Нетипичные формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 05:21, курсовая работа

Краткое описание

Современная отечественная теория государства и права, постепенно преодолевая методологический кризис, связанный с общим кризисом марксистской концепции общественного развития может, может предложить еще более и достаточно обоснованное понимание формы государства, дать более четкую классификацию этих форм, наметить пути их развития.
В данной работе будут использоваться как общенаучные методы, среди которых анализ, синтез, так и иные, к примеру, метод сравнительного правоведения при котором будут, соотносится методы организации государственной власти стран с классическими формами государства с современными странами для выявления у них новых признаков.

Содержание

Введение
Глава 1
Понятие формы государства
• Подходы к определению формы государства
• Соотношение формы, содержания и сущности государства
• Характеристика форм правления и форм государственного устройства
Глава 2
Нетипичные формы государств
• Факторы влияющие на нетипичность государства
• Виды нетипичных форм государства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Еще одна причина появления неклассических форм правления может быть связана с распространением и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, влиянием монистических идей и институтов. Смысл этого в том, что страны по своей природе (даже под влиянием национальных традиций) остающиеся монархиями, причем близкими к абсолютным, начинают делать добровольные шаги на встречу республике, вводя в свих странах парламенты, создавая конституции.

 

 

    1. Виды нетипичных форм государства

 

 

Как мы выяснили нетипичные формы  правления этот те, которые совмещают в себе признаки двух разных форм. Следовательно, для выявления видов этих форм нам необходимо установить, что и с чем может соединяться.

Возьмем высшее звено системы форм правления – республика и монархия. Эти две формы вполне могут переплетаться, образуя «Республиканскую монархию» или «Монархическую республику». Далее два вида монархии – абсолютная и конституционная. На мой взгляд, объединение этих форм не будет иметь никакого смысла, по той простой причине что одна (конституционная) уже вытекает из другой (абсолютной). При передаче признаков от абсолютной монархии конституционной произойдет простое изменение формы на абсолютною монархию и наоборот. А вот виды республик парламентарная и президентская могут совмещать свои признаки тем самым, создавая новые формы – «полупрезидентскую» или «полупарламентарную» республику. 

Рассмотрим для начала первый случай. Как уже говорилось одним из признаков  монархии является передача власти по наследству от отца к сыну или другим членам семьи, а так же пожизненность  и не сменяемость монарха. Однако в современном мире существуют государства с монархической формой правления, в которых эти признаки не соблюдаются. К примеру, в Малайзии глава государства, монарх избирается девять султанами, которые являются главами субъектом федерации. Раз в пять лет один из этих султанов становится главой государства. Казалось бы, глава государства выборный и можно вести речь о том, что Малайзия республика, но ведь главой государства может быть только один из этих девяти султанов, поэтому Малайзия все же монархия, но республиканская. Пример «республиканской монархии» уже приводился, однако еще можно сказать, что в любом тоталитарном государстве глава этого государства является им до конца жизни, следовательно, можно говорить о том, что тоталитарные государства тоже не могут называться республиками в «чистом» виде.

Главным отличительным признаком  между парламентарной и президентской  республикой заключается в способе  политической ответственности правительств (совета, кабинета министров). Если президент не только юридически, но и фактически свободен в выборе министров, сам решает этот вопрос и по своему усмотрению вправе уволить любого его члена (включая премьер-министра, если таковая должность есть, а она нередко бывает теперь в президентских республиках, а парламент (его нижняя палата) не вправе увольнять правительство или его отдельных министров в отставку путем вотума недоверия (резолюции порицания и т.п.), то это - президентская республика. Если же правительство формируется на деле парламентом (акт президента о назначении министров выражает лишь волю парламентского большинства, и иначе быть не может: правительство другой партийной принадлежности не получит в парламенте утверждения своей программы и, следовательно, не будет создано) и несет ответственность не перед президентом, а перед парламентом, то это парламентарная республика. Для того чтобы соединить позитивные элементы парламентарной и президентской республик, в первой из них вводится ограничение вотума недоверия, а во второй — создаются ограниченные формы вотума недоверия.

 Создание смешанных форм (во всяком случае, тенденция к этому) связано, далее, с установлением в президентской республике ответственности перед парламентом отдельных министров, но не главы правительства, которым остается фактически, а часто и юридически президент, конституционным снижением роли президента в президентской республике (так было в России в связи с поправками к Конституции в декабре 1992 г. и в марте 1993 г.) и с повышением этой роли в парламентарной республике. В первом случае вводятся положения об утверждении парламентом назначений министров, во втором - президент наделяется некоторыми самостоятельными полномочиями (Пакистан).

Мы рассмотрели далеко не все аспекты процесса становления  смешанных и "гибридных" форм: каждая страна имеет свои особенности. Они неизбежны, даже если в государстве принимается уже известная модель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Мы рассмотрели далеко не все аспекты процесса становления  смешанных и "гибридных" форм: каждая страна имеет свои особенности. Они неизбежны, даже если в государстве принимается уже известная модель.

В целом создание смешанных и "гибридных" форм правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные  плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется  возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях, не сформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.

Вместе с тем, такой процесс имеет и свои минусы. Во-первых, нарушается присущее той или иной форме единство структуры управления, и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в "отработанных" формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентарной республике. Происходит смешение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности.

Во-вторых, возрастание роли парламента в президентской (полу президентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства — часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

    1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд - М.:Юриспруденция, 2000
    2. Конституции зарубежных стран. – М.:БЕК.1996
    3. Конституция СССР 1977г.
    4. Матузов Н.И., Малько А.В. теория государства и права. -  М.: ЮРИСТЪ 2002
    5. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов.- 3-е издание переработанное. М.:Норма,2007
    6. Петров В.С. Сущность, содержание, форма государства. Л.,1971
    7. Сорокин В.В. Курс лекций по теории государства и права. Барнаул. 2008
    8. Страшун Б.А.Конституционное(государственное) право зарубежных стран: Учебник для студентов юридических ВУЗов и факультетов.-М.:БЕК,1996
    9. Чиркин В. Е. Государствоведение : Учебник. - М. : Юристъ, 1999
    10. Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном государстве. 
      //Государство и право, 1994 г, № 1,
    11. Чиркин В.Е., Тихонов А.А., Рябов С.В. Формы государства в буржуазных странах Латинской Америки. М.: 1982

 

 

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд - М.:Юриспруденция, 2000

2 Чиркин В. Е. Государствоведение : Учебник. - М. : Юристъ, 1999

3 Сорокин В.В. Курс лекций по теории государства и права. Барнаул. 2008

4 Чиркин В. Е. Государствоведение : Учебник. - М. : Юристъ, 1999

5 Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов.- 3-е издание переработанное. М.:Норма,2007

6 Страшун Б.А.Конституционное(государственное) право зарубежных стран: Учебник для студентов юридических ВУЗов и факультетов.-М.:БЕК,1996

7 Страшун Б.А.Конституционное(государственное) право зарубежных стран: Учебник для студентов юридических ВУЗов и факультетов.-М.:БЕК,1996

8 Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном государстве. 
//Государство и право, 1994 г, № 1,


Информация о работе Нетипичные формы государства