Нетипичные формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 05:21, курсовая работа

Краткое описание

Современная отечественная теория государства и права, постепенно преодолевая методологический кризис, связанный с общим кризисом марксистской концепции общественного развития может, может предложить еще более и достаточно обоснованное понимание формы государства, дать более четкую классификацию этих форм, наметить пути их развития.
В данной работе будут использоваться как общенаучные методы, среди которых анализ, синтез, так и иные, к примеру, метод сравнительного правоведения при котором будут, соотносится методы организации государственной власти стран с классическими формами государства с современными странами для выявления у них новых признаков.

Содержание

Введение
Глава 1
Понятие формы государства
• Подходы к определению формы государства
• Соотношение формы, содержания и сущности государства
• Характеристика форм правления и форм государственного устройства
Глава 2
Нетипичные формы государств
• Факторы влияющие на нетипичность государства
• Виды нетипичных форм государства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Итак, мы выяснили, что форма государства зависит в основном от сущности и содержания данного государства, но и поддается действиям иных обстоятельств. Перейдем к рассмотрению непосредственно форм государства.

 

 

    1. Характеристика форм правления  и форм государственного устройства

 

 

Эти элементы формы государства, как и политический режим, имеют свои разновидности, которые можно изобразить в схеме.

 

 

Основные  формы государства




 

Форма правления




Форма государственного устройства




 

 

Унитарное государство




 

монархии




республики




Федерация




Конфедерация




 

Конституционная




Президентская




 

Абсолютная




Парламентарная




 

 

 

 

 

5

Монархия с греческого данный термин означает единовластие. Однако монархия — не просто власть одного, а в современном понимании власть наследуемая. Эта власть нередко обожествляется (монарх — помазанник Божий). В Японии Император до 1945 года считался сыном богини Солнца — Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения, то есть вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.

Главное, однако, не в том, как в конституции  характеризуется монарх. Бельгийская конституция 1831 года, например, вообще такой характеристики не содержит. Главное — в полномочиях монарха. В зависимости от того, каковы они, мы различаем отмеченные выше на схеме разновидности монархической формы правления.

 Абсолютная монархия. Эта форма правления типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального.

Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредоточивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.

В современных  условиях абсолютная монархия — раритет. В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства могут сегодня иметь даже октроированное «конституции», однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха. Такой «конституцией» можно, например, считать Временную конституцию Катара 1972 года.

Конституционная монархия. Эта форма правления существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и др.).

Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или, по крайней мере, либеральный политический режим.

Верховенство  парламента' выражается в том, что  правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.

Монарх  при данной форме правления «царствует, но не правит».

Республика (от лат. res publica — общественное дело) — это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.

Республиканская форма правления  окончательно установилась во Франции  лишь с принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации  монархии. Швейцария и миниатюрное  государство Сан-Марино имеют эту  форму правления изначально. Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XX века, связанных, прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке и Азии распад колониальной системы в середине XX века привел, за единичными исключениями, к образованию республик.

При прочих равных условиях республика — наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.

Парламентарная  республика. К этой форме правления относится все сказанное выше о парламентарной монархии, за исключением вопроса о главе государства.

Вместо слабого монарха мы наблюдаем  при этой форме слабого президента, который в типичном случае избирается либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей наряду с парламентом обычно депутатов парламентов субъектов федераций или региональных представительных органов самоуправления. Обширные полномочия, которыми порой конституция, наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, — политическая ответственность правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта часто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Чисто парламентарных республик не так уж много. К ним можно отнести Германию, Венгрию, Италию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие. В тех странах, где многопартийность обусловливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы. В Италии, например, правительство удерживается у власти в среднем меньше года, хотя партийный состав правительств обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны.

Президентская республика. И законодательная, и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту. Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.

Главный признак данной формы правления  — отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента6.

С помощью понятия государственное устройство характеризуется распределения власти в центре и на местах.

В зависимости от этого  критерия различают следующие формы.

Унитарное государство — простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном государстве  все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными — Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая — субъектов федерации; третья — совместной компетенцией союза и его членов.

Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные  образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как  это произошло с Сенегамбией  — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815—1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Кроме названных форм государственного устройства в истории  имели место и некоторые другие специфические формы — империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи7.

 

 

 

Глава 2  Нетипичные формы государств

 

2.1. Факторы, влияющие на нетипичность государства

 

Выше мы уже определили главные  причины образование той или  иной формы государства, а так  же рассмотрели и дополнительные факторы, оказывающие влияние на форму государства. В этом параграфе мы попытаемся определить причины возникновения нетипичных форм правления (т.к. возникновение нетипичных форм государственного устройства почти не возможно), а дальше попробуем выделить наиболее яркие виды этих нетипичных форм.

Что же такое нетипичная форма? Профессор  Чиркин говорит о ней как о форме правления, при которой утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии. Это происходит из-за того, что в современном мире происходит усложнение всех происходящих процессов, в том числе и управления государством. Нетипичная форма правления, объединив в себе признаки и свойства нескольких форм позволяет вести более продуктивное, более качественное управление государством. К примеру, республика получает такой признак монархии как наследование должности президента (Ким Ир Сен передал свой пост президента своему сыну Ким Чен Иру) Это позволяет целенаправленно вести страну к намеченным целям и даже если это займет больше времени, чем жизнь человека, она будет достигнута.

Второй причиной является то, что классические формы изначально несовершенны. Президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монистических республик в Африке. Парламентарной же в республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства (а оно нередко достигается путем коалиций различных политических партий), то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия8. Для примера можно взять современную ситуацию в Украине. Когда постоянная нестабильность в парламенте, при которой большинство голосов получает то Партия Регионов Украины, то Блок Юлии Тимошенко, то. Наша Украина, приводит к постоянной смене правительств, за последние годы в Украине сменилось несколько премьер-министров, что не может положительно влиять на развитие государства и проводить единый курс. Смешение президентской и парламентской республик помогает в какой-то мере преодолеть недостатки классических форм.

Информация о работе Нетипичные формы государства