Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 10:05, диссертация

Краткое описание

Механизм экономической интеграции
оралманов в казахстанское общество

Вложенные файлы: 1 файл

Дисс. Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество.doc

— 6.08 Мб (Скачать файл)

Таким образом, сущность вышеизложенного: устойчивое взаимодействие между  прибывшими в страну иммигрантами и принимающим их обществом, основанные на  принципах: равенство иммигрантов и местного  населения перед законом; соблюдение прав человека: законов и традиций принимающей страны; оказание государственной поддержки; создание условий для овладения языком принимающего общества (письменно и устно); охват системой социальной защиты; обеспечение доступа к системе образования и медицинского обслуживания; содействие занятости; оказание государственной помощи в решении жилищного вопроса; вовлечение всех сторон  в интеграционный процесс; обеспечение свободы вероисповедания и культуры. В результате чего будет достигнуто национальная безопасность; общественная стабильность; развитие и реализация человеческого потенциала иммигрантов; обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития Казахстана  [42].

       В Концепции  подчеркивается, что кроме вышеизложенных  инструментов, механизм регулирования иммиграционных процессов  Республики Казахстан будет осуществляться целенаправленно, по следующим подсистемам: подсистема «Оралманы», подсистема «Беженцы», подсистема «Трудовая иммиграция», подсистема «Погранично - паспортного контроля».

      Так, по интересующей нас подсистеме «Оралманы» дополнительными инструментами миграционной политики, кроме вышеизложенных, являются следующие:

  • организованное переселение, прием и социальное обустройство оралманов;
  • обеспечение своевременного и компактного их размещения и расселения; обеспечение мер по приему, размещению, организации расселения переселенцев коренной национальности, возвращающихся на свою историческую родину, в целях обустройства на новом месте жительства и адаптации; 
  • решение вопросов организации профессионального обучения и переподготовки оралманов, особенно молодежи; обучение оралманов особенностям законодательства Республики Казахстан;
  • создание условий по увеличению рабочих мест по возрождению национального ремесла, а также содействие им в предпринимательской деятельности, в сфере малого бизнеса и фермерского хозяйства на основе законодательных актов республики;
  • оказание государственной поддержки оралманам, прибывшим по квоте иммиграции, в выделении средств для приобретения жилья, земельных участков, в том числе для компактного проживания, льготных долгосрочных ссуд для строительства жилья и организации хозяйств; содействие возвращению на добровольной основе оралманов и их реинтеграции в  жизнь республики на основе проработки необходимых межгосударственных соглашений, обеспечивающих социальную защиту (пенсионное обеспечение, пособия и др.);
  • дальнейшее совершенствование законодательства Республики Казахстан в части упрощения порядка приема оралманами гражданства Республики Казахстан; ежегодная разработка региональных программ «Трудоустройство оралманов - занятость, профессиональное обучение, самозанятость», социологические обследования по адаптации и интеграции оралманов в  жизнь  страны;
  • оказание государственной адресной социальной помощи в соответствии с законодательством; оказание правовой помощи во всех случаях, включая гражданские дела, трудовые споры и т.д.; содействие обучению детей оралманов в школах, колледжах ВУЗах страны и т.д.; ежегодное проведение Дней оралманов.

В  перспективе  до 2010 г. основной деятельностью  в области иммиграции будет являться регулирование внешних миграционных процессов с выходом на положительное сальдо с целью содействия экономическому росту страны. В этой связи предусмотрена проработка вопросов стимулирования иммиграции в республику лиц, обладающих дефицитными профессиями, талантливых ученых, специалистов, преподавателей, выдающихся деятелей культуры и искусства, инвесторов капитала в экономику Казахстана.

Следовательно, практическое воплощение в жизнь миграционной политики государства привело к тому, что после принятия «Закона об иммиграции» началось массовое возвращение этнических казахов на свою историческую родину. По данным Комитета по  миграции, за период с 1991 по 2005 г. в республику прибыло 117698  казахских семей или 464426 человек [43]. В тоже время, миграционная политика остро реагирует на изменение ситуации во внешней и внутренней среде страны. Это требует в дальнейшем комплексного изучения современной иммиграционной ситуации, выбора наиболее всесторонних расчетов, обоснованных оценок в условиях экономических преобразований. Итак, изучение концептуальной и правовой базы иммиграционной политики Республики Казахстан указывает на то, что в настоящее время в стране выработана идеология, законодательные и нормативно-правовые основы механизма интеграции оралманов, созданы необходимые государственные институты и приняты среднесрочные и долгосрочные решения программного характера. Хотя, на данный момент времени решение миграционных проблем в Казахстане  имеет положительный опыт и соответствующие результаты.

 

 

 1.3 Содержание  и структура общего механизма экономической

интеграции  оралманов

Разработка общего механизма интеграции оралманов в казахстанское общество возможно в рамках более широкой теории интеграции иммигрантов вообще в современной действительности многих стран. Это в свою очередь, предполагает уточнения сущности самого понятия и «механизма интеграция иммигрантов» (МИИ), из которых, впоследствии можно «вывести», является интеграция иммигрантов отдельной страны, в Казахстане это «интеграция оралманов».  

Многие экономисты и демографы считают, что необходимо дополнительно изучать  успех приживаемости новоселов в местах вселения, что собственно и представляет предмет нашего исследования. В зарубежной  литературе для этого используется специальное понятие «процесс абсорбции» [44]. В связи с этим профессором  Рыбаковским Л.Л. была предложена концепция трехстадийности  миграционного процесса [45]. На первой стадии происходит формирование миграционной подвижности, на второй – непосредственное переселение, и на третьей – приживаемость новоселов. В дальнейшем исследовании в настоящей работе автор будет придерживаться данной точки зрения с собственной интерпретацией и выходом на разработку авторской  модели механизма интеграции оралманов.

       Итак, на основе обобщения изученной литературы по изучаемой проблеме и в соответствии с общей структурой миграционного  процесса  можно говорить о трех его фазах: а) формирование абстрактных предпосылок для мобильности; б) собственное перемещение, т.е. превращение абстрактных предпосылок в реальные предпосылки;    в) адаптация к новому месту жительства, т.е.  сам процесс иммигрантов(оралманов) в новом месте и этот же «процесс» как ставшее (зрелое) явление.

       Для исследования  механизма интеграции иммигрантов (оралманов) нам, прежде всего, нужно  определиться  с понятиями «механизм», «интеграция» и «механизм интеграции  оралманов». Категория «механизм» наиболее часто употребляется в научных исследованиях различных отраслей знания. Первоначальное значение этой категории связано с явлениями физики и механики, что отмечается в словарях. Так, например, в Большой советской энциклопедии подчеркивается, что слово «механизм»  заимствовано  экономической наукой (и не только) из механики, и дается следующее толкование  этой категории. «Машина (от греческого mechane – машина), система тел, предназначенная для преобразования одного или нескольких тел в требуемое движение других тел» [46].

В механике основными компонентами механизма  являются: а) входное  устройство (звено), получающее движение от источника-машины двигателя; б) выходное устройство (звено) – само орудие  или рабочая  машина; в) устройство (звено), которое  передает, распределяет и переносит движение его с входного устройства на выходное устройство»  [47].

Применительно же к «механизму интеграции оралманов» можно выделить следующие вопросы: 1) что из себя представляет само «входное звено» и  от кого входное звено (устройство)  механизма интеграции должно получить импульс к движению. Это – проблема исходных субъектов механизма интеграции иммигрантов-оралманов.

На наш взгляд, этим «входным звеном» МИИ   выступает казахская диаспора за рубежом, тогда как «источником движения», «исходным субъектом» в этом звене выступает отдельные члены этой диаспоры, желающие возвратиться на свою историческую родину.

2) на что (кому) выходное звено (устройство) механизма интеграции должно передавать этот импульс. Это проблема «производных» субъектов механизма интеграции оралманов, т.е. это движение (импульс) принимающего субъекта – отечество, историческая родина, казахстанское общество и государство.

3) каковы способы (методы, инструменты) воздействия государства и других  субъектов на процесс интеграции  иммигрантов (оралманов). С одной стороны, исходного субъекта на «производного» (принимающего) субъекта и наоборот, «производного» (принимающего) субъекта на исходный субъект и найти  каковы способы их взаимодействия.

 Понятие «интеграция», как выше уже было отмечено, это создание целого, законченного, объединение частей в единое целое. В этой связи, анализируемой нами категории на основе выше проведенных рассуждений, можно дать следующее определение: «интеграция иммигрантов-оралманов» это - обеспечение взаимодействия между отечеством и казахской диаспорой по поводу вновь прибывших в страну (иммигратов) лиц казахской национальности – оралманов с целью воссоединения последних ко всему этнонациональному менталитету казахов. Это определение «механизм интеграции иммигрантов-оралманов» (МИО) в широком смысле слова. А в узком смысле под «механизмом интеграции иммигрантов» (оралманов) следует понимать систему форм, способов и методов, обеспечивающих устойчивое взаимодействие между вновь прибывшими в страну лицами (оралманами) и принимающим их казахстанским обществом. Механизм интеграции иммигрантов вообще, оралманов в частности представляет собой сложную систему, поэтому для его (механизма интеграции) анализа необходимо использовать системный подход.

Под системой, как известно, понимается сложное целое, т.е. совокупность или комбинация предметов и частей, образующих единое целое. Системный подход подчеркивает значение интеграции всех видов деятельности для достижения общих целей системы, а также признает важность эффективной работы отдельных подсистем. Другим, более общим определением понятия системы является следующее: «система есть совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое».

 Всякая система  внутренне  структурирована.  В свою очередь,  структуру любой системы можно представить в виде модели – отсюда и выражение «структурная модель системы» или же в виде  схемы.

  Исходя из этих общеметодологических рассуждений мы дадим ниже структурную модель механизма интеграции иммигрантов-оралманов. В ней указывается основные  элементы системы,  взаимосвязь между ними и с внешней средой («входы» и «выходы» системы,  включая и «черный ящик»).

 Итак, механизм интеграции иммигрантов-оралманов мы рассматриваем как систему, состоящую из взаимосвязанных  элементов. Она включает в себя приоритеты,  цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, факторы и условия,  инструменты и результаты функционирования этого механизма, Разработанная нами структурная модель (схема) общего механизма интеграции иммигрантов-оралманов  представлена на рисунке 4.

 Важными элементами, характеризующими механизм интеграции как систему, являются  проще всего ее цели и задачи. Основной целью механизма интеграции иммигрантов, прежде всего, оралманов, является обеспечение органического слияния их с казахстанским обществом, вливание в казахский народ на основе  целенаправленного эффективного взаимодействия с  казахстанского общества  (государства) с казахской  диаспорой, находящейся в различных странах мира.

Данная «цель»  МИО нами дается в уточненном варианте с особым акцентом на «целенаправленное эффективное взаимодействие». Дело в том, как об  этом было сказано ранее, казахская диаспора составляет «видное» звено этого механизма интеграции. Ее интегрирование в основной цели МИО  не оправдано,  т.е. здесь срабатывает принцип каков  вход и выход системы.

В “Концепции миграционной политики Республики Казахстан”, одобренной правительством РК 5 сентября 2000г. отмечено, что  при реализации миграционной политики перед органами государственной власти

Республики Казахстан, общественными объединениями стоят следующие задачи:

 1. В области внешней политики:

-    выработка   и   осуществление   на   межгосударственном   уровне   двустороннего и многостороннего формата механизмов решения проблем оралманов, беженцев, вынужденных переселенцев;

- сотрудничество государств - участников  Содружества Независимых Государств в предотвращении конфликтов и мирном разрешении этнических и региональных проблем;

- заключение межгосударственных  договоров Республикой Казахстан  по регулированию миграционных  процессов и обмену соответствующей  информацией со странами происхождения мигрантов;

- гармонизация национальных законодательств  по вопросам миграции;

- присоединение Казахстана к  двусторонним и многосторонним  соглашениям о правах трудящихся-мигрантов;

- достижение Республикой Казахстан  межгосударственных и межправительственных договоренностей по упрощению приграничной торговли, облегчению культурных, социально-бытовых и иных контактов;

- содействие реализации прав  соотечественников на полноправное  политическое, социально-экономическое  и культурное развитие в странах проживания и обеспечение духовных и иных связей с Казахстаном;

- взаимодействие с миграционными  службами зарубежных стран, международными  негосударственными и гуманитарными  организациями в интересах решения  миграционных проблем.

 

 

 

          

 

    Примечание - Составлено автором

                               Рисунок 4 - Структурная модель механизма интеграции

 иммигрантов-оралманов

 

2. В области внутренней политики  и социально-экономической сфере:

- создание условий для обустройства, развития государственной адресной  социальной помощи и поддержки  оралманов;

Информация о работе Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество