Монархия и республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование различных видов формы государственного правления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть форму государственного правления, как один из элементов формы государства;
2. Проанализировать понятие, признаки и виды монархической формы правления;
3. Дать характеристику каждой разновидности монархии

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
3
I Глава. Форма государственного правления…………………………………..
5
II Глава. Монархическая форма правления……………………………………
8
2.1 Сословно-представительная монархия…………………………………
12
2.2 Абсолютная монархия…………………………………………………...
14
2.3 Конституционная монархия……………………………………………..
16
III Глава. Республиканская форма правления…………………………………
18
3.1 Парламентарная республика…………………………………………….
21
3.2 Президентская республика………………………………………………
24
3.3 Смешанная республика…………………………………………………..
26
Заключение……………………………………………………………………….
28
Библиографический список……………………………………………………..
30

Вложенные файлы: 1 файл

КР по ТГП тема Монархия и республика как основные формы гос. правления.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Республики при феодализме носили городской характер. Они создавались  по мере роста могущества и независимости  некоторых крупных городов, устанавливающих  господство не только над прилегающей сельской территорией, но и над некоторыми мелкими городами, а порой и колониями (Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция).

В современном мире республика стала наиболее распространенной формой государственности. Она представлена тремя ее основными разновидностями – парламентской, президентской и смешанной (полупрезидентской) республикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Парламентарная республика

 

В парламентарной (фр. parle – говорить) республике населением страны на строго определенный срок избирается высший представительный законодательный орган государственной власти. Поскольку впервые подобный орган появился в Англии, все последующие государства такого типа стали называться парламентарными. Особенность этих государств состоит в том, что парламенту в них принадлежит высшая государственная власть. Он не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный (делегированный народом) характер своей власти, формирует органы исполнительной власти (избирает президента или формирует правительство). При подобной конструкции, хотя и существует разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (президент и (или) правительство) и судебную (верховный, конституционный и другие суды), положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Такой орган получил название ответственного (перед парламентом) правительства.

В такой республике правительство  формируется парламентским путём  из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов.

Зависимость исполнительной власти от законодательной  проявляется в том, что парламент определяет состав правительства, влияет на принимаемые им решения, производит перестановки в его составе, отправляет в отставку правительство в полном составе или отдельных его членов. Отставка парламента или изменение соотношения в нем партийно-политического большинства и меньшинства автоматически влечет за собой отставку ответственного перед ним правительства, сформированного по принципу партийного большинства. Исключение составляет коалиционное правительство, формируемое парламентом в условиях отсутствия ярко выраженного парламентского большинства, представленного депутатами одной политической партии.

Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством. Помимо традиционного права - принимать законы, парламент наделяется еще одним важным правомочием - контролем за деятельностью правительства. Парламентский контроль может осуществляться в форме резолюций, выражающих отношение депутатов к тому или иному вопросу, касающемуся деятельности правительства, а также в форме парламентских расследований. Парламент вправе выразить правительству вотум недоверия; правительство, которому вынесен вотум недоверия, вынуждено уйти в отставку.

Кроме того, парламент  обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и  принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внутренней, внешней и оборонной политики государства.

Концентрация  государственной власти в руках  парламента преодолевается наличием в стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, а иногда и в правительстве, представителей различных политических партий. Подвергая друг друга критике в ходе парламентских дебатов, депутаты, представляющие различные политические течения, в конечном итоге приходят к сбалансированному решению, устраивающему всех или, по крайней мере, большинство населения страны. Поэтому неотъемлемым элементом парламентарной республики является развитая многопартийная система.16

Глава государства в  таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью. В парламентских республиках (Австрия, Италия, ФРГ и др.) президент, как правило, избирается путем многостепенных выборов и получает свой мандат от парламента. В процедуре избрания президента участвуют либо только депутаты парламента (Турция, Израиль), либо избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей других органов (Италия).

Положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства – премьер-министр (в ФРГ – канцлер). 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Президентская республика

 

В отличие  от парламентарных президентские республики возникают преимущественно в странах со слаборазвитой или с неразвитой многопартийной системой (США).18 В президентской (лат. presidens – букв, сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства – президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках:

- президент избирается  не парламентом, а в результате  референдума или коллегиями выборщиков;

- президент назначает  правительство, перемещает и отстраняет от должности его членов;

- президент имеет право  вето на законы, принимаемые парламентом;

- президент является  главнокомандующим вооруженными  силами страны.

Отличительные черты  такой формы правления: внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков — США), внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку.

В целом, при такой  форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой, но в президентской республике президент, как правило, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

Однако в  государствах с таким устройством  объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде президентского правления (диктатуры), означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политических партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Чтобы избежать этого, в президентских республиках на уровне конституции закрепляется сложная система взаимных "сдержек и противовесов". Они включают в себя отлагательное вето, налагаемое президентом на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов парламента; импичмент (англ, impeachment – досрочное отрешение от должности) президента; судебный контроль за его деятельностью и др.19

Главным признаком  президентской республики является независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся прежде всего в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Смешанная республика

 

Смешанная республика (также  называется полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики.

Смешанная республика характеризуется  сочетанием основных черт обоих типов  республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов  республики черт.

Характерной чертой смешанных (полупризедентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

В частности, для республик смешанного типа правления  характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство (характерный пример – Россия). В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам  смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня (такое правомочие президента закреплено конституцией не только России, но и Франции).

По окончании установленного законом срока истекают полномочия избираемых населением органов государственной власти, и вся процедура их формирования повторяется заново. Следовательно, республиканская форма правления в наибольшей степени обеспечивает участие населения в формировании высших органов государственной власти. В свою очередь, процедура выборов и порядок деятельности избранных органов власти требуют максимального правового регулирования, не говоря уже о том, что форма правления и структура высших органов государственной власти получают закрепление в конституции страны.

Российская  Федерация – смешанная республика. Конституцией Российской Федерации 1993 г. установлена парламентско-президентская республика. Согласно статье 1 Конституции Российской федерации «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», согласно статье 80 главой государства является Президент Российской Федерации. Президент РФ самостоятельно формирует Правительство РФ, и только он решает вопрос об отставке Правительства. Причем Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства, иначе она будет распущена, а Президент назначит Председателя Правительства без согласия Думы (ст.111 Конституции). Государственная Дума вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии, но в этом случае Президент вправе распустить Думу и назначить новые выборы. Конституция Российской Федерации 1993 не обязывает Правительство к парламентской ответственности.

 

 

 

 

Заключение

 

Под формой государства  понимается организация верховной  власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима. 20

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением21.

В зависимости от особенностей формы правления все государства  подразделяются на монархии и республики.

Монархия - единовластие, единодержавие (от греч. «монос» - один и «архе» — власть, то есть «монархия») - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.22

В современном мире сохраняются  два исторических типа монархии - абсолютная и конституционная. 

В абсолютной монархии вся полнота государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной – сосредоточена в руках монарха.

 Конституционная (ограниченная) монархия — это форма правления, при которой власть монарха ограничена каким-либо органом или конституцией. Конституционная монархия имеет две разновидности: дуалистическую и парламентскую.

Республика – форма  правление, в которой высшая государственная  власть принадлежит выборным органам, избираемым на определённый срок и  несущим ответственность перед избирателями.23

В современном мире республика стала наиболее распространенной формой государственности. Она представлена тремя ее основными разновидностями – парламентской, президентской и смешанной (полупрезидентской) республикой.

В парламентарной (фр. parle – говорить) республике населением страны на строго определенный срок избирается высший представительный законодательный орган государственной власти.

В президентской (лат. presidens – букв, сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства – президент, который одновременно является и главой исполнительной власти.

Смешанная республика - разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент (глава государства) избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен - юридически и реально - большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр, имеет право роспуска парламента (обычно при выражении вотума недоверия правительству).

Информация о работе Монархия и республика