Ограничение власти монарха
связано с развитием товарно-денежных
отношений, которые подорвали корни замкнутого
натурального хозяйства. Возникла политическая
централизация, организовалось сословно-представительная
монархия - форма, при которой власть главы
государства ограничена сословно-представительными
органами, такими как Земский собор в Росси,
парламент в Англии, Генеральные штаты
во Франции, кортесы в Испании т.д, хотя
сословное собрание, как арена легальной
борьбы сословий, не была предоставлена
огромному большинству населения (крестьянам).
Конституционная монархия возникает
в период становления буржуазного общества
и представляет собой такую форму правления,
при которой власть монарха ограничивается
представительным органом, что закрепляется,
как правило, в конституции, утверждаемой
парламентом. Монарх не в праве её изменить.10
Дуалистическая монархия является
исторически переходной формой от абсолютной
монархии к парламентарной. Если в абсолютной
монархии конституция и парламент отсутствуют,
разделения властей не существует, вся
полнота власти сосредоточена в руках
единоличного главы государства -монарха,
то в дуалистической государственная
власть носит двойственный характер. Фактически
и юридически власть разделена между правительством,
формируемым монархом, и парламентом,
который осуществляет законодательную
функцию. Управление страной осуществляет
монарх, перед которым, а не перед парламентом,
несут ответственность министры. Правительство
образуется независимо от партийного
состава в парламенте. Дуализм заключается
в том, что монарх преимущественно выражает
интересы феодалов, а парламент представляет
интересы буржуазии и других слоёв населения.
Именно как дуалистическую монархию можно
охарактеризовать форму правления, существовавшую
в Российской империи с 17 октября 1905 г.
до февральской революции 1917 г., а также
в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее
время дуалистическая монархия существует
в Марокко, Таиланде, Малайзии, Иордании,
Непале.11
В настоящее время такая форма
правления практически себя изживает.
Парламентарная монархия - более
прогрессивный вид конституционной монархии.
Характеризуется тем, что монарх лишь
номинально выполняет свои функции.
В парламентарной монархии
король царствует, но не правит; правительство
формируется парламентом из представителей
определённых партий, получивших большинство
голосов на выборах, и ответственно только
перед ним. Лидер партии, обладающей наибольшим
числом депутатских мандатов, становится
главой правительства. Законодательные
акты принимаются парламентом и формально
подписываются монархом. В законодательной,
исполнительной и судебной сферах власть
монарха фактически символична. И это
объясняет то, что даже если конституция
наделяет его большими полномочиями ,
как например, в Нидерландах, Дании, он
не может ими самостоятельно воспользоваться.
Все исходящие от монарха акты нуждаются
в официальном одобрении министров. В
ряде парламентарных монархий , это Япония,
Швеция монарх по конституции даже формально
не имеет каких-либо значительных полномочий.
2.2 Исторические виды монархии
Монархическая форма правления
весьма древняя форма правления. Она впервые
зародилась в раннеклассовых обществах,
государственную власть в которых захватывали
военачальники, представители разросшихся
семейных или соседских общин, предводители
дружин, главы династий, руководители
храмов, жрецы, организаторы тех или иных
социальных классовых движений.
Монархия как форма правления
весьма неоднородна и показала на протяжении
веков свою гибкость и изменчивость, благодаря
которым ей и удалось “выжить” в современных
высокоразвитых демократических государствах.
Рассмотрим самые древние разновидности
монархий.
В историческом аспекте монархии
можно подразделить на древневосточные
и восточные деспотии, основанные на азиатском
способе производства - Вавилон, Индия,
Египет, рабовладельческие античные, например,
древнеримская монархия, феодальные, раннефеодальные,
сословно-представительные, абсолютные,
и буржуазные.12
Патриархальная монархия, традиционная.
Она характерна для традиционных
обществ и прямо происходит из развития
семейного принципа, традиционный монарх
воспринимается как отец своих поданных.
Патриархальная монархия, так
же как и сакральная имеет один древний
обычай - принесение царской жертвы. Царь
добровольно приносит себя в жертву во
имя спасения своего народа. Серьезность
царской жертвы, память о которой сохранялась
в сознании людей в течение тысячелетий,
наилучшим образом подтверждает царская
жертва, принесенная Иисусом Христом -
так она и воспринимается в христианском
богословии.
Сакральная монархия - это монархия,
где первенствующие функции монарха жреческие.13 Она нередко связана с патриархальной
монархией. Сакральные монархии часто
связаны с традиционными обществами. Такова
сакральная монархия в Древнем и Среднем
царстве Египта, где основной функцией
фараона была жреческая. Многовековая
история сакральных монархий привела
к относительной сакрализации любой монархической
власти: сложению принципа священности
особы царя и даже королевской крови. В
Средневековье у французов королевская
кровь считалась настолько священной,
что даже не законнорожденные королевские
потомки признавались принцами крови.
Древневосточная монархия.
Организацию государственной
власти в странах Древнего Востока (Египет,
Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют
восточной деспотией.
Деспотия - форма самодержавной
неограниченной власти, реализующаяся
зачастую с помощью военно-бюрократического
аппарата.14
Следует отметить, что деспотическое
правление в чистом виде существовало
далеко не во всех странах Древнего Востока
и не на всех этапах их развития. Власть
правителей древневосточных государств
была иногда ограничена элементами республиканского
правления: в древнем Шумере - избрание
правителя советом старейшин и контроль
за ним со стороны народного собрания
и совета знати; в древней Индии - наличие
Совета царских чиновников и даже отдельных
государств, основанных на республиканской
форме правления.
Сделав, таким образом, оговорку,
можно дать следующее определение: восточная
деспотия - такая форма правления, при
которой подданные полностью зависят
от произвола властей.
Древнеримская монархия (30 г.
до н.э. – 476 г. н.э.).
Выступавшая в форме империи,
имеет в своем развитии два периода: принципат
и доминат. Принципат - форма рабовладельческой
монархии, при которой сохранялись республиканские
учреждения, но власть фактически принадлежала
одному человеку - принцепсу (первому в
списке сенаторов). Доминат - неограниченная
монархия, установленная в Древнем Риме
со времени императора Диоклетиана (конец
3 в.).
Феодальная (средневековая)
монархия.
Феодальная монархия последовательно
проходит три периода своего развития:
1. раннефеодальная монархия;
2. сословно-представительная
монархия;
3. абсолютная монархия.15
Раннефеодальная монархия как
форма государственного правления вырастает
непосредственно из родообщинных отношений
у значительной части народов Европы (Франкское,
Германское, Англо-саксонское государства,
Великое Княжество Литовское).
Раннефеодальное государство
характеризуется следующими признаками:
раздробленность территории, слабость
центральной власти, непрочность государственного
устройства, наличие остатков родового
самоуправления.
По мере развития феодальных
отношений общинные земли подвергались
отчуждению и ранее свободные крестьяне
попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев,
которые выступали уже как носители верховной
власти на своей территории. У них был
свой суд, полиция, войско, сборщики налогов,
посредством которых они осуществляли
личное властвование на своей территории
и защищались от нападения извне.
Одновременно формировался
аппарат центральной власти, органы которого
были слиты с аппаратом частной власти
крупных феодалов.
Вследствие завоеваний слабо
организованных народов возникли разновидности
раннефеодального государства, носящие
название раннефеодальных империй (империи
Карла Великого и Чингисхана).
Создававшаяся в центре сильная
власть возглавлялась единым владыкою
и поддерживалась военной дружиной и народным
ополчением. Непрочность таких государственных
образований обуславливалась тем, что
феодалы в большей мере были заинтересованы
использовать государственную власть
в собственных экономических интересах,
а не на благо государства в целом.
Поэтому и создавались крупные
феодальные землевладения, которые становились
соперниками центральной власти.
Таким образом, с развитием
крупного землевладения постепенно подрываются
корни раннефеодальной империи, и она
распадается на отдельные изолированные
государства.
Сословно-представительная
монархия - это централизованная феодальная
монархия, в которой формально полновластный
монарх, осуществляя власть, вынужден
привлекать для решения важных вопросов
в качестве совещательного органа собрание
представителей господствующих сословий.
Сословно-представительная монархия действует
в сословных обществах, представляет собой
принцип организации представительной
власти, где действуют закрытые социальные
группы - сословия, от которых избираются
непосредственно депутаты.
Сословно-представительные
собрания, состоявшие из духовенства,
дворянства, представителей третьего
сословия (купцов, ремесленников, средних
землевладельцев), представляли собой,
как правило, совещательные органы, занимавшиеся
законодательской деятельностью, контролем
за финансами.
В Западной Европе первые сословно-представительные
монархии появились еще в XII веке. Во многих
государствах Европы эта монархия просуществовала
вплоть до начала ХХ в., когда окончательно
уступила место национальному представительству.16
Абсолютная монархия представляет
собой разновидность монархической формы
правления, характеризующуюся юридическим
и фактическим сосредоточением всей полноты
государственной власти (законодательной,
исполнительной, судебной), а также духовной
(религиозной) власти в руках монарха (по
формуле Петровского Воинского устава
самовластный монарх который никому на
свете о своих делах ответу дать не должен)17.
Абсолютная монархия связана
с антихристианскими тенденциями эпохи
Возрождения, а эпоха Просвещения вся
была посвящена дехристианизации западноевропейской
культуры. Существовал так называемый
«просвещенный абсолютизм», который означает
лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх,
которому на ухо нашептывает умные советы
один из просветителей.
Тирания. По Аристотелю тирания
есть искажение монархии. Тирания - власть
эгоистического правителя. Тирану свойственны
жестокие методы правления (весьма важная
черта, по которой в последующие эпохи
опознавали тирана). Аристотель отмечает,
что тиран оказывается в некотором смысле
вне общества. Ему принадлежит тезис: "Законного
царя охраняют граждане, тирана охраняют
наемники".18
Тирании часто являются следствием
социальных потрясений. Они характерны,
когда надламывается и повреждается традиция.
Именно в силу этого два исторических
периода дали неимоверное количество
тиранов. Первый - период борьбы демократий
с аристократиями в греческих полисах.
Второй - эпоха итальянского Возрождения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были раскрыты
понятие и сущность монархической формы
правления, проанализированы признаки
монархии, дана общая характеристика видам
монархии, а также исследованы исторический
виды монархии.
По итогам проведенного исследования
можно сделать следующие выводы.
Монархия имеет интересную
схему развития, которую можно представить
(с некоторыми оговорками) следующим образом.
Исторически первой была раннефеодальная
монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная,
превратившаяся затем в монархию абсолютную.
В результате буржуазно-демократических
революций абсолютная монархия была ликвидирована
и заменена монархией конституционной
(также называемой ограниченной). Конституционная
монархия, в свою очередь, прошла две фазы
развития: от дуалистической монархии
до парламентской. Парламентская монархия
является заключительной стадией развития
этого института.
Данная тема была раскрыта многими
философами и политологами различных
времен. Первым из них был Аристотель,
который выделял монархию как одну из
трех наилучших форм правления.
Монархия как форма правления
существует уже много веков, и многие страны,
имеющие монархов, не намерены менять
форму правления, дорожа своими традициями
и исторически сложившимися институтами.
Монархическая форма правления
в настоящее время успешно развивается;
примером тому служат монархические государства
по всему миру, и эти государства являются
одними из самых благополучных по уровню
жизни населения, по степени криминальной
обстановки в стране, по уровню развития
и внедрения инноваций, по возможности
ведения частного бизнеса.
Важно отметить участие религиозного
начала в существовании монархии, как
государственной Верховной власти. Без
религиозного начала единоличная власть,
хотя бы и самого гениального человека,
может быть только диктатурой, властью
безграничной, но не верховной, а управительной,
получившей все права лишь в качестве
представительства народной власти.
Но для того, чтобы она могла
быть действительно Верховной властью
Божественного нравственного начала,
эта монархия должна быть создана истинной
верой, верой в истинного, действительно
существующего Бога.
Таким образом, необходимым
условием существования и реального действия
монархии является истинная вера народа
в Бога, в Божественное начало монарха.
СПИСОК ИСОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации:
принята 12 дек. 1993г. (с поправками). – М.:
ПРИОР, 2009. – 32с.
2.Учебные пособия, научные статьи
и малографии
1. Иванников,- И. А. История
политико-правовой мысли о форме российского
государства : монография / И. А. Иванников.
- Москва. : Юрлитинформ, 2012. - 315 с.
2. Бутина,
-М. В. Философия монархической власти
в трудах Иоанна IV Грозного / М. В. Бутина // История
и теория политической науки : сб. ст. /
Федер. агентство по образованию, Алт.
гос. ун-т ; [под ред. В. Я. Баркалова]. – Барнаул.
- 2008. – Вып. 1. - С. 38-48
3. Шмитт,- К. Государство
и политическая форма : сборник / К. Шмитт
; пер. с нем. О. Кильдюшова. - М. : Изд. дом
ГУ ВШЭ, 2010. – 269 с.
4. Омельченко, -Н. А. История государственного
управления в России : учебник / Н. А. Омельченко
; Гос. ун-т управления. - М. : Проспект, 2011.
- 463 с.
Балан, В. П. Особенности
формы российского государства в межреволюционный
период (1907-1917) / В. П. Балан // Вестник
Воронежского института ФСИН России. - 2012. - № 1. - С. 119-121.
5.Карапетян,- Л. А. Конституционная
монархия в концепции политической партии
"Союз 17 октября" России в начале
XX в. / Л. А. Карапетян // История государства
и права. - 2011. - № 13. - С. 40 - 42.