Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 20:47, курсовая работа
Краткое описание
Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных государств. 1.Общность генезиса (возникновения и последующего развития). 2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. 3.Структурное единство, сходство. 4.Общность принципов регулирования общественных отношений. 5.Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права
Содержание
Введение………………………………………………………………………….. 2 1.Мусульманская правовая система. Происхождение мусульманской правовой системы………………………………………………………………….5 2. Особенности норм мусульманского права………………………...………..…8 3.Источники мусульманского права…………………………………………......13 4. Структура мусульманского права ……………………...…………………......19 5. Суннизм …………………………………………………………………...........20 6. Шиизм ……….…………………………………………………………………22 7. Мусульманское право в современном обществе …………..………….….…28 8.Мусульманское гражданское право и современное семейное законодательство………………………………………………………………....32 9. Мусульманские суды в странах Востока………………...………………..….34 Заключение……………………………………………………………………..….36 Библиографический список…………………………………………………...….38
Для шариата, особенно на первых
стадиях его развития характерно внимание
не к правам мусульманина, а к его обязанностям
по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие
такие обязанности, достаточно широко
представлены в шариате, они определяли
всю жизнь правоверного мусульманина
(ежедневное совершение молитвы, соблюдение
поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно
особенностью норм, составляющих шариат,
является то, что они применяются только
к мусульманам и в отношениях между мусульманами.
Раннему исламу и шариату были присущи
установления (нормы), восходящие еще к
общинному строю, содержащие элементы
коллективизма, милосердия, заботы о калеках
и иных обездоленных. Но в шариате нашли
свое отражение и представления о бессилии
человека перед Богом, о вытекающей отсюда
созерцательности и покорности. В Коране
особенно подчеркивалась необходимость
для мусульманина проявлять терпение
и смирение: «Терпите: ведь Аллах с терпеливыми!»
(8:48). Таким же образом в шариате закреплялась
обязанность мусульманина подчиняться
халифу и государственно власти: «Повинуйтесь
Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям
власти среди вас» (4:62).
Говоря об универсальном характере
ислама и его нормативных предписаний,
можно прийти к выводу, что ислам - это
одновременно "вера в государство",
а мусульманское право (фикх) выступает
как собственным правом, так и религией.
В исламе господствует концепция теократического
общества, в котором государство имеет
значение лишь как служитель установленной
религии. Ислам, подчеркивает Рене Давид,-
это религия закона, а мусульманское право
имеет не рациональную, а религиозную,
"божественную" природу.
Одной из характерных черт средневекового
мусульманского права, особенно в первые
века, была его относительная целостность.
Вместе с представлениями о Едином Боге
- Аллахе - утвердилась идея единого правового
порядка, имеющего универсальный характер.
Более того, возникнув первоначально на
Аравийском полуострове, мусульманское
право по мере расширения границ халифата
распространяло свое действие на новые
территории.
Но оно на первый план выдвигало
не территориальный, а конфессиональный
принцип. Мусульманин, находясь в любой
другой стране (например, с торговыми целями),
должен соблюдать шариат, сохранять верность
исламу. Постепенно с распространением
ислама и превращением его в одну из основных
религий мира шариат стал своеобразной
мировой правовой системой. Это заметно
отличало его от права западноевропейских
средневековых государств.
Как конфессиональное право,
шариат отличался и от канонического права
в странах Европы в том отношении, что
он не регулировал строго очерченные сферы
общественной и церковной жизни, а выступал
в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей
нормативной системы. Со временем утверждения
двух главных направлений в исламе произошел
раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным
направлением (суннизм) возникло и другое
направление - шиизм, которое вплоть до
настоящего времени имеет доминирующие
позиции в Иране, а также частично в Ливане,
Ираке и Йемене. Противоборство между
этими направлениями нашло свое закрепление
и в правовых нормах, касающихся самых
разных сторон жизни государства и общества.
Так, в шиизме предусматривается правовой
порядок передачи государственной власти
по наследству, сосредоточение светского
и религиозного авторитета в руках духовных
лиц - имамов, считавшихся непогрешимыми.
Постепенно и сторонники ортодоксального
направления шариата (суннуиты) сгруппировались
в четыре основных толка (мазхаба), представлявших
собой, по существу, самостоятельные правовые
школы, связанные с именами виднейших
мусульманских правоведов: ханифиты, маликиты,
шафииты, ханбалиты.
Ряд самостоятельных школ возник
и на базе шиизма: исмаилитская, джафаритская,
зейдитская и др. Таким образом, к концу
Средневековья шариат, доктринальная
и нормативная основа которого усложнилась
и претерпела существенные изменения,
стал чрезвычайно сложным и необычайно
правовым явлением.
3. Источники мусульманского
права
Первым по значению источником
мусульманского права признается Коран - священная
книга мусульман. Внешне это книга стихов,
содержащая 114 сур (глав), более 4 тыс. коротких
стихотворных фрагментов, не связанных
общим конструктивным замыслом, единым
началом. Сами тексты датируются периодом
с 610 по 631 г. и представляют собой речи
и проповеди Мухаммеда, произнесенные
им по различным поводам и обстоятельствам
и собранные впоследствии в одно произведение.
Лишь незначительная их часть затрагивает
вопросы правовых взаимоотношений мусульман,
а также других верующих, большинство
же стихов посвящено вопросам религии
и исламской нравственности. Большое воздействие
на этот источник религиозно-правовой
мысли оказали более древние доктрины
- христианство и иудаизм - главным образом
через Пятикнижие (Тору), Талмуд. Многоплановость
содержания и незначительный объем правовых
положений обусловили тот факт, что Коран
не стал для мусульманского права системным
юридическим документом - подобно конституции
или кодексу. Однако он был и остается
для мусульманских юристов самым авторитетным
источником исламского права.
Наука мусульманского права,
или, точнее, доктриальное изложение мусульманских
законов (фикх), имеет два раздела. Она
изучает "корни" и объясняет, каким
образом и благодаря каким источникам
возник комплекс правил, составляющих
божественный закон - шариат; и изучает
"содержание", то есть решения, содержащие
нормы материального мусульманского права.
По всей структуре, по своим категориям
и понятиям мусульманское право весьма
оригинально по сравнению с иными правовыми
системами.
Коран состоит из 14 глав (сур),
расчлененных на 6 219 стихов (аята). Большая
часть этих стихов имеет мифологический
характер, и лишь около 500 стихов содержит
предписания, относящиеся к правилам поведения
мусульман. При этом не более чем 80 из них
можно рассматривать как собственно правовые
(в основном это правила, относящиеся к
браку и семье), остальные касаются религиозного
ритуала и обязанностей. Большая часть
положений Корана носит казуальный характер
и представляет собой конкретные толкования,
содержащие правила поведения в отдельных
частных случаях. Но многие установления
имеют весьма неопределенный вид и могут
приобретать разный смысл в зависимости
от того, какое содержание в них вкладывается.
В последующей судебно-богословской практике
и в правовой доктрине в результате достаточно
свободного толкования они получили свое
выражение в противоречивых, а нередко
и во взаимоисключающих правовых предписаниях.1 Коран предписывает
арабам покинуть "обычаи отцов в пользу
правил, установленных исламом. В самом
Коране его правовая значимость определяется
следующим образом: "Итак, мы ниспослали
его как арабский судебник".2 Коран - бесспорно,
первый источник мусульманского права.
Генетически близок Корану
и тесно связан с ним второй источник мусульманского
права - сунна, представляющий
собой сборник хадисов, т.е. преданий о
жизни Мухаммеда, его поведении, поступках,
образе мыслей и действий. Этот источник
складывался на протяжении нескольких
веков (с VII по IX), причем достоверный характер
многих хадисов не вызывает сомнений,
хотя есть и предания скорее гипотетического
плана. Как и Коран, сунна содержит мало
норм собственно юридических, в ней доминируют
нравственно-религиозные положения. Среди
юридических предписаний нет широких
принципов-обобщений, в силу самой природы
сунны в ней представлены прежде всего
конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда.
Сунна состоит из рассказов
о бытии и поведении пророка, примером
которого должны руководствоваться верующие.
Сунна - это сборник адатов, то есть традиций,
касающихся действий и высказываний Магомета,
воспроизведенных целым рядом посредников.
По степени определенности,
согласно мусульманской доктрине, все
нормы Корана и сунны делятся на две категории.
К первой относятся абсолютно точные и
недопускающие различных толкований установления,
среди которых значатся все правила религиозного
культа и некоторые нормы, регулирующие
взаимоотношения людей. Эта категория
норм представляет собой понятные и однозначные
правила поведения, которые могут непосредственно
и единообразно применяться на практике. Вторую
разновидность составляют отвлеченные
и недостаточно ясные предписания, не
только допускающие различное понимание
их смысла, но и предполагающие конкретизацию
в разнообразных правилах поведения на
основе иджтихада (рационального приема),
в результате которого правоведы – маджтахиды
могут прийти к несовпадающим выводам.
Без подобной конкретизации эти расплывчатые
и многозначные предписания вообще не
могут быть применены для оценки поведения
людей и нормативно регулировать общественные
отношения.
Третьим источником мусульманского
права является иджма - общее
решение авторитетных исламских правоведов.
Мухаммед считал, что мусульманская община
не может ошибаться. Это утверждение легло
в основу признания правомерности данного
источника. Фактически от имени общины
выступают наиболее сведущие юристы, теологи,
которые и выносят единогласное решение.
Иджма рассматривается как
«общее согласие мусульманской общины».
Наряду с Кораном и Сунной она относится
к группе авторитетных источников шариата.
Складывалась иджма практически из совпадающих
мнений по религиозным и правовым вопросам,
которые были высказаны сподвижниками
Мухаммеда (общее число - около 100 человек)
или впоследствии наиболее влиятельными
мусульманскими теологами-правоведами
(имамами, муфтиями, маджтахидами). Большая
роль иджмы в развитии шариата состояла
в том, что она позволяла правящей религиозной
верхушке Арабского халифата создавать
новые нормы, приспособленные к меняющимся
условиям феодального общества, учитывающие
специфику завоеванных стран. К иджме
в качестве источника права, дополняющего
шариат, примыкала и фетва - решения и мнения
отдельных муфтиев по правовым вопросам.
Коран, Сунна и иджма - вот три
источника мусульманского права, но это
источники разного плана. Коран и Сунна
– основные источники, и, исходя из содержащихся
в них основных положений, доктора ислама
установили нормы шариата. Но на сегодня
это только исторические источники права:
судья не должен использовать непосредственно
Коран и сунну, так как их окончательное
толкование дано в иджме. Таким образом,
только книги права, одобренные иджмой,
должны использоваться в наши дни для
изучения мусульманского права.
Четвертый источник мусульманского
права - кийяс - представляет
собой обычное решение по аналогии. Это
один из наиболее спорных источников мусульманского
права. Согласно кийясу правило, установленное
в Коране, Сунне или иджме, может быть применено
к делу, которое прямо не предусмотрено
в этих источниках права. Кийяс не только
позволяет быстро урегулировать новые
общественные отношения, но и способствовал
освобождению шариата в целом ряде моментов
от теологического налета. Но в руках мусульманских
судей кийяс часто становился и орудие
откровенного произвола. Наиболее широко
данный метод был обоснован Абу Ханифой
и его последователями - ханифитами. Наиболее
резко против кийяса выступали ханбалиты
и особенно шииты, которые вообще не признавали
его в качестве источника права.
В западных правовых системах
подобное решение не считается самостоятельным
источником. Оно лишь обеспечивает «работу»
механизма нормативного или прецедентного
регулирования. В исламских же странах
решение по аналогии приобретает особые
смысл и значение, так как объектом анализа
здесь выступает не рациональная воля
земного законодателя, а религиозная идея,
имеющая абсолютный, вневременной и неоспоримый
характер. Кийяс не является продолжением,
частью первоначальной нормы или казуса,
а потому образует отдельный источник
права.
К числу вторичных источников
права, возникших в более поздний период
развития исламских государств, можно
отнести закон (нормативно-правовой акт),
который сегодня в большинстве мусульманских
стран играет весьма важную роль в социальном
регулировании. В нем могут содержаться
нормы, не только дополняющие, конкретизирующие
положения первичных религиозно-правовых
документов, но и идущие вразрез с Кораном,
сунной, иджмой (например, об ограничении
брачного возраста совершеннолетием,
о допущении спекуляции, ссудно-кредитных
операций). В этом случае закон вряд ли
может считаться формой мусульманского
права.
Глубинным источником исламской
правовой системы является религиозно-правовая доктрина. Именно
она обусловила особую логику развития
мусульманского права, своеобразие его
формальных источников, их тесную взаимосвязь.
В отдельные периоды истории, например
в VIII-Х вв., она получала официальное признание,
легализацию и выступала в качестве формы
права, в другое время, как и сегодня, она
уходила на второй план и оформлялась
через иджму, кийяс, закон. Но в любом случае
эта доктрина была и остается основным
питательным источником мусульманского
права, его корневой системой.
Малозначительную роль в правовом
регулировании играет обычай, если,
конечно, он не имеет религиозных оснований.
Исламские юристы не относят его к праву
и не рассматривают как его источник. Однако
когда отношения оказываются нерегламентированными
правом, не обеспечиваются юридически,
обычай может выступать их регулятором.
Местные обычаи, не вошедшие
непосредственно в само мусульманское
право в период его становления, но и не
противоречащие прямо его принципам и
нормам, могут быть дополнительным источником
права по шариату. При этом признавались
правовые обычаи, сложившиеся в самом
арабском обществе (урф), а также у многочисленных
народов, покоренных в результате арабских
завоеваний или же подвергшихся в более
позднее время влиянию мусульманского
права (адаты), в частности у народов, населявших
нашу страну. Обычаи принимались во внимание
только в том случае, если они являлись
непрерывными или преобладающими в практике
богословов-правоведов.
Производным от шариата источником
мусульманского права были указы и распоряжения
халифов - фирманы. В последующем в некоторых
мусульманских государствах с развитием
законодательной деятельности в качестве
источника права стали рассматриваться
и играть все возрастающую роль законы
- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны
были противоречить принципам шариата
и дополняли его прежде всего нормами,
регламентирующими деятельность государственной
власти с населением.
4.Структура мусульманского
права
Структура мусульманского права
также имеет существенные особенности,
вытекающие из его природы. Оно не подразделяется
на общее и частное право, как в романо-германской
системе, или на общее право и право справедливости,
как в странах англосаксонской семьи.
Здесь существуют иные принципы интеграции,
связи норм, их структурного объединения.
Так, можно выделить правовые комплексы
норм, принципов в соответствии с основными
мусульманскими толками (ритами) - суннитскими
(ханифитскими, маликитскими, шафиитскими,
ханбалитским) и несуннитскими (шиитским,
вахбитским, зейдутским, абадитским).
Наличие различных ветвей в
исламе обусловливает аналогичную дифференциацию
в праве, объединение юридических норм
вокруг тех или иных религиозных течений.
Каждый толк «обрастает» определенным
комплексом норм, принятых в соответствии
с избранными религиозными постулатами.
Но сохраняется и отраслевой принцип дифференциации
правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями.
Существует отрасль «право личного статуса»,
регулирующая семейные, наследственные
и некоторые другие отношения; деликтное
право, устанавливающее меры уголовно-правовой
ответственности; муамалат, закрепляющая
гражданско-правовые отношения; отрасль
так называемых властных норм - сфера государственного
и административного права; международное
право (сийар).