Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:41, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие изучаемой темы.
При достижении поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Разобраться с понятием и сущностью монархии;
2. Разобрать исторические формы монархии;
3. Выделить преимущества и недостатки монархии;
4. Разобрать сущность абсолютной и дуалистической монархии;
5.Охарактеризовать нетрадиционные монархии.
Введение 3
1. Монархия как форма правления 5
1.1. Понятие и сущность монархии 5
1.2. Достоинства и недостатки монархии как формы государственного управления 7
2. Общая характеристика монархических государств……………………………………….. ..9
2.1. Конституционные монархии и современность……………………………...9
2.2 Абсолютные и дуалистические монархии……………………………………26
2.3 Нетрадиционные монархии……………………………………………………28
Заключение 299
Список литературы 31
До 1835 года в городах Англии была сохранена прежняя система местного управления, которая сложилась в средневековье. В интересах промышленной буржуазии сразу же после первых выборов была проведена и реформа местного самоуправления. По закону, в 1835 году город перешел под контроль избранных городских советов. В выборах имели право участвовать абсолютно все налогоплательщики - домохозяева и арендаторы квартир мужского и женского пола. Городской совет выбирал сроком на один год мэра города. Муниципальная реформа, все же, не повлияла на управление графством, а это означало не что иное, как компромисс с земельной аристократией, сохранившей руководство в сельской местности.
В XVIII-XIX веках с развитием формы правления и политического режима происходили перемены в государственном устройстве страны. После основания так именуемых уний с Ирландией (1801) и Шотландией (1707) английский парламент расширил свое влияние на всей территории Британских островов. Эти регионы стали обладать определенным количеством мест для депутатов в парламенте Британии. Кроме того, Шотландия все равно сохранила собственную правовую и, а также судебную системы, а также систему пресвитерианской церкви. В 1801 году возникшее государственное образование получило название Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии.
Перемены местного самоуправления, состоявшиеся в Англии в 1835 году, изменили управление только в городах, не влияя на графства. Эта задача была проведена реформой в 1888 году, заложив основы системы местного самоуправления, которые остались в Англии в течение следующего столетия. Были образованы одни и те же типы представительных органов - советов – как для городов, так и для уездов. Вся прежняя старая система графств была изменена, а большинство крупных городов были выделены в отдельные графства. Советы графств были переданы в административные органы судей. Управление по реформе приходского уровня не изменилось, но в 1894 году был принят закон, который лишал церковно-приходские советы права рассматривать нецерковные дела. Для их решения в приходах образовывались заседания, которые могли бы голосовать в больших поселениях.
Созданная система управления различалась степенью автономии и отсутствием "административной опеки" со стороны центрального правительства, что было характерно для английской модели местного самоуправления, отличающей его от материковой.
В конце девятнадцатого века была осуществлена важная реформа всей судебной системы. Серия актов 1873-1876 годов и 1880 года в Верховном суде и апелляционной инстанции было отменено сложившаяся во время феодальной раздробленность вышестоящих судов Англии на суды "общего права" и суды "справедливости". Новая структура включала использование высших судов и процессуальных норм, а другой из английских "ветвей" прецедентного права. Созданный вместо центральных судов Верховный суд состоял из двух частей: Высокого суда, который в свое время делился на ветви (королевской скамьи и др.), и Апелляционного суда по гражданским делам. В то же время существовали суды присяжных, сформированные из судей Верховного суда и судов низших инстанций - четвертных сессий, мировые суды и суды графств, созданные в середине XIX века. Только для рассмотрения гражданских дел. Важное место занимал Центральный уголовный суд в Лондоне ("Олд Бейли"), который был судом присяжных для Большого Лондона. В рамках этого суда были зарегистрированы лорд-канцлер и мэр Лондонского Сити8.
Модернизация политической системы Великобритании в XIX веке была завершена, создав тем самым доминирующее положение в отношениях с парламентом и правительством и превращения парламента в тот орган, который определяет текущую политику государства (вторая треть XIX -конец XIX века). Система ответственного правительства стала основой "Вестминстер-модели", которая послужила моделью для государственной системы во многих странах.
На сегодняшний день существуют также доминионы - монархии - бывшие британские колонии. В доминионах, или Содружествах миров, главным является монарха Великобритании, который представлялся генерал-губернатором.
Еще одним примером современной монархии служит Швеция. Королевство Швеция – конституционная монархия. Нынешняя королевская семья Швеции происходит из рода Бернадотта, но сегодня она делит свою власть с демократически избранным парламентом, который называется - риксдаг. Риксдаг состоит из 349 депутатов, избираемых путем всеобщего прямого и тайного голосования по принципу пропорционального представительства. С 1993 года саамы тоже образовали свой орган управления - так называемый самтинг. Монархической традиции в Швеции больше тысячи лет. За это время здесь правило примерно 60 королей. Династия Бернадотов правит с 1818 года. Сейчас в Европе нет такой династии, которая находилась бы на троне столько лет подряд без перерыва. Также как и нет другого монарха, который был настолько лишен всякой власти, как шведский.
Что отличает шведскую монархию от европейских монархий изначально, это то что она является единственной из европейских монархий, не имеющей никаких политических функций согласно конституции. В большинстве оставшихся монархических государств Европы монарх является главой государства в политическом смысле. Это он назначает того человека, которому нужно формировать правительство. Это он подписывает законы государства, и только после этого они вступают в силу. Никакой из этих функций у шведского монарха не осталось.
Правящий ныне седьмой король династии Бернадотов Карл XVI Густав является шведским монархом уже более трех с половиной десятилетий. До него на шведском троне находился почти в течении почти четверти века его дед – король Густав VI Адольф. Замечательный человек, популярность его в народе была неслыханной. На трон он взошел уже в преклонном возрасте, и звали его «Старый король». Он был широко образован, и страстью его была археология. Он намеренно избегал помпезности, был естественным в обращении с людьми. Гулял по улицам вместе с королевой без охраны, приветствуя знакомых поднятием шляпы. Во время его правления постоянно шла работа над новой Конституцией Швеции, которая вступила в силу в 1975 год, через полтора года после смерити «Старого короля». Интересно, что нынешний король Швеции Карл XVI Густав, сменив старого короля Густава VI Адольфа на престоле, вступал в свою монаршую должность согласно старым обычаям и обладал еще существенной политической властью. Он подписывал все новые законы и важные государственные акты, являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. В его обязанности входило после парламентских выборов и в результате переговоров с парламентскими партиями называть имя нового премьер-министра страны. А через полтора года он был лишен всех политических прав согласно новой Конституции, которая открывалась словами: «Вся государственная власть в Швеции исходит от народа», т.е. она в руках парламента и правительства. Королю были оставлены только церемониальные и представительские функции. И это можно сказать уже хорошо. Ибо речь шла об упразднении шведской монархии вообще. Такой вот компромисс был достигнут благодаря личным качествам «Старого короля». Ему удалось направить почти единодушное общественное мнение в пользу сохранения института монархии. И парламентские партии, в том числе и самая мощная – социал-демократическая, в чьих программах было записано требование уничтожения монархии, согласились на этот компромисс. Произошло это в курортном местечке Ториков, и это историческое соглашение называют Ториковским соглашением, или Ториковским компромиссом. Швеция, таким образом, подтвердила свою репутацию страны компромиссов. Премьер-министр того времени социал-демократ Улаф Пальм сказал тогда, что от монархии остался один плюмаж, т.е. украшение из перьев на головном уборе. Но!.. Как выяснилось, монархия оказалась и в таком виде чрезвычайно важным институтом.
Обязанности короля состоят сейчас в следующем. Король продолжает оставаться главой государства, но это только номинально. Ибо какой же глава без соответствующей власти. Король открывает парламент риксдаг каждый год в сентябре. Кстати только в этот день раз в году ему позволено входить в риксдаг. Члены правительства регулярно информируют короля о текущих событиях в стране. Король является председателям консультативного комитета по международным вопросам. Этот комитет избирается риксдагом для консультаций между правительством и риксдагом по внешнеполитическим вопросам. Король имеет наивысшие воинские звания: он полный генерал и полный адмирал. Однако вооруженные силы страны подчиняются только правительству. В качестве главы государства король принимает верительные грамоты от иностранных дипломатов и подписывает верительные грамоты от иностранных послов. По просьбе правительства король принимает глав других государств и выезжает с государственными визитами в другие страны. Король обладает неприкосновенностью, т.е. не может быть привлечен к ответственности за свои поступки в соответствии с уголовным правом. Однако ему может быть предъявлен иск в суде в соответствии с гражданским правом.
Самые мощные монархические тенденции происходили в Грузии. 8 февраля 2009 года была свадьба представителей двух ветвей царской семьи Багратиони - Давида Багратиони-Мухранского, а именно Анны Багратиони-Грузинской (Картли-Кахетия) в Тбилиси, в кафедральном соборе св. Троицы. Настоящий президент Грузии Михаил Саакашвили часто говорит, что состоит в роду Багратиони.
В Украине также присутствуют монархические тенденции. Сторонниками монархии являются партии «Союза украинских монархистов", "Союза Великоукраинцев" и другие.
В Беларуси официально запрещены часть политических организаций с целью свержения или изменения существующего конституционного строя. Незаконными были действия Литвинской национальной монархической партии - Партии Литвинцев. Но она была слишком малочисленна и не имела поддержки в народе. Также, руководящие партийные органы находятся в Литве. Это делает сложным сотрудничество между государствами-членами Западной Европы.
Почти все европейские республики - бывшие монархии. Однако они существуют и имеют партийные влияния. Также, европейские монархи имеют сильные республиканские тенденции. Например, в Великобритании ряд социалистических организаций предлагают ликвидировать должности короля и королевы, в том числе и принца Уэльского и внедрить пост президента. Также предлагают поменять имя в Соединенном Королевстве Великобритании, а также Северной Ирландии в Британскую Федерацию.
С 1997 года у власти стала Лейбористская партия, которая начала реформы, и понижала роль традиций и развивала демократию. Поэтому консерваторы обвиняют их в отходе от идеи монархии. В Испании есть и стороны, которые предлагают вынести на референдум повестку о восстановлении республики.
В тех странах, которые с момента основания и до сегодняшнего времени были республиками (Словакия, Швейцария, Сан-Марино), вопрос о внедрении монархической формы правления не подымается.
В Китае, Вьетнаме, Лаосе и КНДР диссидентские взгляды монархических стран связаны с антикоммунизмом. В Камбодже после свержения маоистов через 14 лет монархия была восстановлена.
В Непале 2007-2008 годах монархия была свергнута, в Бутане республиканцы также готовили революцию. В Таиланде в ответ на попытки обуздать монархию начались антиреспубликанские выступления во всей стране. После этого возникла гражданская война.
На сегодняшний день среди сторонников монархии не существует единого мнения по поводу того, кто имеет право на престол. Русское монархическое движение делилось на так называемые легитимистов и соборников. Основная разница между ними заключается в отношении к вопросу о преемственности. Легитимисты признают права на престол потомков Великого Князя Кирилла Владимировича - двоюродного брата Николая II. В настоящее время это Великая Княгиня Мария Владимировна и ее сын Георгий М. и ее мать Великая княгиня Леонида Георгиевна. Права этой ветви династии Романовых на престол легитимистов оправдать законы преемственности Русская Империя и Католическая присяга в 1613 году. В отличие от них, соборники показывают, что в прошлом с 1917 года время обстоятельства изменились настолько сильно, что теперь уже нельзя руководствуются этими законами. Исходя из того, что в 1905 году, Николай II лишил всех прав Кирилла Владимировича - члена королевской семьи (в том числе право наследования престола)9, а также неоднозначное поведение Кирилла Владимировича во время Февральской революции, соборники не признают право на престол за его потомками и считают необходимым провести Всероссийский земский собор, который определит новую династию. Некоторые правые организации говорят серьезно о возможности вступления на престол их лидеров на всю жизнь, с правом наследования.
Монархические дома Европы и Русской православной церкви, конечно, признают, главой Дома Романовых и законным наследником престола Великой Княгини Марии Владимировны10. Таким образом, Великая Княгиня Мария Владимировна за заслуги перед Церковью и Россией получила в подарок от Патриарха Алексия II орденом Святой Ольги11. Основная поддержка Великой Княгини России включала в себя организации Императорского Союза-Ордена, русского Дворянского собрания и Движения «За Веру и Отечество".
Кроме того, в мире есть монархические штаты Америки и Океании.
Абсолютная монархия представляет собой юридическое и фактическое сосредоточение всей полноты власти государства (законодательная, исполнительная, судебная власти) и духовенства в руках монарха. Очень часто абсолютной формой монархии называют петровский Воинский устав арт. 20: «Его Величество есть самовластный Монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский Государь, по своей воле и благомнению управлять»12.
Если верить государственным и правовым актам, монарх должен осуществлять исполнительную власть вкупе с правительством, законодательную – при помощи органов законосовещания (выборные или назначаемые органы). Основная функция законосовещательных органов – рассмотрение законопроектов без права на их принятие.
Политики, например Монтескье, рассматривали абсолютизм как наиболее современный тип правления, ее неделимость верховной власти. Они полагали, что абсолютизм является неделимым по власти верховной. Абсолютизм является постоянной формой правления, которая применима ко многим странам, большим по размеру.
Как итог процессов революции абсолютная монархия трансформировалась в монархию буржуазного типа, в которой власть монарха ограничивается конституцией, есть выборный законодательный орган – парламент и независимые суды.
Важно отметить, что конституционная форма монархии – это наиболее динамическая форма, которая является сложным процессом внутреннего развития от дуалистической монархии через конституционную к парламентской форме.
Дуалистической монархией называется форма правления, при которой монарх сохраняет всю полноту контроля над властью исполнительной (например, назначение министров, которые ответственны перед ним).
Дуалистическая монархия – это исторически переходная форма от абсолютной монархии к конституционной и предполагает наличие конституции. За принятие законов отвечает парламент, управление находится в руках монарха. Последний назначает министров, которые ответственны только перед самим монархом.
В дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность - перед парламентом и монархом. Но в реальности правительство подчиняется только монарху. Несмотря на то, что монархическая власть ограничена конституцией, монарх и формально, и фактически сохраняет огромные властные полномочия, и это ставит его в центр всей политической системы государства.