Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:26, курсовая работа
Целью данной работы является исследование различных видов формы государственного правления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть форму государственного правления, как один из элементов формы государства;
2. Проанализировать понятие, признаки и виды монархической формы правления;
3. Дать характеристику каждой разновидности монархии
Введение………………………………………………………………………….
3
I Глава. Форма государственного правления…………………………………..
5
II Глава. Монархическая форма правления……………………………………
8
2.1 Сословно-представительная монархия…………………………………
12
2.2 Абсолютная монархия…………………………………………………...
14
2.3 Конституционная монархия……………………………………………..
16
III Глава. Республиканская форма правления…………………………………
18
3.1 Парламентарная республика…………………………………………….
21
3.2 Президентская республика………………………………………………
24
3.3 Смешанная республика…………………………………………………..
26
Заключение……………………………………………………………………….
28
Библиографический список……………………………………………………..
30
Раннефеодальная монархия
в настоящее время исчезла бесследно. Сословно-представительная
В современном мире сохраняются два исторических типа монархии - абсолютная и конституционная.
Подробно рассмотрим сословно-представительную монархию (так как она является исторической формой правления Российского государства), абсолютную и конституционную монархии (так как данные виды монархии является современными формами правления).
2.1 Сословно-представительная монархия
Сословное представительство представляет собой принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельные территориальной части, а закрытые социальные группы - сословия, от которых эти депутаты непосредственно избираются (или назначаются)
Как форма феодального
государства сословно-
Это форма правления Российского феодального государства имеет следующие черты:
1) власть монарха ограничена
органами сословного
2) эти органы отражают роль той социально–политической силы, на которую опирается царская власть – дворянство и верхи городского населения; при их поддержке царская власть боролась с дворянским сепаратизмом, препятствовавшим централизации государства;
3) сословно–представительная монархия представляет собой более высокую ступень централизации государственного аппарата, чем раннефеодальная монархия.10
Царь создает сильный
бюрократический аппарат и
Носителем высшей власти по–прежнему остается Царь, сохраняется Боярская дума, слагавшаяся из 4-х думных чинов – бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Постепенно из общей думы выделяется «ближняя», «комнатная» дума, узкое совещание Царя с наиболее приближенными, доверенными лицами.
Особое место в государственном механизме занимают Земские соборы. Земские соборы состояли из двух основных элементов:
1) крупные светские и духовные феодалы в лице Боярской думы и Освещенного собора (собрание высших духовных лиц);
2) «люди всех чинов»,
т. е. представители дворянства
Земские соборы решали наиболее важные вопросы жизни государства – принятие законов, вопросы войны и мира, выделение финансов.
Но во второй половине XVII в. сословно–представительная монархия постепенно перерастает в абсолютную монархию.
2.2 Абсолютная монархия
В абсолютных
монархиях вся полнота
В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парламента - законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. Такой монархией долго была Российская Империя (до издания царем законов 1906 г.).
Абсолютная монархия обладает рядом юридических признаков:
— монарх — пожизненный и единоличный носитель верховной власти, передающий ее по наследству;
— концентрация в руках главы государства всех ветвей власти:
— отсутствие представительных учреждений, ограничивающих власть монарха;
— монарх представляет государство по собственному праву;
— внутренняя и внешняя политика осуществляется монархом с помощью министров, которые назначаются главой государства и перед ним ответственны;
— отсутствие юридической ответственности монарха перед населением;
— полное бесправие народа, который не участвует в управлении государством и контроле за верховной властью.12
Примером современной абсолютной монархии являются султанат Оман, Бутан, Бруней. Разновидностью абсолютной монархии выступает теократическая монархия, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Ватикан, Саудовская Аравия).
2.3 Конституционная (ограниченная) монархия
Конституционная (ограниченная) монархия — это форма правления, при которой власть монарха ограничена каким-либо органом или конституцией. Конституционная монархия имеет две разновидности: дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая монархия представляла собой переходную форму правления от абсолютной и парламентарной монархии или республике и отражала ситуацию, когда король и помещики не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не может взять на себя всю полноту власти. В результате государственная власть имела двойственный характер состоящий в том, что монарх выражал интересы феодальной знати и духовенства, а парламент — интересы буржуазии и интеллигенции.13
Дуалистическая монархия
характеризуется рядом
— по конституции высшая государственная власть разделена между монархом и парламентом;
— парламент наделен
законодательной властью и
— монарх обладает правом вето на решения парламента;
— он имеет право распустить парламент;
— монарха назначает
премьер-министр и
— он назначает руководителей местного управления и самоуправления, которые ответственны пред ним.
Дуалистическая монархия длительное время существовала в кайзеровской Германии (конец XIX —начало XX в.), в начале XX в. была установлена в России, с некоторыми превращенными чертами дуалистическая монархия функционирует в настоящее время в Иордании и Марокко.
В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституции и парламента. Но, например, Великобритания имеет парламент и не имеет конституции в ее традиционном виде – в виде единого писаного документа. Поэтому монархии, ограниченные таким способом, принято именовать парламентарными. С одной стороны, сохранение в этих государствах монархии – дань традиции, поскольку монарх в них выполняет чисто номинальные, представительские функции, а власть в стране принадлежит выборному органу – парламенту. С другой стороны, сохранение поста главы государства в лице монарха является символом стабильности этих государств, их уважения к историческому прошлому и собственной государственности.14
Парламентарная монархия обладает следующими признаками:
— власть монарха носит наследственный и пожизненный характер;
— действует принцип
«король царствует, но не правит». Король
как глава государства
— законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству; взаимодействие властей основано на принципе сотрудничества, а не разделения;
— правительство формируется
парламентом и ответственно перед
ним; участие монарха в формировании
правительства часто
— акты монарха скрепляются подписью премьер-министра или соответствующего министра, который принимает на себя политическую и юридическую ответственность за их реализацию.
Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Швеция, Голландия, Япония и др.
II Глава. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
Республика (от лат. «res publica» - общественное дело, всенародное) – форма государственного правления, при которой:
– государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т.п.), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти;
– представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;
– законодательно закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.15
Республике присущи следующие признаки:
- Существование единоличного и коллегиального главы государства — президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
- Выборность на определённый
срок главы государства и
- Юридическая ответственность
главы государства. Например, согласно
Конституции Российской
- В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
- Преимущественный приоритет
прав личности над
Юридическими свойствами республиканской
формы правления являются:
1. Ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;
2. Выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;
3. Ответственность главы государства в случаях, определенным законом;
4. Представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;
5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
6. Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность.
В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.
Исторически республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире. Республиканская форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик.
В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов государственной власти. Таковыми были Спарта и Римская республика (6 – 1 вв до н.э). В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.
В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах в 5 – 4 вв. до н.э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.
При феодализме также существовала республиканская форма правления.