Монопольная власть. Оценка монопольной власти фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ монопольной власти.
Задачи работы заключаются в следующем:
Понятие, возникновение монополии. Ее характерные черты и виды.
Понятие монопольной власти и ее оценка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Понятие и виды монополий……………………………………………….5
1.1. Понятие монополии………………………………………………………...…5
1.2. Виды и функции монополии……………...……………………………….….5
1.3. Характерные черты монополии…………………….…………………………7
1.4. История возникновения монополий. Их развитие в России………….……10
1.5. Причины существования монополий……………………………….………15
Глава 2. Монопольная власть. Оценка монопольной власти фирмы….………17
2.1. Понятие монопольной власти.
Оценка монопольной власти фирмы……………..………….………………….18
2.2. Источники монопольной власти…..….………………………………………16
2.3. Способы реализации монопольной власти ……….………………………..23
2.4. Способы поддержания монопольной власти………………………………29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая микроэкономика.docx

— 169.39 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, практикующий совершенную ценовую дискриминацию монополист, как очевидно из рис. 3, присваивает себе весь потребительский излишек PL2AL , который в случае простой, недискриминирующей монополии, при выпуске Q2, достался бы покупателям.

В чистом виде совершенная ценовая дискриминация трудноосуществима. Ведь для этого монополист должен располагать совершенной информацией о функциях спроса всех возможных потребителей своего товара. Некоторое приближение к ней возможно при наличии небольшого числа покупателей, когда каждая единица товара производится по индивидуальному требованию (заказу).  

Ценовая дискриминация второй степени.

Ценовая дискриминация второй степени, или так называемое нелинейное ценообразование - политика назначения различных цен в зависимости от объема покупки, таким образом, что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер. Предположим (Рис.4), что монополист устанавливает две цены: при объеме от 0 до Q1 цена Р1, при объеме от Q1 до Q2 цена Р2. Если бы монополист устанавливал единую цену, например Р1, то его совокупный доход равнялся бы произведению соответствующего объема и цены (TR=Р1Q1), что соответствует площади прямоугольника 0Р1АQ1. При осуществлении нелинейного ценообразования доход увеличивается и становится равен площади выделенной фигуры 0Р1А Q1С Q2.

 



 

       

P

       
         
         
     

A

 

P1

       
     

       C

 

P2

       
       

D

         

0

 

Q1

Q2

Q


 
Рис.4. Реализация монопольной власти с помощью нелинейного ценообразования. 
Чем более дифференцирована цена продукции, тем в большей степени данная ценовая дискриминация приближается к совершенной.  В реальной жизни ценовая дискриминация второй степени чаще всего принимает форму ценового дисконта (т.е. скидок). Например: скидки на объем поставок (чем больше объем заказа или поставки, тем больше скидка к цене); кумулятивные скидки (цена проездного единого билета на год, который предполагают ввести в московском метрополитене относительно ниже суммарных расходов на ежемесячные проездные); ценовая дискриминация во времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино, различные наценки в ресторанах на дневное и вечернее время) и т.д. Иногда данный тип дискриминации называют самоотбором. Не имея реальной возможности определить цены спроса всех своих клиентов (как при совершенной ценовой дискриминации), продавец предлагает всем одинаковую структуру цен, предоставляя покупателю самому решать, какой объем и, следовательно, какие рыночные условия он выбирает.

Ценовая дискриминация третьей степени.

Ценовая дискриминация третьей степени, или дискриминация на основе сегментации рынка - политика назначения различных цен на один и тот же товар для различных групп покупателей (сегментов рынка).  
Примерами подобной ценовой дискриминации могут служить:  
1. Входная плата в музеи и кинотеатры, тарифы на проезд к городском транспорте могут предусматривать скидки (вплоть до нулевого уровня) для пенсионеров, детей, военнослужащих, студентов.

2. Цены на непродовольственные  товары сезонного спроса (одежду, обувь) могут быть в конце сезона  ниже, чем в начале.

3. Тарифы на авиаперелеты могут быть дифференцированы по дням недели (в рабочие дни ниже, чем в нерабочие).

4. Плата за подписку на специальные журналы для индивидуальных подписчиков может быть ниже, чем для библиотек, учреждений и организаций, а индивидуальные подписчики могут, кроме того, быть дифференцированы по их профессиональному статусу (например, профессора и студенты, члены профессиональных обществ и пр.).

5. Низкоконкурентная на внешних рынках продукция может между тем продаваться там по конкурентным ценам, гораздо более низким, чем на отечественном рынке, где продавцы обладают определенной монопольной властью.

6. В России гостиничные тарифы для иностранцев значительно выше, чем для россиян.

После того, как фирма разделит своих потенциальных покупателей на некоторое количество сегментов, возникает вопрос установления своих цен для каждого сегмента. 

Рассмотрим, как это происходит. Пусть монополист выделяет два изолированных сегмента рынка. Его цель, как и прежде, максимизация совокупной прибыли. Основное условие максимизации прибыли на первом сегменте рынка может быть записано как MC=MR1, где MR1 – предельный доход от реализации на первом сегменте. Соответствующим образом, основное условие максимизации прибыли на втором сегменте имеет вид: MC=MR2, 
где MR2 - предельный доход от реализации на втором сегменте рынка. То есть MC=MR1=MR2. 
Известно, что предельный доход фирмы соотносится с коэффициентом эластичности спроса по формуле MR=P(1+1/Ed),  поэтому равенство MR1=MR2 можно представить как P1(1+1/Ed1)=P2(1+1/Ed2) или    P1/P2=(1+1/Ed2)/(1+1/Ed1).  
Из данного равенства видно, что в основе ценовой дискриминации третьей степени лежит различие в эластичности спроса для разных сегментов рынка: чем выше эластичность спроса, тем относительно ниже должна быть цена. На практике это означает использование ценовых скидок для категории потребителей с эластичным спросом и назначение более высоких цен для потребителей с неэластичным спросом.

 

    1. Способы поддержания монопольной власти.

Прибыли служат как сигнал, чтобы привлечь новых поставщиков товара, когда рынки являются чисто конкурентными. Если монопольная фирма получает экономическую прибыль, то это будет искушать новых потенциальных продавцов конкурировать с монополистом путем производства аналогичного товара. Поддержание чистой монополии, следовательно, требует существования условий, которые предотвращают конкуренцию новых продавцов с монополией. Барьер для входа в отрасль - это ограничитель, который предотвращает появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для долгосрочного поддержания монопольной власти. Если бы был возможен свободный вход на монополизированные рынки, то экономические прибыли, получаемые монопольными фирмами, привлекли бы новых производителей и продавцов. Предложение на этих рынках возросло бы, так как возросло бы количество производителей и продавцов. Монопольный контроль над ценой окончательно исчез бы, так как рынки стали бы конкурентными.

Среди основных типов барьеров для входа на рынки, дающих возможность появиться монополии и помогающих ее поддерживать, можно указать на следующие:

1. Исключительные права, полученные от правительства. Некоторые барьеры для входа на рынок являются результатами правительственных мер, которые предоставляют фирмам статус единственного продавца. Например, местные органы власти часто разрешают устанавливать системы кабельного телевидения единственной фирме. Органы власти обычно предоставляют монополию на право оказывать транспортные услуги, услуги связи, а также основные коммунальные услуги такие, как общественная гигиена, электроэнергетика, водоснабжение и канализация, газоснабжение.

2. Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений литературы, искусства и музыки исключительные права, чтобы продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут также выдаваться на производственные технологии. Патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет. После истечения срока действия патента барьер для входа на рынок исчезает. Идея патентов и авторских прав состоит в том, чтобы поощрять фирмы и отдельные личности изобретать новые продукты и процессы путем гарантирования изобретателям исключительных прав на то, чтобы реализовать на рынке плоды их усилий. Однако исключительные права гарантируются только на ограниченный период. Создаваемая таким образом монополия является временной. Когда какая-нибудь фирма незаконно вторгается на рынок путем нарушения патента другой фирмы, ее могут принудить прекратить продажи по решению суда.

3.Собственность на все  предложение какого-либо производственного  ресурса. Монополия может также поддерживаться в результате владения всеми источниками предложения конкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара.

4. Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы рынок обслуживался двумя или более продавцами. Например, в более низких средних издержках производства по мере роста фирмы могла бы выразиться экономия на масштабах производства (увеличивающийся эффект масштабов производства). Это может способствовать установлению монопольной власти и стать барьером для входа на рынок других фирм (монополия, защищая свой рынок сбыта, может устанавливать относительно низкие цены, соответствующие своим низким издержкам, недоступным для "новичков" на рынке).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В экономической теории монополия является одной из наиболее противоречивых, но в то же время одной из наиболее интересных тем. Основной отрицательной стороной монополизации является избыточная власть фирм-монополистов. Круг тех, кто может вести бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику. Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства. Однако полностью обойтись без монополий нельзя: монополии практически незаменимы, когда особенности используемых ими факторов производства не позволяют наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению их владельцев. Так или иначе, отсутствие конкуренции душит развитие отрасли в долгосрочном периоде, поскольку монополия создает наибольшую неэффективность ресурсов, нежели фирмы других видов несовершенной конкуренции или почти совершенные конкуренты.

Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (MR=MC), что приводит к неэффективности распределения ресурсов («мертвый груз», eng. «Deadweight Loss»), когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно конкурентным.

Однако существуют рынки, где существование конкуренции вызвало бы еще большую неэффективность, и где монополия — единственный способ предотвращения гибели отрасли в целом (например, метрополитен).

Монопольная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара. Монопольная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена  превышает предельные издержки.

Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольно властью обладает каждая из них.

В заключении также можно сказать, что влияние монополий на развитие мирового хозяйства было разнообразным, вредным и полезным, и соответствующим может быть отношения к ним разных людей, тем не менее их существование - это часть истории развития мирового общественного производства, и сущность этого противоречивого явления никогда не оставит равнодушным ведущих специалистов экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.   Архипов А.И. Экономика. – М., 2005. – 232с.

2. Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. – Банк. дело. –  М., 2005. – 174с.

3. Кононкова, Н. П.  Естественная монополия как объект государственной  собственности // Вестник Московского университета. Сер. 6 : Экономика.  – 2008. - N 6. – С. 12-20.

4.  Меркулова, Ю.   Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. - 2009. - N 4/5. - С. 26-56.

5. Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие. – Международная академия современного знания.- 2000 – 181с.

6.       Современная экономика: Учебное пособие / Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 456 с

7.      Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. – М.: Норма, 2011. – 345 с.

8.     Экономика: Учебное пособие /Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2009. – 896 с.

9.     Экономическая теория: Учеб. пособие /Под ред. Н.И. Базылева.- М.: ИНФРА – М, 2011. – 662 с.

10.     Экономическая теория: Учебник / Под общей ред.  Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 714 с.

 

 


Информация о работе Монопольная власть. Оценка монопольной власти фирмы