Механизм государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:45, курсовая работа

Краткое описание

В силу изложенного, исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной. содержание введение

Содержание

Введение 3
1. Механизм государства: понятие и структура 5
2. Теория разделения властей и иные принципы
организации и деятельности механизма
российского государства 16
3. Орган государства: понятие, признаки и классификация 21
4. Структура государственного аппарата современного
российского государства 27
4.1. Президент Российской Федерации 28
4.2. Органы представительной и законодательной власти 30
4.3. Органы исполнительной власти 33
4.4. Судебная власть 36
4.5. Прокуратура Российской Федерации 38
Заключение 40
Список использованных источников 41

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

По своему характеру и полномочиям  Государственная Дума, на ны-неш¬ний момент, представляет собой, скорее, технический орган разработки и пер¬вичного утверждения законодательных актов федерального уровня. Утвержда¬ются же они верхней палатой Федерального Собрания, а подписы-ваются и об¬народуются Президентом, после чего считаются вступившими в силу. Проце¬дура формирования Совета Федерации, который наполовину со-стоит из пред¬ставителей исполнительной власти, ставит его значительно ближе к Прези¬денту, чем к Государственной Думе. Таким образом, несмотря на то, что в юри¬дической литературе часто отмечается, что парламент явля-ется важнейшим ин¬ститутом в триаде разделения властей, значение Государ-ственной Думы посто¬янно принижается, она лишается своих основных и наиболее важных функций, теряя свою сущность как орган законодательной власти .

4.3. Органы исполнительной власти 

Согласно Конституции испол¬нительную  власть Российской Федерации осуществляет Прави¬тельство России. Оно состоит  из Председателя Правитель¬ства и заместителей Председателя Правительства и федеральных мини¬стров. Деятельность его регулируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" с изм. от 31 декабря 1997 г.

Правительство РФ:

? разрабатывает и представляет  Государ¬ственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его испол¬нение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

? обеспечивает проведение в  Российской Федерации единой  финан-со¬вой, кредитной и денежной  политики;

? обеспе¬чивает проведение единой  государственной политики в об-ласти культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

? осуществляет управление федераль¬ной  собственностью;

? проводит меры по обеспечению  обороны страны, государственной  безопасности, реализации внешней по¬литики Российской Федера¬ции;

? проводит меры по обеспече¬нию  законности, прав и свобод граждан,  охране собственности и общественного  порядка, борьбе с преступ¬ностью;

? реализует иные полномочия, возложенные  на него Конституцией, фе¬де¬ральными законами, указами Президента.

Деятельность Правительства осуществляется посредством функциониро¬вания  работающих под его руководством различ¬ных органов исполнительной власти. Их система включает в себя:

1) федеральные министерства (по  атомной энергии, внешних эко-номиче¬ских связей, внутренних дел, иностранных дел, культуры. общего и профессио¬нального образования, природных ресурсов-путей сообщения, связи, сельского хозяйства и продовольствия, финансов, экономики и др.); 2) государственные комитеты РФ (по антимонопольной политике и поддержке новых экономичес¬ких структур, управлению государственным имуществом Выс¬ший аттестаци¬онный комитет, по делам молодежи, по физичес¬кой культуре и туризму, зе¬мельным ресурсам и землеустройству, кинематографии, по печати и др.); 3) иные федеральные органы исполнительной власти (Федеральная авиационная служба, Феде¬ральная архивная служба, Государственная налоговая служба, Федеральная служба лесного хозяйства, Федеральный надзор по ядерной и ра¬диационной безопасности и др.).

В Конституции РФ 1993 г. нет достаточно полного системно-структур-ного определения  исполнительной власти. Основной За¬кон относит к феде-ральной исполнительной власти только Правительство РФ. а  вся нижестоящая часть этой пирамиды оказалась вне конституционно¬го ноля.

Структура российского Правительства  не похожа ни на одну из суще-ст¬вующих  в мире систем. Не похожа она на англосаксонскую  систему (Пра-ви¬тельство все же собирается иногда в полном составе). Не похожа данная струк¬тура и на структуру правительства в полупрезидентской республике Франции, где официальными заседаниями Совета министров руководит только прези¬дент. Положение Правительства в Российской Федерации, когда ключевые ми¬нистры подчинены непосредственно Президенту, а Председа-тель Правитель¬ства в отношении них не имеет руководящих полномочий, уникально и неиз¬вестно другим правительствам мира.

Правительство России – это технократический кабинет, который не иг-рает самостоятельной  политической роли. Но нужно ли Президенту такое тех¬нократическое Правительство, которое не выполняет конституци¬онного назна¬чения высшего исполнительного органа власти и не несет фак¬тически никакой политической ответственности? Модель «правительства при Кремле» совер¬шенно неприемлема как с точки зрения закрепленных в Кон-ституции основ ор¬ганизации исполнительной власти, так и с точки зрения организации эффектив¬ной власти. Правительство «на побегушках» у Прези-дента и его Администра¬ции – худший вариант исполнительной власти. Та¬кое правительство никогда не станет ответственным .

Понятием системы исполнительных органов власти или орга¬нов государ¬ственного  управления как составной структурной  части механизма государства, вместе с федеральным Правитель¬ством  и другими федеральными органами ис¬полнительной влас¬ти, охватываются и исполнительные органы власти в субъ¬ектах Российской Федерации.

Кроме того, особую разновидность  органов исполнительной власти пред¬ставляют  собой органы, учреждаемые в установлен¬ном законодательством Рос¬сийской  Федерации порядке для не¬посредственного обеспечения функциони¬рования государствен¬ных органов, создаваемых Конституцией РФ и федераль¬ными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой груп¬пе (под¬системе) органов государственного управления относят¬ся: Администрация Президента РФ, включая Совет Безопаснос¬ти, Совет обороны и другие органы; аппараты палат Федерально-го Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Кон¬ституционно¬го, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ; аппараты ор¬ганов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

4.4. Судебная власть 

Судебная власть – одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует  независимо от законодательной и  исполнительной властей.

Судебная власть имеет следующие  особенности: она осуществляется ис-ключительно судом; объектом ее воздействия является система общест¬венных отношений, обладающих повышенной ценностью для государства и общества; правосудие есть непосредственное соединение власти и права; применение су¬дебной власти жестко предопределено необходимостью раз-решения юридиче¬ского конфликта или спора; равноправие сторон в судеб-ном процессе.

Организационно-правовой механизм от¬бора  кандидатов в судьи по мо-рально-этическим  параметрам, психофизиоло¬гическим  критериям и тщатель-ной их проверки на предмет наличия компро¬метирующих кандидата и его близких родственников фактов и обстоятельств далек от совершенства. Необ-ходимо выработать критерии, которым дол¬жен соответствовать судья.

Так, очевидные дефекты (например, отсутствие глаза или ноги) объек-тивно препятствуют исполнению обязанностей судьи. Многие скрытые де-фекты (тугоухость, болезнь гортани, ВИЧ-инфицированность, психические бо¬лезни хронического характера и др.) делают крайне нежелательным наде-ление данного кандидата судейскими полномочиями. Все это ставит на пове-стку дня вопрос о разработке и принятии федерального закона (а до того, может быть. Указа Президента РФ) о проверке кандидата в судьи на наличие компромети¬рующих его обстоятельств и фактов, по поводу его физической и психической пригодности к занятию должности судьи, а также о проверке отсутствия у него черт характера, при наличии которых данного индивида крайне нежелательно наделять судейскими полномочиями. При этом не по-требуется изменения дей¬ствующей Конституции РФ, так как в ее ст. 119 пре-дусмотрена возможность установления федеральным законом дополнитель-ных требований к судьям су¬дов Российской Федерации .

Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» , правосудие в Российской Федера¬ции осуществляется только судом по¬средством конституционного, граждан¬ского, административно¬го и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиня¬ются только Конституции РФ и федеральному закону.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд Рос¬сии и поднадзорные ему нижестоя¬щие суды обшей юрисдикции; Высший Ар¬битражный Суд и под¬надзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ является судебным органом кон-ституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные  с охраной Конституции Россий¬ской  Федерации, и дает ее толкова¬ние.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрис¬дикции, осуществляет в предус¬мотренных федеральным законом процессуаль¬ных формах су¬дебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопро¬сам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматривае¬мых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяс¬нения по во¬просам судебной практики.

Проводимая в стране судебная реформа  призвана решить за¬дачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающе¬го требованиям правового го¬сударства, способного обеспечить действенную  защиту прав граждан.

4.5. Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура РФ, как определено в  Кон¬ституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих  прокуроров выше¬стоящим и Гене¬ральному  прокурору Российской Федерации.

Статья 129 Конституции РФ посвящена прокуратуре Российской Феде¬рации. В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполни¬тельной и судебной властей. То обстоятельство, что указанная статья находится в гл. 7 «Судебная власть», является скорее результатом неосуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осу¬ществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, су¬дебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вместе с тем общность конечных целей, таких как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопреде¬ляют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами.

Принятая  в соответствии с Конституцией новая  редакция Фе¬дерального закона «О прокуратуре  Российской Федерации» под¬твердила статус прокура¬туры как важнейшего независимого ор¬гана правоохраны. Согласно этому до¬кументу, в целях обеспече¬ния верховенства закона, единства и укрепления за¬конности, за¬щиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет раз¬носторонний надзор за исполнением действующих на территории России зако¬нов и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, уста¬новленными уголовно-процессуальным законодательст¬вом РФ. Данный вариант закона в первую очередь усиливает такой аспект дея¬тельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Новая редакция закона, по сути, подвела черту  под дискуссией о роли и месте  прокуратуры в системе органов государственной власти, поставила точку под попытками ликвидировать прокура¬туру как орган общего надзора за ис¬полнением законов.

Рассматриваемым документом на прокуратуру возложена  также такая но¬вая функция, как  координация деятельности орга¬нов внутренних дел РФ, Феде¬ральной службы безопасности, фе¬деральных органов налоговой полиции, та¬моженных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с пре¬ступнос¬тью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Итак, механизм современного Российского  государства – это закреплен¬ная Конституцией и иными действующими в настоящий момент нормативно-правовыми актами Российской Федерации система государственных органов с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные про¬цессы, а также способами реализации задач и функций государства.

Принципы  организации и деятельности государственного механизма – это наиболее важные отправные начала, идеи и требования, лежащие в ос-нове его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного меха¬низма.

К общим конституционным принципам  организации и деятельности ме-ханизма  современного Российскою государства  относятся: народовластие, гу¬манизм, федерализм, разделение властей, законность.

Исполнительная  власть в России – это обособленная и специфиче¬ская форма власти президентской. Президентская власть, поглощая частично функ¬ции собственно исполнительной власти, стоит над этой властью, подчи-няет и контролирует ее. Тем не менее, президентская власть не тождественна испол¬нительной, не сливается с нею. В пределах компетенции, установлен¬ной Кон¬ституцией РФ и федеральными законами, Правительство РФ само-стоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои дейст-вия. Таким обра¬зом, в России создается «полицентричная» система исполни-тельной власти.

Полномочия, которыми Конституция РФ наделила Президента, явно за¬вышены. Обширные и весьма неопределенные по своему объему функции и полномочия президентской власти в России не только противоречат прин-ципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешенность, сдер¬живание, согласованность и взаимный контроль, но могут привести к личной диктатуре.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации.  – М.: Юристъ, 1999.

2. Сборник Законов Российской Федерации.  – М.: 2003

3. Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема  контроля и ответствен¬ности  в деятельно-сти органов государственной  власти // Государство и право. 1996.

Информация о работе Механизм государства в России