Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:41, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие изучаемой темы.
При достижении поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Разобраться с понятием и сущностью монархии;
2. Разобрать исторические формы монархии;
3. Выделить преимущества и недостатки монархии;
4. Разобрать сущность абсолютной и дуалистической монархии;
5.Охарактеризовать нетрадиционные монархии.
Введение 3
1. Монархия как форма правления 5
1.1. Понятие и сущность монархии 5
1.2. Достоинства и недостатки монархии как формы государственного управления 7
2. Общая характеристика монархических государств……………………………………….. ..9
2.1. Конституционные монархии и современность……………………………...9
2.2 Абсолютные и дуалистические монархии……………………………………26
2.3 Нетрадиционные монархии……………………………………………………28
Заключение 299
Список литературы 31
Закон определял ответственность должностных лиц и судей за невыполнение его требований: большие штрафы в пользу заключенного и увольнение3.
Закон 1679 года, вместе с хартией приобрел статус одного из главных конституционных документов Англии, в котором содержался целый ряд принципов демократического и справедливого правосудия: презумпция невиновности, законность процесса в местах лишения свободы, быстрый и эффективный суда, совершаемые с "необходимой правовой процедурой» и на месте преступления. Тогда же можно обратить внимание на историческую ограниченность данного закона. В первую очередь, это нарушение прав лиц, обвиняемых в совершении тяжких уголовных преступлений или участию в них. Во-вторых, для освобождения под залог до суда был необходим денежный депозит, который мог быть весьма большим. В-третьих, закон мог быть приостановлен парламентом, как, в итоге, неоднократно случалось на практике.
Политика Стюартов, которая грозила обратным перераспределением церковной земли, захваченной буржуазией, а также и дворянством, подвела к кратковременному союзу вигов и тори. Случился дворцовый переворот в 1688 году с целью заменить Якова II наиболее "удобным" монархом. Эта революция называется "Славной революцией". Это, по сути, завершило разработку компромисса между фактической правящей в важнейших сферах жизни общества буржуазией и официальной правящей земельной аристократией.
Политическая власть на местах и в центре так и оставалась в руках аристократических землевладельцев в обмен на гарантии финансовых интересов крупной буржуазии. Данный компромисс заложил основы прочного согласия между основными политическими силами по основным вопросам социального и политического развития, которое стало неотъемлемой чертой английской политической культуры в девятнадцатом и двадцатом веках. С этого момента различия между этими силами не должны были иметь "фундаментальный" характер, который был способен нарушить соглашение и политическую устойчивость в английском обществе.
Самым важным политическим итогом такого компромисса стало утверждение конституционной монархии в Англии, получившей консолидацию в двух актах парламента4.
Билль о правах 1689 года определил положение парламента в системе правительства. Утверждая верховенство парламента в области законодательной и финансовой политики, Билль признал незаконным: 1) сбор налогов и сборов в пользу короны без соглашения парламента; 2) приостановление действия законов и их исполнения без соглашения парламента. Кроме этого, иметь постоянную многочисленную армию в мирное время допускалось только с его разрешения. Билль создал свободу слова и прений в парламенте, свободные выборы в парламент, право обращения граждан с петицией к царю. В нем содержатся специальные указания о том, что парламент должен собираться довольно часто. Впоследствии это положение уточнялось, и срок действия парламента был определен в течение первых 3 лет, а затем - 7 лет.
2) Акт об устроении 1701 года.
Акт об устроении, называемый также законом о наследовании, устанавливает порядок наследования и содержит дополнительные уточнения прерогатив исполнительной и законодательной власти. Лица, которые вошли на английский трон, обязаны были совместиться с англиканской церковью. Последующее ограничение королевской прерогативы нашло свое отражение в том, что судьи, которые назначаются короной, могли оставаться на своих позициях при хорошем поведении, и исключались только по представлению двух палат парламента. Чтобы уменьшить степень влияния короны на деятельность палаты, запрещалось сочетание членства в палате общин с занятием должности королевского министра, но это положение было в скором времени отменено. Акт, предусматривал правило о том, что все акты исполнительной власти, в дополнение к подписи короля, нуждались в подписи министров короля (контрассигнации), по чьему совету и с чьего согласия они были приняты. Важным моментом было лишение права царя помиловать его министров, осужденных в порядке импичмента в парламенте.
Таким образом, на рубеже семнадцатого - восемнадцатого веков в Англии получили оформление основные институты буржуазного государственного права: преимущество парламента в законодательной власти. Также парламент признал исключительное право голосовать за бюджет и определить контингент вооруженных сил, а также принцип бессменности судей. Тем не менее, закон XVII-XVIII веков. не решает в итоге вопрос об отношениях между органами власти. Дуализм власти продолжал существовать: ведь не случайно государственная система Англии XVII-XVIII веков обычно характеризуется как дуалистическая монархия. Прерогативой королевской власти не была до сих пор юридически определена. Король сохранил право абсолютного вето на законопроекты, принятые в парламенте, неразделенное право на создание своего правительства и осуществление с помощью правительства своей политики. Концепция триединого парламента (король и две палаты) было теоретически неизменным. Ответственность перед парламентом король не нес, также не несли политической ответственности ни правительство Его Величества, ни так называемый кабинет, который был отделен от Тайного совета в числе коллеги из 5-7 самых важных министров советников царя.
Увеличение масштабов промышленной буржуазии в результате промышленного переворота середины XVIII - начала XIX века привело к ее желанию доминировать в политическом союзе с джентри и финансовой аристократией, в результате чего проводилась дальнейшая модернизация политической системы английского общества. Это обновление, однако, осуществлялось постепенно и медленно, с помощью новых компромиссов, и сопровождалось развитием конституционной монархии от дуалистической к парламентской, формирование парламентской системы.
Основными направлениями эволюции британской монархии в течение восемнадцатого века, заложившими основы британской парламентской модели, являлись дальнейшее ограничение власти короля, а также утверждение новых основ взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью - создание «ответственного правительства». Важнейшей частью этих изменений стало то, что они не были, как обычно, созданы новыми конституционными актами, а разрабатывались во время политической практики и были результатом соревнования двух партий за право создавать «правительство Его Величества ». Английская конституция присвоила благодаря этому особую форму и не менее уникальный контент, так как помимо таких источников, как судебные прецеденты и акты парламента, не менее, а иногда и наиболее важное значение приобретали конституционные практики вне закона, не подлежащие судебной защите, иначе именуемые "общепринятые нормы".
Монарх оставался главой государства, но постепенно изменялся только в номинального главу исполнительной власти. Первые прецеденты были уже в первые десятилетия XVIII в., особенно во время королей Ганноверской династии (с 1714 года). Право короля отменять законы, которые принимались парламентом, так называемое абсолютное вето, перестало использоваться с 1707 года. Король Георг (1714-1727), который не знал английского, не присутствовал на заседаниях кабинета министров, в результате чего произошли важные последствия для политики. Прежде всего, это "отчуждение" короля от кабинета помогло сосредоточить функции лидерства в руках его кабинета и премьер-министра. Кабинет министров имел право действовать от имени "Его Величества", но практически независимо друг от друга. Положение монарха позднее было установлено максимой, которая гласила, что "король царствует, но не управляет». Тем не менее, влияние на политику монарха часто было чрезмерным. В самом деле потерянные прерогативы короля юридически остается и в это время в его распоряжении, и отдельные короли пытались пользоваться ими не только в XVIII, но и в XIX веках. И все же это было скорее исключение, чем практика, так называемым "резервом" в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Параллельно с совмещением этих прерогатив монарха в руках кабинета министров был вопрос об ответственности перед парламентом исполнительной власти. Теперь эта ответственность может быть передана королем его министрам. Первым шагом к созданию новой системы взаимных отношений парламента и кабинета являлись акты 1705 - 1707 годов о должностях, которые отменили положениями Акта в 1701 году и открыли министрам возможности быть избранным в нижнюю палату парламента, и, таким образом, быть в ее кабинете. В 1708-1715 годы был одобрен принцип образования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. Все более обычной была ситуация, когда кабинет не мог долго оставаться у власти без поддержки (доверия) большинства людей в палате общин, и победившая на выборах партия, которая имела большинство, формировала правительств, а другая формировала в парламенте оппозицию и "теневой кабинет". В конце восемнадцатого века приступают к действию еще два правила. В случае утраты доверия в кабинете или в парламенте, он уходил в отставку в полном объеме (принцип солидарной ответственности), или он мог распустить общинную палату и провести новые выборы.
Первый случай такой коллективной отставки кабинета министров состоялась в 1782 году из-за проигрыша англичанами войны с американскими колониями, а также первый роспуск нижней палаты кабинетом - в 1784 году5. Так была система взаимных проверок палаты общин и кабинета, в чьих условиях кабинет оценивал политическую ситуацию в парламенте и стране в целом и в случае правительственного кризиса выбирало одно из нескольких решений.
Таким образом, в веке восемнадцатом были созданы эти черты будущей британской парламентской системы, как "партийное правление" и регулярная смена кабинета в зависимости от того, одобряли ли его политики в палате общин. Тем не менее, многие из этих функций еще не приобрели законченное выражение, и роль аристократической палаты и королевской власти лордов оставалась очень высокой. Дальнейшее развитие парламентской системы было невозможно, пока сама система образования нижней палаты парламента сочетала в себе феодальный характер и гарантировала дворянам лидирующие позиции в правлении обществом. Унаследованные от этой эпохи феодализма и воссозданная при реставрации монархии система представительства в парламенте позволила многим "гнилым местам" с небольшим количеством людей направлять в палату, членов общины, на самом деле назначенных местным помещиком. В то же самое время большие города, которые выросли в период промышленной революции, не имели представительства. Правом голоса, с начала периода сословно-представительной монархии обладали только собственники недвижимости в графствах с 40 шиллингами дохода в год. Что касается права быть избранным, то имущественный ценз являлся невероятно высоким. В соответствии с Актом 1710 года пассивным избирательным правом обеспечивались лица, которые получали от земельного (недвижимого) имущества прибыль в размере 600 фунтов стерлингов в год в графствах и 300 ф. ст. в городских районах. Редактировать эту избирательную систему должны были реформы избирательного плана девятнадцатого века.
В соответствии с Законом о реформе 1832 года, принятому по инициативе вигов, 50 "гнилых городов» с населением менее двух тысяч жителей лишались представительства в парламенте. Тридцати маленьким городам, с населением менее четырех тысяч человек, вводилась возможность отправить одного из депутатов вместо двух, а в некоторых городах - два вместо четырех. В конце концов, стали свободными 143 места, распределенных между новыми городскими и сельскими районами. Введены новые квалификации для избирателей. В странах, право голоса были наделены все категории земле владельцев с доходом более 10 кг. ст. в год и арендаторов, с годовой арендной платой, по крайней мере 50 фунтов. ст. В таких городах, право голоса получили все мужчины, которые владели недвижимого имуществом на праве собственности или аренды с годовым доходом 10 фунтов стерлингов. Другими условия для участия в выборах являлась уплата налогов для бедных и существование более 6 месяцев в данном округе.
Реформа 1832 года включала в себя далеко идущие последствия потому, что закончила со средневековой системой формирования высшего органа представительства - палаты общин. Наиболее важным политическим итогом реформы стало принятие вигами и получение устойчивого преимущества в парламенте. В компромисс с аристократией втягивалась совершенно новая фракция - магнаты промышленной буржуазии, и с этого момента история законодательства Англии представляет собой последовательность уступок промышленной буржуазии. Тем не менее, реформа 1832 года служила в качестве первого шага в реализации своей программы. В то время как электорат увеличился почти вдвое, после реформы правом голоса пользовалось менее 5% от общей численности населения. Борьба за реформу демократии избирательной системы явилась одной из наиболее важных особенностей политического развития Великобритании в 30-х и 60-х годах. XIX века.
Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением мест обеспечила дальнейшее расширение электората, необходимость в новой двухпартийной конкуренции6.
В городах избирательное право распространялось не только на владельцев, но и для арендаторов квартиры, если цена найма составляла более 10 фунтов. ст. в год. Это увеличило число избирателей в городах в два раза.
Во время избирательных реформ 30-60-х годов XIX века была осуществлена реорганизация двух основных партий. Либералы, наконец, стали партией промышленной буржуазии, которая защищала принципы либерализма. Тори выражали интересы, прежде всего землевладельческой аристократии и финансовой элиты. Стороны в настоящее время называются "либеральной" и "консервативной". В связи с внедрением порядка регистрации избирателей создавались партийных организации не в парламенте "для содействия регистрации". Централизовывалась деятельность перед выборами партий, упрощалась система выдвижения кандидатов, партийная дисциплина усиливалась путем голосования в парламенте. В 1867-1868 годах был основан Национальный союз консерваторов и в 1877 году была создана Национальная федерация либералов. Поскольку организация выборов, наконец, перешла партиям от правительства, принцип власти партии получила свой окончательный вид, так как выборы привели к смене кабинета.
Развитие парламентской монархии было сопровождено перестройкой всего аппарата управления, как в центре, так и на местах, прежние важные должности преобразовывались в должности министерские, хотя и сохраняли свои прежние названия. Так, премьер-министр официально назывался первым лордом казначейства и вел руководство как кабинета, таки и министерства финансов. Лорд-канцлер руководил судебной системой и руководил палатой лордов. В конце восемнадцатого века. в Великобритании были сформированы три основных министерства: военное, внутренних дел, иностранных дел7.