституционный суд РФ и конституцион¬ные (уставные) суды субъектов федерации в механизм оценки правомерности и целесообразности действий высших должностных лиц России и ее регионов. Необходимо также законодательное закрепление общих принципов правовой ответственности органов государственной власти всех уровней. Только обеспе¬чив единство требований в данном вопросе, можно двигаться дальше по пути построения правового государства в России .
4. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО
Тесная взаимосвязь функций
государства и его механизма
обусловливает необходимость
Структурно-функциональный подход – одно из направлений общего сис¬темного анализа, основу которого составляет иссле¬дование категорий струк¬туры и функций в их органической вза¬имосвязи. В соответствии с этим струк¬тура механизма государст¬ва должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятель¬ностью по выполнению государственных функций.
Структурно-функциональный анализ механизма
современ¬ного Россий-ского
Опираясь на конституционно выделяемые
на основе разделе¬ния властей
4.1. Президент Российской
С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Консти¬туции РФ Прези¬дент как глава государства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не от-носится непо¬средственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти.
Согласно Конституции, Президент России является гарантом Федераль¬ной Конституции, прав и свобод человека и граждани¬на. В установленном Ос¬новным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Россий¬ской Федерации, ее незави¬симости и государственной целостности, обеспечи¬вает согласо¬ванное функционирование и взаимодействие органов государст¬венной власти.
Президент России в соответствии с Конституцией и федераль¬ными зако¬нами определяет основные направления внутренней и внешней политики госу¬дарства. Он как глава государства пред¬ставляет Россию как внутри страны, так и в международных от¬ношениях.
Президент является Верховным Главнокомандующим Воору¬женными Силами РФ. В развитие данного конституционного по¬ложения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Прези¬дент осуществляет руководство Воо¬руженными Силами Россий¬ской Федерации.
Некоторые свои полномочия он осуществляет
совместно с Федеральным
Президент избирается на четыре года
гражданами России на основе все¬общего
равного и прямого
Наряду с федеральным Президент
Полномочия Президента Российской Федерации, по Конституции, зна-чи¬тельно шире традиционного комплекса полномочий президентов демокра-тиче¬ских стран Запада. В полномочиях, которыми Конституция РФ наделила Пре¬зидента, существует «перебор». Обширные и весьма неопределенные но своему объему функции и полномочия президентской власти в России противоречат принципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешен¬ность, сдерживание, согласованность и взаимный контроль.
Президент Российской Федерации обладает огромной властью и пол-но¬мочиями. В настоящее время можно говорить о том, что в России сложи-лась нетипичная форма правления – суперпрезидентская республика, харак-терная лишь для некоторых стран Латинской Америки. Азии и Африки.
Этот вывод обусловливают два обстоятельства;
1. Россия по форме правления не относится к «чисто» президентским или, тем более, парламентским республикам. Не относится она и к полупре-зидент¬ским республикам, которые сочетают в себе признаки и президент-ской, и пар¬ламентской республики. В России есть отдельные признаки пре-зидентской рес¬публики, но нет ни одного признака парламентской.
2. В России существуют все
признаки суперпрезидентской
Президент Российской Федерации приносит присягу на верность Кон-сти¬туции. При этом никакой политической ответственности за ее нарушение не несет. Дело в том, что, согласно ст. 93 Конституции РФ, основаниями от-реше¬ния Президента от должности являются совершение им государствен-ной из¬мены или иного тяжкого преступления. Как видно, нарушение норм Конститу¬ции в этом перечне отсутствует.
Действующая конституция РФ устанавливает
такие основания для по-ста¬
4.2. Органы представительной и законодательной власти
Предста¬вительным и законодательным органом России является Феде-ральное Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Феде¬рации и Госу¬дарственной Думы.
В Совет Федерации входят по два
представителя от каждого субъекта
Российской Федерации: по одному от представительно¬го
и исполнительного органов
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профес¬сиональной постоянной основе. Ее главная функция – принятие законов.
Федеральное Собрание является постоянно действующим ор¬ганом.
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Со¬вет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой опреде¬ляется федеральным законом.
Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся:
? рассмот¬рение и утверждение законов, принятых Госдумой;
? изменение границ между
? утверждение указов Пре¬
? принятие решения о
? назначение выборов Президента Российской Федерации;
? назна¬чение на должность
В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Прези-денту на назначение Председателя Правительства Россий¬ской Федерации; ре-шение вопроса о доверии Правительству; на¬значение на должность и освобож¬дение от должности Председа¬теля Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституцион¬ным законом; объявление амнистии и другие во-просы.
Система представительных и законодательных
органов госу-дарственной
Федеральная законодательная власть не имеет реальных полномочий по воздействию на исполнительную и Прези¬дента, тогда как последний имеет сильные рычаги воздействия на депутатов вплоть до роспуска Государственной Думы в определенных Конституцией случаях. Причем эти случаи (отказ в до¬верии Правительству, трехкратный отказ в утверждении предложенной главой государства кандидатуры Пред¬седателя Правительства) регламентированы та¬ким образом, что предоставле¬ние депутатам возможности занять принципиаль¬ную позицию нередко обес-ценивается угрозой их досрочного роспуска. А пар¬ламентариям, кроме отре¬шения Президента от должности, трудно выполнимого из-за сложнейшей конституционной процедуры, ответить нечем.
Государственная Дума не реализует до конца механизмы контроля за Президентом. Правительством и исполнением принятых ею федеральных за-ко¬нов. Такое мощное оружие во взаимодействии с Правительством, как ответст¬венность Правительства перед парламентом и вынесение ему вотума недоверия может быть использовано Думой лишь с определенной степенью свободы, так как в этих условиях она постоянно находится под угрозой рос-пуска. Президент может намеренно распустить Думу, предлагая ей на пост Председателя Прави¬тельства три кандидатуры, которые заведомо не прием-лемы для нее. Конститу¬цией, при этом, не регламентировано, что это должны быть различные кандида¬туры. Пределы и направления нормотворчества Пре¬зидента законодательно не определены, и это положение толкуется расшири¬тельно, позволяя главе госу¬дарства принимать решения по любым вопросам.