Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 10:05, диссертация
Механизм экономической интеграции
оралманов в казахстанское общество
К концу 80-х годов в Израиле был разработан новый подход к абсорбции иммигрантов, цель которого заключалась в поощрении и увеличении иммиграции из стран Запада. Был использован старый термин - «прямая абсорбция», но содержание его стало совершенно новым: предоставление иммигрантам свободы выбора при определении своего места жительства, поощрение более активного участия израильского общества в абсорбции - с уменьшением при этом степени зависимости иммигрантов от помогающих официальных структур, быстрая и подлинная интеграция иммигрантов в общественную жизнь, ускорение процесса присоединения иммигрантов к производственной деятельности в разных сферах.
Программа прямой абсорбции предлагает приезжающим самим определить направление дальнейшего следования сразу в аэропорту. Такой выбор для прибывших в начале 90-х годов был нелегкой задачей. Далеко не все хорошо представляли себе страну, в которую приехали. В конечном счете, во всех случаях выбор нового места жительства определяется иммигрантом исходя из возможностей жилищного обустройства и трудоустройства. Однако, оказалось, что решить проблему жилья репатриантам без помощи государства практически нереально. Государственная жилищная политика для тех, кто проходит прямую абсорбцию, предполагает оказание разнообразной конкретной помощи. Сегодня государство помогает новым иммигрантам как в решении проблемы временного жилья, так и при покупке постоянной квартиры или строительстве дома (льготные ипотечные ссуды).
В этих целях был определен размер средней финансовой поддержки, которую получал каждый иммигрант. Она включала в себя субсидированный паек на первые шесть месяцев, субсидии на аренду квартиры на первый год, расходы на транспорт на шесть месяцев, некоторые расходы, связанные со школой, с переводами документов и т. д. Эта средняя сумма выдавалась без необходимости представлять какие-либо справки или квитанции. Так появилась «корзина абсорбции». Таким образом, новая программа прямой абсорбции дает иммигрантам возможность самостоятельно распоряжаться определенной суммой, получаемой ими в первый год жизни в стране, — «корзиной абсорбции». Ее размеры устанавливаются в зависимости от состава семьи и возраста ее членов. Начиная со второго года эта помощь выплачивается через ипотечные банки либо поступает непосредственно на текущий счет получателя. 1 мая 1993 г. «корзина» выдается безвозмездно, до этого она подевала возврату, если иммигрант покидал страну раньше, чем через пять лет с момента приезда. Кроме того, новоприбывшие, получив последнюю выплату «корзины абсорбции», но не позднее 17 месяцев с начала иммиграции, могут обратиться за льготной банковской ссудой.
Пожилым иммигрантам, получавшим от Службы национального страхования пособие по старости с социальной надбавкой, выдается эквивалентная сумма в качестве подарка.
Для Израиля, во-первых, политика репатриации этнических евреев была основана изначально на идее создания современного еврейского государства, т.е. «на собирании всех евреев на землю Израиля».; во-вторых, она тесно увязывалась с решением демографической проблемы на фоне отрицательного сальдо в численности еврейского этноса, которая, в свою очередь, рассматривалась в единстве с вопросами безопасности, социально-экономического развития и геополитической реальности тогдашнего Израиля; в-третьих, политика репатриации евреев законодательно отдает предпочтение еврейскому этносу перед иными; в-четвертых, процессом интеграции евреев руководит специальное Министерство абсорбции иммигрантов, созданное в 1968 году.
Изучение международного опыта интеграции репатриантов позволяет сделать некоторые обобщения и выводы. «Добиться устойчивого улучшения жизни можно только в том случае если приоритетными будет удовлетворение основных минимальных потребностей людей, необходимых для выживания» [64]. Прежде всего, политика регулирования процессов этнической миграции не может быть застывшей и нуждается в постоянном развитии. Проблемы повышения эффективности приема и адаптации оралманов должны обсуждаться на межведомственном уровне в специально созданной правительственной комиссии. В квоту необходимо включать профессиональный признак, в том числе у репатрианта обязательным должно быть наличие среднетехнического или хотя бы среднепрофессионального образования. Преимущественным правом должны пользоваться семьи, где преобладают люди трудоспособного и потенциально трудоспособного возраста, чтобы семья изначально была самодостаточна, то есть могла бы себя прокормить и знала, чем будет заниматься на исторической родине.
Как и в других странах, для казахстанских репатриантов актуальным останется решение жилищной проблемы. Поэтому, в регионах, где будут расселяться оралманы, нужно создать центры временного размещения по типу семейных общежитий, как это делается в других странах. В них легче организовать внутри этого комплекса медицинское обслуживание. Здесь же нужно проводить адаптацию детей, обучение языку, курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Следуя израильскому опыту, целесообразно уже в квоте приписывать людей к определенным районам, исходя из их профессиональной принадлежности. В формировании квоты активно должны участвовать дипломатические представительства Казахстана за рубежом, которые пока остаются в стороне от решения этих проблем. Как показывает опыт большинства стран, основная работа по формированию квоты должна вестись именно в стране исхода.
Требуют принятия превентивных мер вопросы предотвращения случаев, когда интересы оралманов не всегда совпадают с интересами местного населения, люди жалуются на воровство и самозахваты земли и т.д. Для решения этой проблемы нужна хорошо продуманная политика приема, расселения и обустройства оралманов. При этом, как показывает проведенный выше анализ зарубежного опыта необходимо больше внимания уделять вопросам профессиональной квалификации и образования. Как будет показано в других частях диссертационной работы, среди уже прибывших в страну оралманов лиц, имеющих высшее образование. Многие вообще не имеют квалификации. В первую очередь это касается выходцев из Узбекистана, Таджикистана, Афганистана. Основная часть переселенцев оседает в трудоизбыточных регионах - в Южном Казахстане, Мангистауской, Алматинской, Атырауской областях. То есть там, где и без них наблюдается высокий уровень безработицы. Это неправильно, так на западе Казахстана плотность населения гораздо ниже и имеется больше условий для включения оралманов в число экономически активного населения.
Таким образом, выяснение сущности и принципов интеграции иммигрантов в Казахстане, как и в других странах показывает, что эти явления напрямую связаны с демографическими и миграционными процессами, которые расширяются во всем мире и требуют большего внимания со стороны государств. Основным объектом государственного регулирования в современной миграционной политике Казахстана являются оралманы, этнические казахи, которые получают этот правовой статус страны в момент репатриации. В Казахстане разработана Концепция и утверждены правовые основы механизма интеграции оралманов, приняты государственные программы его улучшения. Однако решение иммиграционных проблем в республике требует активного изучения и применения положительного опыта зарубежных стран, особенно в регулировании механизма интеграции прибывших в страну граждан.
Для молодого государства Республика Казахстан изучение опыта государственного и общественного регулирования миграционных процессов является важным подспорьем в решении аналогичных проблем, связанных с репатриацией этнических казахов. Некоторые выводы и предложения диссертанта, проистекающие из изучения зарубежного опыта иммиграции на примере вышеуказанных стран, получили отражение в третьей главе диссертационной работы.
Определение проблем и разработка эффективного механизма интеграции оралманов в казахстанское общество является целью нашего диссертационного исследования. С точки зрения любой науки, принятие любого решения требует проведения анализа и оценки сложившейся ситуации, в противном случае принятые решения могут оказаться неэффективными и даже вредными. Объектом изучения в нашей работе является Республика Казахстан, ее миграционная политика, в частности иммиграционная политика и инструменты интеграции оралманов. Эти вопросы не могут рассматриваться вне контекста анализа и оценки общей демографической ситуации и миграционной политики государства.
Анализ современного состояния механизма интеграции оралманов и перспектив их развития в стране позволяет определить: во-первых, приоритеты в решении иммиграционных проблем; во-вторых, основные направления, механизмы их решения на переходный период; в-третьих - разработать программу по регулированию этих процессов и прогноз по ее реализации на долгосрочную перспективу - период социально-экономической стабилизации и устойчивого развития страны.
С приобретением государственной независимости Республикой Казахстан, началом трансформационных процессов бывшего Союза Советских Социалистических Республик и расширением возможности возвращения отдельных этнических групп на историческую Родину, 1991-1994 гг. в Казахстане, как и во многих других странах Союза Независимых Государств, сложилась тенденция роста отрицательного сальдо миграции. В целом миграционная ситуация в Республике Казахстан характеризовалась следующими основными процессами:
1) В эмиграции превалирует отъезд представителей русскоязычной части населения, ранее сосланных в Казахстан при царизме, депортированных а годы сталинского режима, направленных на освоение целинных и залежных земель;
2) В иммиграции преобладает приток этнических казахов (оралманов), который вызван в большинство случаях такими обстоятельствами как: желание сохранить свою национальную идентичность; следствия военных конфликтов; желание вернуться на историческую родину и по другим причинам.
3) Во внутренней миграции: оттоком населения из сельских населенных пунктов о результате упадка аграрного сектора; отъездом людей из малых и средних городов из-за остановки градообразующих предприятий и перерабатывающих комплексов; экологическими причинами из зоны Семипалатинского полигона и Приаралья.
4) Незаконной миграцией, вызванной геополитическим расположением Республики Казахстан, прозрачностью границ со странами Содружества Независимых Государств, отсутствием единой согласованной политики стран содружества и несовершенством законодательной базы.
5) Трудовой миграцией, связанной с привлечением иностранной рабочей силы при существующем избытке собственных трудовых ресурсов на внутреннем рынке труда
6) Присутствием беженцев, вызванным нестабильной общественно-политической обстановкой в ряде государств [65].
Вместе с тем, дальнейшее исследование изучаемой проблемы требует более детального анализа действующего механизма иммиграционной политики и ее эффективности в Казахстане. С каждым годом растет количество казахов, живущих за границей, но мечтающих вернуться на свою историческую родину. Миллионы казахов остаются рассеянными в соседних странах Центральной Азии, а также в Китае, Монголии, Афганистане, Пакистане, России и Турции. Согласно данным Международной Организации Миграции (МОМ), за пределами страны проживает более двух миллионов казахов, в то время как Международная Ассоциация Казахов полагает, что их количество приближается к пяти миллионам. По последним данным на территории республики в настоящее время, проживают около девяти миллионов казахов. Значит, почти каждый третий казах живет за границей. Является ли существующая иммиграционная политика Казахстана эффективной?
Для объективного ответа на этот вопрос обратимся к анализу известных фактов и конкретных социально-экономических показателей, характеризующих демографическую ситуацию в республике.
Сегодня Казахстан республика, которая сумела провести рыночные реформы и создать соответствующее законодательство. За пятнадцать лет с 1991 по 2006 гг. в экономику привлечено порядка 43-х миллиардов долларов США прямых иностранных инвестиций. Казахстан стал государством, гарантирующий стабильность и обеспечивающий взаимовыгодное сотрудничество. Финансовая система Казахстана признана одной из самых прогрессивных, и это подтверждают ведущие международные эксперты. Казахстан первым среди стран СНГ создал Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов.
Поступательный экономический рост позволил стране значительно расширить социальную направленность государственных расходов, что свидетельствует о достигнутом запасе прочности экономики. В настоящее время Казахстан, по классификации Всемирного банка, входит в группу стран со средним уровнем дохода.
В Казахстане учрежден институт Уполномоченного по правам человека. Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека. Работает представительная и авторитетная по составу Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества; любой гражданин Казахстана может выезжать из страны и возвращаться. Таким образом, в экономическом, социальном и политическом плане Казахстан стал привлекательной страной для массового возвращения этнических казахов на свою историческую родину. Это наглядно характеризуют следующие данные.
Информация о работе Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество