Монархическая форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование понятий и признаков монархии как формы правления государства, данная тема не теряет своего значения и в наше время, хотя данная форма правления имеет тысячелетнюю основу (Рим, Китай, государства Древнего Востока…).
В современной отечественной теории государства и права актуализация данной темы связана с первоначальным разрушением российской государственности, кризисом верховной власти, недоверия к ней широких слоев населения и поиском оптимальной формы политической организации общества.

Содержание

Введение
1 Понятие и сущность монархии

1.1Признаки монархии как формы правления

1.2 Достоинства и недостатки монархической формы правления

2.Виды монархий как формы правления

2.1 Абсолютная монархия

2.2 Ограниченная монархия

2.2.1 Дуалистическая монархия

2.2.2 Парламентарная монархий

2.3 Исторические виды монархий

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ1.docx

— 48.57 Кб (Скачать файл)

В эпоху Просвещения существовал принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип реализуется в абсолютизме.

Облики абсолютных монархий могут быть различными в отдельные периоды, как это имело место в России: в XVII в. – боярская монархия, в XVIII в.- чиновничье-дворянская, а в начале XX в. – шаг в направлении к буржуазной монархии.

В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.

Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Ограниченная  монархия

 

Способы, формы ограничения власти монарха в различные эпохи неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях – дуалистической и парламентарной ( в эпоху капитализма).

Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали корни замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалось сословно – представительная монархия – форма, при которой власть главы государства ограничена сословно- представительными органами (Земский собор в Росси, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании т.д.), хотя сословное собрание, как арена легальной борьбы сословий не была предоставлена огромному большинству населения (крестьянам).

Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правлении, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не в праве её изменить.

 

В конституционных монархиях  власть монарха юридически ограничена – как правило, и законодательно, и существованием представительного органа. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

Как форма правления,  конституционная монархия возникаем в период становления буржуазного общества.  Формально она  не  утратила  своего значения в  ряде  стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.).

Парламентарная монархия  характеризуется   следующими   основными признаками:

- правительство формируется из  представителей определенной партии (или партий), получивших большинство  голосов на выборах в парламент;

- лидер партии,  обладающий наибольшим числом  депутатских  мест, становится главой государства;

- в законодательной,  исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются  парламентом и формально подписываются  монархом;

- правительство согласно конституции  несет ответственность не перед  монархом, а перед парламентом. Парламентарная  монархия характерна для современных  индустриально развитых государств, с демократическим политическим  режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.).

При дуалистической монархии государственная власть  носит  двойственный характер.  Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях  формируется  независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов,  а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918).

Дуалистическая монархия первоначальная форма ограниченной монархии.

Такая форма, при которой уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти.

Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как  выражение компромисса между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Эта форма правления в традиционных государствах.

В настоящее время «классических», дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.

Таким образом, мы рассмотрели монархические формы государственного правления и каждой из них дали краткую характеристику. Выяснили то, что при абсолютной монархии правитель обладает огромной властью над народом, чем в конституционной.

 

 

 

2.2.1. Дуалистическая монархия является  исторически переходной формой  от абсолютной монархии к парламентарной.

 

Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который законодательствует. Управление страной осуществляет монарх, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоёв населения. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Таиланде, Малайзии, Иордании, Непале.

В настоящее время такая форма правления практически себя изживает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.2. Парламентарная монархия - более  прогрессивный вид конституционной  монархии. Характеризуется тем, что  монарх номинально выполняет  свои функции.

 

В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство формируется парламентом из представителей определённых партий, получивших большинство голосов на выборах, и ответственно только перед ним. Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов становится главой правительства. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична. И это объясняет то, что даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет каких-либо значительных полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Исторические разновидности монархий

 

В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные (восточные деспотии), основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные), и буржуазные.

 

Патриархальная монархия (традиционная).

Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа, традиционный монарх воспринимается как отец своих поданных.

 

Патриархальная монархия, так же как и сакральная имеет один древний обычай - принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом - так она и воспринимается в христианском богословии.

 

Сакральная монархия - это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая. Многовековая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.

Древневосточная монархия

Организация  государственной  власти  в  странах  Древнего  Востока (Египет, Вавилон, Ассирия,  Китай,  Индия  и  др.)  называют  восточной деспотией.

Деспотия  -  (греч.  despot(ia  -  неограниченная  власть)   форма самодержавной неограниченной власти, реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.

Следует  отметить,  что  деспотическое  правление  в  чистом   виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и  не  на  всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных  государств  была иногда ограничена элементами республиканского правления:

         . в древнем Шумере - избрание правителя  советом  старейшин  и

           контроль за ним  со  стороны  народного  собрания  и  совета

           знати;

         . в древней Индии - наличие Совета  царских чиновников  и  даже

           отдельных государств, основанных  на  республиканской  форме

           правления.

Сделав, таким образом, оговорку, можно дать  следующее определение: Восточная деспотия - такая форма правления, при  которой  подданные полностью зависят от произвола властей.

Древнеримская монархия .

Выступавшая в форме империи, имеет  в  своем  развитии два периода:

         . принципат;

         . доминат.

1) Принципа  форма рабовладельческой монархии,  при  которой  сохранялись  республиканские  учреждения, но власть фактически  принадлежала одному человеку-принцепсу (первому в списке сенаторов).

2) Доминат  -  неограниченная монархия, установленная  в Древнем Риме со времени  императора Диоклетиана .

Феодальная (средневековая) монархия

Феодальная монархия последовательно  проходит  три  периода  своего

развития:

         . раннефеодальная монархия;

         . сословно-представительная монархия;

         . абсолютная монархия.

Раннефеодальная  монархия - как  форма  государственного   правления вырастает непосредственно  из  родообщинных  отношений  у  значительной части   народов   Европы   (Франкское,   Германское,   Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское).

Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками:

         . раздробленность территории;

         . слабость центральной власти;

         . непрочность государственного  устройства;

         . наличие остатков родового самоуправления.

По мере развития феодальных отношений общинные  земли  подвергались отчуждению и  ранее  свободные  крестьяне  попадали  в  зависимость  от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители  верховной власти на своей территории.  У  них  был  свой  суд,  полиция,  войско, сборщики  налогов,  посредством   которых   они   осуществляли   личное властвование на своей  территории  и  защищались  от  нападения  извне.

Одновременно формировался аппарат центральной власти,  органы  которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

Вследствие  завоеваний  слабо   организованных   народов   возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных  империй  (империи  Карла   Великого   и   Чингисхана).

Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась единым  владыкою  и поддерживалась военной  дружиной  и  народным  ополчением.  Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем,  что  феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть  в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом.

Поэтому и создавались крупные феодальные   землевладения,   которые становились соперниками центральной власти.

Таким  образом,  с  развитием  крупного  землевладения   постепенно подрываются  корни  раннефеодальной  империи  и  она   распадается   на отдельные изолированные государства.

Информация о работе Монархическая форма правления