Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 20:47, курсовая работа
Краткое описание
Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных государств. 1.Общность генезиса (возникновения и последующего развития). 2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. 3.Структурное единство, сходство. 4.Общность принципов регулирования общественных отношений. 5.Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права
Содержание
Введение………………………………………………………………………….. 2 1.Мусульманская правовая система. Происхождение мусульманской правовой системы………………………………………………………………….5 2. Особенности норм мусульманского права………………………...………..…8 3.Источники мусульманского права…………………………………………......13 4. Структура мусульманского права ……………………...…………………......19 5. Суннизм …………………………………………………………………...........20 6. Шиизм ……….…………………………………………………………………22 7. Мусульманское право в современном обществе …………..………….….…28 8.Мусульманское гражданское право и современное семейное законодательство………………………………………………………………....32 9. Мусульманские суды в странах Востока………………...………………..….34 Заключение……………………………………………………………………..….36 Библиографический список…………………………………………………...….38
Подчеркивая эту генетическую
связь, при характеристике таких положений
в аспекте их конкретно-юридического содержания
с известными оговорками можно пользоваться
термином «мусульманское право», который
к современному Востоку применим достаточно
условно. Речь уже не идет о действии целостной
самостоятельной системы мусульманского
права параллельно со сложившимися в этих
странах национальными правовыми системами
или же о сведении последних к мусульманскому
праву, которое в большинстве стран постепенно
потеряло значение универсального нормативно-правового
регулятора.8
Сверхсоциальная, догматическая
природа мусульманских правовых норм
предполагает особые способы их адаптации
к действующим общественным отношениям.
Искусство судьи, правоприменителя часто
состоит в том, чтобы, не нарушая прямо
отдельные требования нормы, добиться
с помощью различных юридических уловок,
фикций, других приемов противоположного
результата.9
Качественные преобразования
структуры мусульманского права на уровне
его отраслей сочетались с заметными изменениями
юридических особенностей его норм. Дело
в том, что с изданием Маджаллы и законодательства
по вопросам личного статуса роль ведущего
источника действующего мусульманского
права постепенно перешла к нормативно-правовому
акту, принятому компетентным государственным
органом. Поэтому если традиционные мусульманско-правовые
нормы в большинстве случаев носили казуальный
характер и представляли собой индивидуальные
решения конкретных споров, то в результате
отмеченной трансформации они стали приобретать
привычную для современного законодательства
форму единообразных общих правил доведения.10
В настоящее время ни в одной
из рассматриваемых стран мусульманское
право не является единственным действующим
правом. Но в то же время ни в одной мусульманской
стране не потеряло полностью своих позиций
в качестве системы действующих правовых
норм. Исключение составляет, пожалуй,
лишь Турция, где в 20-е годы после официальной
отмены халифата мусульманское право
во всех отраслях (в том числе и сфере регулирования
брачно-семейных отношений) было заменено
законодательством буржуазного типа,
составленным на основе заимствования
западноевропейской модели.
В конечное счете направление
и глубина воздействия мусульманского
права на современное правовое развитие
той или иной страны обусловлены достигнутым
ею уровнем экономического и культурного
развития.
Принимая во внимание фактор
социальной обусловленности, при оценке
позиций мусульманского права не следует
сбрасывать со счетов и другое важное
обстоятельство - не все элементы современных
правовых систем стран Востока в равной
степени испытывают на себе влияние мусульманского
права. Такое положение во многом определяется
спецификой самой мусульманско-правовой
формы, в частности характером взаимоотношений
мусульманского права и государства. Большое
значение имеют также особенности нормативного
состава и структуры (системы) мусульманского
права, для которой, как было показано,
характерными являются заметное преобладание
частно-правовых отраслей и различия в
уровнях развития ее отдельных элементов.11
Мусульманское право неизменно,
и в то же время оно полно возможностей.
Наряду с его неизменностью следует отметить
и его гибкость. При всей своей неизменности
мусульманское право предоставляет такие
возможности обычаю, соглашению сторон,
административным регламентам, которые
позволяют, не изменяя самого права, вводить
положения, удовлетворяющие потребности
современного общества.
Очень распространенным средством,
используемым для приспособления мусульманского
права к условиям современной жизни, является
вмешательство господствующей в обществе
власти. Мусульманское право принимает
законность регламентирующих мер, которые
применяются в данной связи властями.12
8.Мусульманское гражданское
право и современное семейное законодательство
В гражданских кодексах ряда
стран (например, Египта, Сирии, Ирака)
содержится положение, согласно которому
все вопросы, связанные с наследованием
и завещанием, регулируются на основе
мусульманского права и изданных в соответствии
с ними законов. Такие законы (кодексы)
но вопросам наследования, завещания,
опеки, попечительства, ограничения правоспособности
приняты во многих мусульманских странах.
В отдельных случаях эти вопросы регулируются
мусульманским правом в традиционной
форме доктрины.
В других отраслях мусульманское
право не действует столь универсально.
Однако и здесь продолжают применяться
его отдельные нормы. В гражданском праве,
кроме того, допускается его субсидиарное
применение в случаях, не урегулированных
законом. Так, первые статьи гражданских
кодексов Египта, Сирии, Ирака, Алжира,
Афганистана, Иордании гласят, что в случае
молчания закона судья применяет принципы
мусульманского права. С другой стороны,
сами гражданские кодексы этих стран закрепляют
в своих статьях немало общих и конкретных
положений мусульманского права о злоупотребление
правом, о непредвиденных обстоятельствах,
аренде сельскохозяйственной и вакуфной
земли, переводе долга и др. Определенную
роль в гражданском праве этих стран, в
частности в регулировании права собственности
на недвижимость, играют мусульманские
нормы о режиме вакуфного имущества. Подобное
положение сложилось и в некоторых других
отраслях, в частности в уголовном праве
Марокко и Северной Нигерии.13
В целом афера действия мусульманского
права в данной грунте стран достаточно
ограниченна. В некоторых из них (Сирия,
Ирак) наблюдается определенная демократизация
мусульманско-правовых положений семейного
законодательства. Нормы мусульманского
права о наследовании, завещании, вакфах,
опеке, попечительстве и ограничении дееспособности
в большинстве из них распространяются
на всех граждан, в том числе и немусульман.
Особое положение занимают
правовые системы Туниса и НДРИ. Их брачно-семейное
законодательство испытывает определенное
влияние мусульманского права, однако
отказывается от ряда его основополагающих
институтов например, в Тунисе законодательно
запрещена полигамия, а семейный кодекс
НДРИ 1974г., хотя и закрепил отдельные положения
шариата, по существу, наделил женщину
равными правами с мужчиной в семейных
отношениях. В обеих странах ликвидированы
мусульманские суды. Можно поэтому сделать
вывод, что по сравнению с другими рассматриваемыми
странами сфера действия мусульманского
права здесь наименее значительна (если
не считать Турции, законодательство которой,
как уже отмечалось, вообще не закрепляет
норм шариата).
Закрепленные в современном
законодательстве отдельные нормы мусульманского
права, по существу, во многом утратили
свою прежнюю специфику, характерные юридические
особенности фикха. Лишь право личного
статуса продолжает сохранять относительно
большую самостоятельность, занимая особое
место в правовой системе в целом. Однако
и этот относительно обособленный комплекс
правовых норм под влиянием современного
законодательства перестраивается в своих
принципах, все более подчиняясь общим
закономерностям развития, функционирования,
социального назначения всей правовой
системы, в целом не ориентирующейся на
мусульманскую правовую форму. Все это
дает основание для вывода о том, что мусульманское
право постепенно теряет самостоятельное
значение на уровне системы права в целом.
Однако мусульманско-правовая доктрина
нередко все же продолжает выступать в
качестве формы права, что подтверждается
и законодательством рассматриваемых
стран.
9. Мусульманские
суды в странах Востока
В мусульманском судебно-процессуальном
праве выделяются нормы, в соответствии
с которыми должность судьи могут занимать
только мусульмане, строго придерживающиеся
в своей личной жизни религиозных и моральных
предписаний ислама. Сходные требования
предъявляются и к свидетелям по большинству
дел. Причем мусульманское право отдает
явное предпочтение показаниям мужчин.
В Коране по этому поводу говорится: "И
берите в свидетели двух из ваших мужчин.
А если не будет двух мужчин, то- мужчину
и двух женщин, на которых вы согласны,
как свидетелей, чтобы если собьется одна,
то напомнила бы ей другая. И пусть не отказываются
свидетели когда их зовут... ".14 (Коран (II, 282)) Толкуя данное
положение священной книги и конкретизируя
его на основе сравнения с многочисленными
преданиями о высказываниях Пророка, ученые
юристы пришли к выводу, что по преступлениям,
за которые мусульманское право предусматривает
строго определенные меры наказания, принимаются
свидетельские показания только мужчин-
четырех по прелюбодеянию или двух по
иным деяниям, представляющим наибольшую
опасность для общины верующих.
Особое значение данная отрасль
придает клятве именем Аллаха, с помощью
которой ответчик может доказать свою
невиновность. При этом действенность
подобного способа защиты и его признание
судом связываются с особенностями религиозной
совести мусульманина, которая не позволяет
ему лгать под страхом потусторонней божественной
кары. В отдельных случаях только принесение
религиозной клятвы является тем юридическим
фактом, с которым мусульманское право
связывает далеко идущие правовые последствия,
к примеру, при обвинении мужем своей жены,
в нарушении супружеской верности.
Мусульманское уголовное право
(укубат) в качестве наиболее опасных правонарушений
рассматривает посягательства на "права
Аллаха", среди которых особо выделяется
вероотступничество, влекущее смертную
казнь. Как правило, к совершившим преступление
мусульманам и представителям иных религий
применялись различные меры наказания.
Во многих случаях раскаяние преступника,
имеющее непосредственное отношение к
его религиозной совести, освобождало
его от наказания. И в то же время за отдельные
правонарушения в качестве санкции устанавливалось
религиозное искупление. Данная отрасль
мусульманского права предусматривает
применение чисто юридических санкций
за неисполнение некоторых религиозных
обязанностей и норм морали, то есть, в
качестве правовых нередко выступают
религиозно-ритуальные или моральные
нормы, снабженные юридической санкцией
и защищаемые государством. Так, по мусульманскому
праву, любой "грех", связанный с нарушением
даже моральных в своей основе норм, может
быть наказан мусульманским судом.
Законодательство многих государств
предусматривает для мусульман уголовную
ответственность за несоблюдение поста
во время Рамадана. Кроме того, на государственных
служащих возлагается обязанность ежедневной
пятикратной молитвы, а мужчинам запрещается
работать и даже находиться в женских
учебных заведениях. А специальные мусульманские
суды в Иране, созданные для борьбы с так
называемой моральной деградацией, могут
применять наказания за пренебрежение
мусульманскими традициями в одежде или
нарушение шариатских норм общественного
поведения, в частности предусматривающих
полную изоляцию женщин и исключение их
контактов с мужчинами в общественных
местах. Раньше религиозный характер таких
норм проявлялся в том, что они, как правило,
распространялись только на мусульман.
Однако сейчас, как показывает практика,
данные нормы имеют определенные требования
и к лицам, принадлежащим к иным вероисповеданиям.
Заключение
Историческая роль мусульманского
права определяется в первую очередь характером
господствующих в той или иной стране
классовых сил. Она несет на себе отпечаток
феодальной правовой формы с ее неопределенностью
и запутанностью, что обусловливает плюрализм
и противоречивость содержания как системы
в целом, так и многих отдельно взятых
норм. Поэтому существуют объективные
основания для акцента как на пережиточных,
так и на относительно прогрессивных элементах
мусульманского права.
Тот факт, что наука мусульманского
права сформировалась и стабилизировалась
в глубоком средневековье, объясняет некоторые
черты этого права: архаический характер
ряда институтов, его казуистичность и
отсутствие систематизации. Одной из характерных
черт средневекового мусульманского права
была его целостность. Вместе с представлением
о едином боге - Аллахе - утвердилась идея
единого правового порядка, имеющего универсальный
характер. Мусульманское право на первый
план выдвигало не территориальный, а
конфессиальный принцип. Мусульманин,
находясь в любой другой стране, должен
был соблюдать нормы шариата, хранить
верность исламу. Постепенно с распространением
ислама и превращением его в одну из основных
религий мира, мусульманское право стало
своеобразной мировой системой права.
Наиболее важна глубокая оригинальность
мусульманского права по самой его природе
в сравнении с другими правовыми системами
вообще, и с каноническим правом в частности.
Мусульманское право, как и каноническое,-
это право церкви, право общины верующих.
Но этим сходство и ограничивается; далее
идут существенные различия между мусульманским
правом и правом каноническим. Как конфессиональное
право шариат отличается от канонического
права стран Европы в том плане, что он
регулирует не строго очерченные сферы
общественной и церковной жизни, а выступает
в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей
нормативной системы, утвердившейся в
целом ряде стран Азии и Африки. Мусульманское
право, вплоть до мельчайших деталей,-
неотъемлемая часть религии ислама. Оно
несет на себе характер откровений, как
и эта религия. А тот, кто не подчиняется
мусульманскому праву, грешник, который
подвергается наказанию на том свете;
тот, кто оспаривает решение мусульманского
права,- еретик, который изгоняется из
общества ислама. Наконец, сама общественная
жизнь не создает для мусульманина других
норм, кроме норм религиозных, неотъемлемой
частью которых является мусульманское
право.
Нормы шариата вышли далеко
за пределы Ближнего и Среднего Востока,
распространили свое воздействие на Среднюю
Азию и часть Закавказья, на Северную,
частично Восточную и Западную Африку,
на ряд стран Юго-Восточной Азии. И хотя
мусульманские юристы еще долго будут
следовать традиционным методам рассуждения
и мышления, которые во всех иных сферах
жизни, а не только в правовой, являются
методами, присущими обществу, в котором
они живут, уже некоторые мусульманские
страны в своем сегодняшнем праве сумели
объединить в соответствии с их традицией
и мышлением различные элементы, как традиционного
происхождения, так и заимствованные
из западных стран.