Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:45, курсовая работа
В силу изложенного, исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной. содержание введение
Введение 3
1. Механизм государства: понятие и структура 5
2. Теория разделения властей и иные принципы
организации и деятельности механизма
российского государства 16
3. Орган государства: понятие, признаки и классификация 21
4. Структура государственного аппарата современного
российского государства 27
4.1. Президент Российской Федерации 28
4.2. Органы представительной и законодательной власти 30
4.3. Органы исполнительной власти 33
4.4. Судебная власть 36
4.5. Прокуратура Российской Федерации 38
Заключение 40
Список использованных источников 41
По своему характеру и полномочиям Государственная Дума, на ны-неш¬ний момент, представляет собой, скорее, технический орган разработки и пер¬вичного утверждения законодательных актов федерального уровня. Утвержда¬ются же они верхней палатой Федерального Собрания, а подписы-ваются и об¬народуются Президентом, после чего считаются вступившими в силу. Проце¬дура формирования Совета Федерации, который наполовину со-стоит из пред¬ставителей исполнительной власти, ставит его значительно ближе к Прези¬денту, чем к Государственной Думе. Таким образом, несмотря на то, что в юри¬дической литературе часто отмечается, что парламент явля-ется важнейшим ин¬ститутом в триаде разделения властей, значение Государ-ственной Думы посто¬янно принижается, она лишается своих основных и наиболее важных функций, теряя свою сущность как орган законодательной власти .
4.3. Органы исполнительной власти
Согласно Конституции испол¬
Правительство РФ:
? разрабатывает и представляет Государ¬ственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его испол¬нение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
? обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финан-со¬вой, кредитной и денежной политики;
? обеспе¬чивает проведение
? осуществляет управление
? проводит меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней по¬литики Российской Федера¬ции;
? проводит меры по обеспече¬нию
законности, прав и свобод граждан,
охране собственности и
? реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, фе¬де¬ральными законами, указами Президента.
Деятельность Правительства
1) федеральные министерства (по атомной энергии, внешних эко-номиче¬ских связей, внутренних дел, иностранных дел, культуры. общего и профессио¬нального образования, природных ресурсов-путей сообщения, связи, сельского хозяйства и продовольствия, финансов, экономики и др.); 2) государственные комитеты РФ (по антимонопольной политике и поддержке новых экономичес¬ких структур, управлению государственным имуществом Выс¬ший аттестаци¬онный комитет, по делам молодежи, по физичес¬кой культуре и туризму, зе¬мельным ресурсам и землеустройству, кинематографии, по печати и др.); 3) иные федеральные органы исполнительной власти (Федеральная авиационная служба, Феде¬ральная архивная служба, Государственная налоговая служба, Федеральная служба лесного хозяйства, Федеральный надзор по ядерной и ра¬диационной безопасности и др.).
В Конституции РФ 1993 г. нет достаточно
полного системно-структур-ного определения
исполнительной власти. Основной За¬кон
относит к феде-ральной
Структура российского Правительства не похожа ни на одну из суще-ст¬вующих в мире систем. Не похожа она на англосаксонскую систему (Пра-ви¬тельство все же собирается иногда в полном составе). Не похожа данная струк¬тура и на структуру правительства в полупрезидентской республике Франции, где официальными заседаниями Совета министров руководит только прези¬дент. Положение Правительства в Российской Федерации, когда ключевые ми¬нистры подчинены непосредственно Президенту, а Председа-тель Правитель¬ства в отношении них не имеет руководящих полномочий, уникально и неиз¬вестно другим правительствам мира.
Правительство России – это технократический кабинет, который не иг-рает самостоятельной политической роли. Но нужно ли Президенту такое тех¬нократическое Правительство, которое не выполняет конституци¬онного назна¬чения высшего исполнительного органа власти и не несет фак¬тически никакой политической ответственности? Модель «правительства при Кремле» совер¬шенно неприемлема как с точки зрения закрепленных в Кон-ституции основ ор¬ганизации исполнительной власти, так и с точки зрения организации эффектив¬ной власти. Правительство «на побегушках» у Прези-дента и его Администра¬ции – худший вариант исполнительной власти. Та¬кое правительство никогда не станет ответственным .
Понятием системы
Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти пред¬ставляют собой органы, учреждаемые в установлен¬ном законодательством Рос¬сийской Федерации порядке для не¬посредственного обеспечения функциони¬рования государствен¬ных органов, создаваемых Конституцией РФ и федераль¬ными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой груп¬пе (под¬системе) органов государственного управления относят¬ся: Администрация Президента РФ, включая Совет Безопаснос¬ти, Совет обороны и другие органы; аппараты палат Федерально-го Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Кон¬ституционно¬го, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ; аппараты ор¬ганов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
4.4. Судебная власть
Судебная власть – одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Судебная власть имеет следующие особенности: она осуществляется ис-ключительно судом; объектом ее воздействия является система общест¬венных отношений, обладающих повышенной ценностью для государства и общества; правосудие есть непосредственное соединение власти и права; применение су¬дебной власти жестко предопределено необходимостью раз-решения юридиче¬ского конфликта или спора; равноправие сторон в судеб-ном процессе.
Организационно-правовой механизм от¬бора кандидатов в судьи по мо-рально-этическим параметрам, психофизиоло¬гическим критериям и тщатель-ной их проверки на предмет наличия компро¬метирующих кандидата и его близких родственников фактов и обстоятельств далек от совершенства. Необ-ходимо выработать критерии, которым дол¬жен соответствовать судья.
Так, очевидные дефекты (например, отсутствие глаза или ноги) объек-тивно препятствуют исполнению обязанностей судьи. Многие скрытые де-фекты (тугоухость, болезнь гортани, ВИЧ-инфицированность, психические бо¬лезни хронического характера и др.) делают крайне нежелательным наде-ление данного кандидата судейскими полномочиями. Все это ставит на пове-стку дня вопрос о разработке и принятии федерального закона (а до того, может быть. Указа Президента РФ) о проверке кандидата в судьи на наличие компромети¬рующих его обстоятельств и фактов, по поводу его физической и психической пригодности к занятию должности судьи, а также о проверке отсутствия у него черт характера, при наличии которых данного индивида крайне нежелательно наделять судейскими полномочиями. При этом не по-требуется изменения дей¬ствующей Конституции РФ, так как в ее ст. 119 пре-дусмотрена возможность установления федеральным законом дополнитель-ных требований к судьям су¬дов Российской Федерации .
Согласно Конституции и
Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд Рос¬сии и поднадзорные ему нижестоя¬щие суды обшей юрисдикции; Высший Ар¬битражный Суд и под¬надзорные ему нижестоящие арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ является судебным
органом кон-ституционного
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрис¬дикции, осуществляет в предус¬мотренных федеральным законом процессуаль¬ных формах су¬дебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопро¬сам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматривае¬мых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяс¬нения по во¬просам судебной практики.
Проводимая в стране судебная реформа
призвана решить за¬дачу создания сильного
и авторитетного правосудия, отвечающе¬го
требованиям правового го¬
4.5. Прокуратура Российской Федерации
Прокуратура РФ, как определено в
Кон¬ституции РФ, составляет единую централизованную
систему с подчинением
Статья 129 Конституции РФ посвящена прокуратуре Российской Феде¬рации. В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполни¬тельной и судебной властей. То обстоятельство, что указанная статья находится в гл. 7 «Судебная власть», является скорее результатом неосуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осу¬ществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, су¬дебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вместе с тем общность конечных целей, таких как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопреде¬ляют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами.
Принятая в соответствии с Конституцией новая редакция Фе¬дерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» под¬твердила статус прокура¬туры как важнейшего независимого ор¬гана правоохраны. Согласно этому до¬кументу, в целях обеспече¬ния верховенства закона, единства и укрепления за¬конности, за¬щиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет раз¬носторонний надзор за исполнением действующих на территории России зако¬нов и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, уста¬новленными уголовно-процессуальным законодательст¬вом РФ. Данный вариант закона в первую очередь усиливает такой аспект дея¬тельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Новая редакция закона, по сути, подвела черту под дискуссией о роли и месте прокуратуры в системе органов государственной власти, поставила точку под попытками ликвидировать прокура¬туру как орган общего надзора за ис¬полнением законов.
Рассматриваемым документом на прокуратуру возложена также такая но¬вая функция, как координация деятельности орга¬нов внутренних дел РФ, Феде¬ральной службы безопасности, фе¬деральных органов налоговой полиции, та¬моженных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с пре¬ступнос¬тью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, механизм современного Российского государства – это закреплен¬ная Конституцией и иными действующими в настоящий момент нормативно-правовыми актами Российской Федерации система государственных органов с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные про¬цессы, а также способами реализации задач и функций государства.
Принципы организации и деятельности государственного механизма – это наиболее важные отправные начала, идеи и требования, лежащие в ос-нове его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного меха¬низма.
К
общим конституционным
Исполнительная власть в России – это обособленная и специфиче¬ская форма власти президентской. Президентская власть, поглощая частично функ¬ции собственно исполнительной власти, стоит над этой властью, подчи-няет и контролирует ее. Тем не менее, президентская власть не тождественна испол¬нительной, не сливается с нею. В пределах компетенции, установлен¬ной Кон¬ституцией РФ и федеральными законами, Правительство РФ само-стоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои дейст-вия. Таким обра¬зом, в России создается «полицентричная» система исполни-тельной власти.
Полномочия, которыми Конституция РФ наделила Президента, явно за¬вышены. Обширные и весьма неопределенные по своему объему функции и полномочия президентской власти в России не только противоречат прин-ципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешенность, сдер¬живание, согласованность и взаимный контроль, но могут привести к личной диктатуре.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Конституция Российской
2.
Сборник Законов Российской
3.
Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема
контроля и ответствен¬ности
в деятельно-сти органов