2. Взимание налогов и
сборов. Поскольку государственный
аппарат сам ничего не производит,
его необходимо содержать за
счет остальной части общества.
Нужные для этого средства
собираются с населения виде
налогов и сборов.
3. Разделение населения
на территории. В отличии от
первобытного общества, в котором
все его члены делились в
зависимости от принадлежности к
роду, племени, в условиях государства
население разделено по признаку проживания
на определенной территории. Это связано
как с необходимостью взимания налогов,
так и с более оптимальными условиями
управления, поскольку разложение первобытнообщинного
строя приводит к постоянным перемещениям
людей.[6]
Необходимо выделить
и признаки государства, отличающие
его от других организаций,
существующих в обществе.
Государство – единственная
организация власти в масштабе всей
страны. Ни одна другая организация (политическая,
общественная) не охватывает всё население.
Каждый человек уже в силу своего рождения
устанавливает определенную связь с государством,
становясь его гражданином или подданным,
и обретает, с одной стороны, обязанность
подчиняться государственно-властным
велениям, а с другой – право на покровительство
и защиту государства.
Государство обладает суверенитетом,
как внешним, т.е. независимостью от
других государств в международных
отношениях, так и внутренним –
независимостью от всякой иной власти
внутри страны, верховенством по отношению
к любым другим организациям.
Наличие специального аппарата
принуждения. Только государство включает
такие структуры, как суд, прокуратура,
органы внутренних дел и т.п. и
материальные придатки (армию, тюрьмы
и т.п.), которые обеспечивают реализацию
государственных решений, в том числе
при необходимости и принудительными
средствами. Только государство имеет
право издавать обязательные для всеобщего
исполнения нормативные акты – законы,
указы, постановления и т.п.
Опираясь на указанные
признаки государства, следует рассматривать
и основные закономерности его возникновения,
общие для любого региона, любой
исторической эпохи.
Таким образом, государство
возникает как закономерный, объективно
обусловленный результат естественного
развития первобытного общества. Это
развитие включает в себя ряд направлений,
и прежде всего совершенствование
экономики, связанное с ростом производительности
труда и появлением избыточного
продукта, укрупнение организационных
структур общества, специализацию управления,
а также изменения в нормативном
регулировании, отражающие объективные
процессы. Эти направления развития
общества взаимосвязаны и взаимообусловлены:
экономическое развитие определяет
возможность укрупнения структуры
и специализации управления, а
те, в свою очередь, способствуют дальнейшему
росту производства. Нормативное
же регулирование отражает происходящие
изменения и в определенной степени
способствует совершенствованию общественных
отношений и закреплению тех,
которые выгодно для общества.[7].
Параллельно с указанными
процессами идет классообразование,
которое принимает различные
формы в зависимости от возникающего
способа производства, от получающих
господство форм собственности
на землю – государственной
или частной.
Государство может
возникнуть только тогда, когда
общество достигло определенного
уровня экономического развития,
который позволяет содержать
государственный аппарат. Поэтому
не случайно, что первоначально
государства возникают в Африке
и Азии, в зонах поливного земледелия,
еще в эпоху бронзы, а в Южной
Европе – позднее, в эпоху
железа…
Пути возникновения
государства (западный и восточный)
в решающей степени зависят
от того, произошло ли разложение
сельской общины или она сохранилась,
что, в свою очередь, определялось
теми конкретными условиями, в
которых находилось общественное
производство. Так, необходимость
ирригационных работ обусловливала
сохранение общин и общественных
форм собственности на землю.
Это приводило к фактическому
появлению единой государственной собственности,
и возникало восточные государство. Разложение
же общин определялось возможностью успешной
обработки земли одной семьей и влекло
появление частной собственности. Возникало
западное(рабовладельческое или феодальное
государство).
Государственный аппарат
сформировался из аппарата управления
первобытного общества. Поэтому
власть оказалась в руках родоплеменной
знати, из которой образовывались
либо обособленная социальная
группа, клан, чиновничье - бюрократическая
структура, осуществлявшая эксплуатацию
остального общества, либо верхушка
господствующего класса, также эксплуатировавшая
вместе с этим классом остальную
часть общества. [8]
1.2. Основные причины
возникновения государства.
- необходимость совершенствования
управления обществом, связанная
его усложнением. Это усложнение,
в свою очередь было связано
с развитием производства, появлением
новых отраслей, разделением труда,
изменением условий распределения
общественного продукта, обособлением
социальных структур, их укрупнением,
ростом численности населения,
проживающего на определенной
территории, и т.п. старый аппарат
управления не мог обеспечить
успешное руководство этими процессами;
- необходимость организации
крупных общественных работ, объединение
в этих целях больших масс
людей. Это особенно проявлялось
в тех регионах, где основой
производства было поливное земледелие,
которое требовало строительство
каналов, водоподъемников, поддержания
их в рабочем состоянии и
т.п.;
- необходимость подавления
сопротивления эксплуатируемых.
Происходившее при разложении
первобытного общества процессы привели
к разделению общества, к появлению
богатых и бедных, к возникновению
эксплуатации меньшинством большинства,
а вместе с тем – к появлению
социальных антагонизмов и сопротивлению
той части общества, которая подвергается
эксплуатации;
- необходимость поддержания
в обществе порядка, обеспечивающего
функционирование общественного
производства, социальную устойчивость
общества, его стабильность, в том
числе и по отношению внешнему
воздействию соседних государств
или племен. Это обеспечивалось,
в частности, поддержанием правопорядка,
применением различных мер, включая
принудительные, для того, чтобы
все члены общества соблюдали
нормы зарождающегося права,
даже те, которые воспринимаются
ими как не отвечающие их
интересам, несправедливые;
- необходимость ведения
войн, как оборонительных, так и
захватнических, накопление общественных
богатств привело к тому, что
стало выгодным жить за счет
грабежа соседей, захватывая ценности,
скот, рабов, облагая соседей данью,
порабощая их. В плане подготовки
и ведения войн государство
обладает большими возможностями,
чем первобытное общество. Поэтому
появление какого-либо государства
приводит к тому, что его соседи
порабощаются или, в свою очередь,
организуются как государства.
В большинстве случаев
указанные выше причины действовали
совокупно, в различных сочетаниях.
При этом в разных условиях
(исторических, социальных, географических,
природных и иных) главными, решающими
могли становиться различные
из указанных причин. Так, для
большинства восточных государств
наибольшее значение имела необходимость
совершенствования управления и
организации крупных общественных
работ. Для возникновения Афинского
и Римского государств значительную
роль сыграли процессы классообразования
и необходимость подавления эксплуатируемых
классов[9].
Право формировалось
одновременно и параллельно с
государством ( а определенном смысле
и раньше государства). Их возникновение
взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый
новый шаг в развитии государства приводил
к дальнейшему развитию правовой системы
и наоборот [10].
Господствующая в
обществе форма собственности
на основные средства производства
самым существенным образом влияет
на характер и содержание появляющихся
государств и правовых систем.
Так, частная собственность делает
необходимым создание механизмов,
обеспечивающих согласование интересов
и воли собственников. Отсюда
республиканские формы правления
и развитая рабовладельческая
демократия, а также широкое
законодательное регулирование
общественных отношений в Афинах
и Риме. фактически государственная
форма собственности на землю
при общинном землепользовании
в Китае, Индии и других азиатских
государствах влекла возникновение
деспотических, авторитарных систем,
причем роль законов выполняли
нравственно-религиозные догмы и
правовые обычаи. Государственная собственность
на землю, сочетающаяся с ее разделением
между членами общественной элиты в Спарте,
привела к существованию там аристократической
республики [11].
Глава 3. Многообразие
теорий происхождения государства
и права и его основные причины.
Основные теории происхождения
государства – теологическая
патриархальная, договорная, насилия,
органическая, материалистическая, психологическая,
патримониальная и ирригационная
– ставя во главу угла какой
либо один конкретный доминирующий способ
возникновения государственности.
В научной литературе
вполне оправданно обращается
внимание на то, что при рассмотрении
проблем происхождения государства
и права не следует смешивать
два весьма сходных между собой,
но в то же время не идентичных
вопроса, а именно – вопрос
о закономерностях образования
государства и права с вопросом
о причинах их возникновения[12].
Закономерность, отражая
внутренние, глубинные связи государства
и права с окружающей их
материальной, социальной и иной
средой, обусловливающей процесс
их зарождения, становления и
дальнейшего развития, свидетельствует
об объективной данности исторической
предопределенности рассматриваемого
процесса в любом зарождающем
и развивающемся обществе. В то
же время причинность (причины)
возникновения государства и
права указывает на те конкретные
материальные, социальные и иные
объективные факторы-условия, которые
непосредственно порождают или
же обусловливают в прямой
или косвенно форме данный процесс[13].
На основе анализа
условий, вызывающих необходимость
возникновения государства и
права и фактически порождающих
их, разрабатываются различные учения
о происхождении государства
и права, а также создаются
соответствующие теории.
Исследуя вопрос об
учениях, касающихся государства
и права, известный немецкий
теоретик государства и права
Георг Еллинек писал на рубеже
XIX – X вв. о том, что «теоретическая наука»
разработала общее и особенное учение
о государстве. Первое стремится выяснить
основы всего учения о государстве, подвергая
научному исследованию явление государства
вообще и основные его определения. Свои
выводы оно извлекает из исторических
и социальных форм правления государства.
Что же касается
«особенного учения о государстве»,
то оно «занимается либо сравнением
отдельных учреждений государств
вообще или определенной группы
государств или – еще уже
– определенной группы государств
на протяжении известной эпохи,
имея при этом целью конструировать
и объяснить типы этих учреждений,
или же особенное учение о
государстве есть просто познание
учреждений конкретного государства
в их историческом развитии
или в их современной форме»
.
Подводя итог своим
суждениям, автор заключает, что
«особенности учения о государстве
есть, таким образом, либо учение
об отдельных учреждениях государства
вообще, либо учение об учреждениях отдельного
государства. В первом значении его можно
назвать специальным, во втором – индивидуальном
учении о государстве»[14].
Следует заметить, что
в своем научном труде Г.Еллинек
говорит, во первых, не о государстве
и праве, вместе взятых, а только
о государстве. Право при этом,
судя по логике рассуждений
автора, несомненно, подразумевается.
А во-вторых, речь идет не об
учениях о происхождении государства
и права, а об учениях о
государстве вообще. Учение о происхождении
права рассматривается при этом как неотъемлемая
часть всего учения о государстве.
В последующие годы,
включая марксистский период
в России и других странах,
многие отечественные и зарубежные
авторы все учения о государстве
и праве, включая учение об
их происхождении, структурно
подразделяли на такие составные
части, как: а) учение о государстве
и праве, как таковых. Применительно
к процессу происхождения государства
и права рассматриваются причины
и условия их первоначального
возникновения на Земле независимо
от того, где и как они впервые
зародились; б) учение о государстве
и праве отдельных типов, включая
рабовладельческое, феодальное и
другие типа государства и
права. При цивилизованном подходе
к классификации государств и
правовых систем это учение
о государстве и праве, принадлежащим
к тем или иным отдельно
взятым цивилизациям; в) учение
о государстве и праве, возникающих
на базе того или иного отдельно
взятого общества, в той или
иной стране.
В подобном дифференцированном
подходе к учению о государстве
и праве вообще и к процессу
их первоначального зарождения
в частности, несомненно, есть
свой методический ( в учебном
плане) и методологический( в научном
плане) резон. Он позволяет,
не теряя из виду общие для
всех изначально возникающих
государств и правовых систем,
выделить причины и условия
их появления, в то же время
глубоко и всесторонне исследовать
и менее общие, а точнее –
типовые (общие для каждого
типа государства и права) и конкретные
(«индивидуальные») причины, обусловливающие
появление на мировой арене того или иного
отдельно взятого государственно-правового
феномена.
2. Наряду с учениями, представляющими
собой систему воззрений ученых-юристов
о государстве и праве или
же их совокупности, разработанными
ими теоретическими положениями
о государстве и праве как
таковых вообще, в отечественной
и зарубежной юридической литературе
существует множество теорий, касающихся
различных сторон данных явлений,
включая процесс их возникновения
в развитии. И это вполне естественно
и понятно. Ибо каждая из
них отражает, или различные взгляды
и суждения различных групп,
слоев, наций и других социальных
общностей на данный процесс,
или взгляды и суждения одной
и той же социальной общности
на различные аспекты данного
процесса возникновения и развития
государства и права. В основе
этих взглядов и суждений всегда
находились и находятся различные
экономические, финансовые, политические
и иные интересы[15].