Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 23:11, курсовая работа
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой важную сферу жизнедеятельности человеческого общества. Без его эффективного функционирования невозможно обеспечение нормальных условий существования. Система ЖКХ должна работать слаженно, постоянно и с учетом требований населения, оплачивающего соответствующие услуги. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, на сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство все еще остается сферой, которую мало затронули рыночные преобразования. Финансирование текущих расходов коммунальных предприятий более чем на 45% осуществляется за счет бюджетных дотаций, производство коммунальных услуг полностью сосредоточено в локальных монополиях, отсутствует конкуренция и стимулы к сокращению затрат и потерь, не часто удается привлечь в отрасль частный бизнес и частные инвестиции.
Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Анализ состояния ЖКХ……………………………………………….
1.1 Состояние ЖКХ в современный период…………………………...........
1.2 Управление ЖКХ и возникающие проблемы……………………………..
Глава 2. Решение вопросов реформирования ЖКХ………………………..
2.1 Анализ хода реформирования ЖКХ……………………………………..
2.2 Создание экономических механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве………………………………………………………………………
2.3 Функции хозяйствующего субъекта……………………………………
Глава 3. Рыночные механизмы функционирования коммунального хозяйства…………………………………………………………………………...
3.1 Создание конкурентной среды…………………………………………..
3.2 Процесс реформирования тарифной системы……………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………...
Затраты на предоставление услуг
управляющей компании должны включаться
в стоимость жилищно-
Организация профессионального управления жилищным фондом обеспечит в среднесрочной перспективе улучшение состояния жилищного фонда, а в долгосрочной перспективе - уменьшение стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Источником обеспечения средств, инвестируемых в модернизацию жилищного фонда, может стать увеличение платы за жилье в связи с улучшением условий проживания. Источником средств на проведение капитального ремонта является включение в оплату жилья отчислений на проведение капитального ремонта жилищного фонда.
Представляется целесообразным отказаться от существующей в некоторых муниципальных образованиях практики введения системы прямых платежей за коммунальные услуги ресурсоснабжающим предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, поскольку такой порядок платежей никогда не позволит реализовать инвестиционный потенциал ресурсосбережения в жилищном фонде.
Создание равных условий для привлечения к управлению муниципальным жилищным фондом организаций разной формы собственности требует принятия на муниципальном уровне определенных правовых решений. В настоящее время, как правило, муниципальный жилищный фонд закреплен за муниципальными унитарными предприятиями в хозяйственном ведении или за муниципальными учреждениями в оперативном управлении. Договорные отношения между организациями такой правовой формы и муниципалитетом в этом случае необязательны. Жилищный фонд находится на балансе указанных организаций, причем как муниципальная, так и приватизированная доля общего имущества собственников жилых помещений.
Привлечение частного бизнеса
к управлению муниципальным жилищным
фондом исключает такую форму
правоотношений. Для того чтобы организации
разной формы собственности имели
равные возможности для управления
муниципальным жилищным фондом, существующие
правоотношения должны быть изменены.
Муниципалитет как собственник
жилищного фонда (его части в
виде неприватизированных квартир)
должен заключать с управляющей
компанией договор на управление
жилищным фондом в форме договора
возмездного оказания услуг. Аналогичные
договоры на управление жилищным фондом
заключают другие собственники жилья
в данном многоквартирном доме. Доля
муниципалитета в жилищном фонде
находится на балансе у специализированной
муниципальной службы (муниципальной
Управляющей компании). Управляющая
организация учитывает
При демонополизации жилищной сферы целесообразно проведение конкурсов на выполнение специализированных работ (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, установка и обслуживание счетчиков тепла, воды и др.).
Развитие конкуренции
в сфере управления жилищным фондом
окажет существенное влияние на внедрение
альтернативных новых технологий в
сфере тепло- и электроснабжения,
позволяющих осуществлять обслуживание
относительно небольших групп потребителей.
Это будет способствовать развитию
конкуренции в сфере
Специализация расчетно-кассовых
центров должна заключаться в
оперативном ежемесячном
Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к развитию конкуренции в двух направлениях:
Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.
Глава 3. Рыночные механизмы функционирования коммунального хозяйства
3.1 Создание конкурентной среды
Коммунальная сфера в
Нижегородской области является
в основном муниципальной собственностью.
Коммунальные предприятия в основном
являются муниципальными, которым на
праве хозяйственного ведения переданы
технологические фонды - объекты
инженерной инфраструктуры (тепло-, водо-,
канализационные сети, водозаборы, очистные,
теплоисточники и др.) и технологические
фонды производства (техника, мастерские
производственно-
Важнейшим элементом реформы
должно стать создание конкурентной
среды в системе управления и
обслуживания коммунальной сферы, что
позволит собственнику объектов коммунального
назначения выбирать ту организацию, которая
сможет обеспечить необходимый уровень
качества работ и услуг по наиболее
низким ценам. Развитие конкуренции
в коммунальной сфере осуществляется
в целях создания условий для
преодоления негативных последствий
монопольного или доминирующего
положения (в том числе технологически
обусловленного) организаций жилищно-
формирования органами местного
самоуправления муниципального заказа
на обслуживание и развитие объектов
жилищно-коммунального
организации системы расчетов за произведенные и потребленные жилищно-коммунальные услуги на основе договоров, а также применения экономических санкций за нарушение договорных обязательств;
привлечения на равноправной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг.
Необходимой предпосылкой развития конкуренции является демонополизация коммунального хозяйства. К сферам деятельности, в которых возможно развитие конкуренции, относятся:
- управление и обслуживание объектов коммунального хозяйства;
- привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой объекты (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и другие);
- выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора, эксплуатация лифтового хозяйства и тому подобное);
- проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения и тому подобное.
Следует иметь в виду, что
реформирование коммунального хозяйства
направлено на повышение роли органов
местного самоуправления, самостоятельности
и ответственности
При решении указанных проблем особое внимание следует уделить:
проведению органами местного самоуправления необходимых преобразований в сфере управления, финансирования и ценообразования, направленных на обеспечение более эффективного функционирования коммунального хозяйства;
формированию структур (Управляющие компании, товарищества собственников жилья и другие), представляющих интересы всех собственников жилья и защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг;
введению договорных отношений на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг;
завершению процесса передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов коммунального хозяйства.
При выборе варианта управления
целесообразно
первая группа это технологические фонды, которые включают в себя инженерную инфраструктуру (сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и тому подобное).
вторая группа производственные фонды, которые состоят из объектов, обеспечивающих обслуживание фондов первой группы. Сюда входят гаражи, мастерские, производственные здания и тому подобное.
Орган местного самоуправления как собственник объектов коммунального назначения может передавать эти фонды в хозяйственное ведение или оперативное управление коммунальным организациям-подрядчикам.
Таким образом, в основу системы
управления коммунальным хозяйством должны
быть положены рациональное разделение
функций и организация
Инженерная инфраструктура является системой жизнеобеспечения городов населенных пунктов и не может быть объектом отторжения от муниципальной собственности с одной стороны. С другой стороны необходимо создать условия рыночных отношений в этой отрасли.
Для решения этой проблемы,
исходя из действующего законодательства,
необходимо: технологические фонды
(инженерную инфраструктуру) коммунального
хозяйства передать с правом оперативного
управления, муниципальному учреждению
(Муниципальная управляющая
Таким образом, объекты коммунального назначения обслуживаются муниципальными унитарными предприятиями и/или акционерными обществами при сохранении за органом местного самоуправления, через Управляющую компанию, контроля за сохранностью объектов жизнеобеспечения. Это дает возможность при акционировании предприятий жилищно-коммунального хозяйства учитывать различный порядок приватизации производственной и технологической групп основных фондов.
Организации, специализирующиеся в сфере управления, помимо прочего, осуществляют рациональное распределение финансовых ресурсов между производителями тех или иных жилищно-коммунальных услуг.
Функцией обслуживающей подрядной организации является своевременное и качественное выполнение работ, оговоренных в договоре подряда на обслуживания объектов коммунальной сферы.
Муниципальные организации по обслуживанию объектов жилищно-коммунального хозяйства, как самостоятельные хозяйствующие субъекты, не следует жестко закреплять за соответствующей территориальной единицей.
Это позволит при организации конкурсов на обслуживание объектов технологического фонда стимулировать конкуренцию не только между муниципальными организациями и частными компаниями, но и между самими муниципальными организациями. При этом целесообразно создать равные условия работы, как для частных, так и для муниципальных организаций. (предоставление нежилых помещений без взимания арендной платы, равные условия предоставления служебной жилой площади и тому подобное).
Подрядные организации освобождаются от несвойственных им регистрационно-учетных функций, паспортно-учетной работы, сбора платежей с населения за жилье и коммунальные услуги, оформления льгот и субсидий и от других форм социального обслуживания населения.
Объекты коммунального назначения
могут обслуживаться
Существующая система
управления объектами инженерной инфраструктуры
и тарифного регулирования
3.2 Процесс реформирования тарифной системы
Эффективное регулирование
коммунальных предприятий должно основываться
на системе, состоящей из трех частей.
Первая часть - постановка целей деятельности
коммунальных предприятий (формирование
их производственной и инвестиционной
программ), вторая - вопросы формирования
и утверждения тарифов как
средства финансового обеспечения
данных программ и третья часть - мониторинг
коммунальных предприятий. Эти три
компонента в совокупности обеспечивают
возможность органам местного самоуправления
реализовать свои обязанности по
обеспечению населения