Нормативно-правовой акт основной источник российского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

На мой взгляд, тема «Нормативно-правовой акт основной источник российского законодательства» является очень интересной и требующей тщательного рассмотрения. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.

Содержание

Понятие и виды формально-юридических источников права;
Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды, особенности;
Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
Заключение;
Список источников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 65.11 Кб (Скачать файл)

По состоянию на декабрь 2008 г. Законопроект «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», разработанный  рабочей группой Совета Федерации, содержит следующее определение: «Нормативный правовой акт — принятый органами государственной власти, местного самоуправления или должностным лицом, а также  в порядке референдума акт, устанавливающий  типовые правила поведения общего характера, обязательные для неопределенного  круга лиц, рассчитанные на неоднократное  применение на территории, подпадающей  под юрисдикцию субъекта правотворчества».

Достоинством данного  определения является его увлечение  свойством нормативности, которое  достаточно обстоятельно раскрыто в  нем. Указывается на неперсонифицированность  адресата, длительность и многократность реализации, широкие пространственные и субъектные границы его действия. Существенным же недостатком определения является отсутствие его официального статуса.

В настоящее время проект Закона «О нормативных правовых актах  в Российской Федерации» находится  в Государственной Думе РФ. Его  уже направляли на подписание президенту, но он был отклонен. Как отметил  президент РФ «законопроект по многим позициям не соответствует Конституции  Российской Федерации, в нем также  дублируются ее положения. Большинство  статей законопроекта носит отсылочный характер, и в них не содержится новых правовых предписаний.

Это как раз тот самый  «закон о законе», который своим  содержанием, входящих в него нормами  и принципами, мог бы способствовать объяснению и разрешению множеству  проблемных аспектов, всплывающих при  формировании отдельных законодательных  актов РФ. Длительность разработки проекта закона о нормативных правовых актах, в первую очередь, обусловлена сдержанностью законодателя, который проводит тщательную проработку и осмысление вопросов, связанных с толкованием и объяснением нормативно-правовых актов в целом. Именно такой эффективный метод восполнения пробелов в законодательном регулировании в итоге приведет к ожидаемым результатам и предотвратит распространение искажений в осмыслении закона.

 

ПРИЗНАКИ НОМАТИВНО-ПРАВОВОГО  АКТА

 

Основные его признаки следующие:

  1. Он представляет собой особую разновидность правовых актов, занимая свое специфическое место среди индивидуальных (в том числе правоприменительных), интерпретационных и других актов;
  2. Указанный акт представляет собой официальный акт-документ (scriptum), для которого характерны специфические нормативно-правовые структуры, содержание, формы, средства, способы и стиль письменного изложения, символы и реквизиты;
  3. Нормативный акт представляет собой одну из внешних форм (forma dat еsse – форма дает бытие) правотворчества. Он закрепляет определенное правотворческое решение, служит внешней формой объективизации и бытия нормативно-правовых предписаний;
  4. Он является одним из главных и наиболее совершенных формально-юридических источников права не только в романо-германской, но и других правовых семьях;
  5. Издание нормативного акта всегда связано с изменением сферы правового регулирования, так как им закрепляются новые, изменяются или отменяются устаревшие нормативно-правовые предписания;
  6. Это акты не любого участника, а только строго установленного законодательством субъекта правотворчества, который издает их лишь по вопросам, входящим в его непосредственную компетенцию (infra juridictionem – в пределах юрисдикции);
  7. Соответствующие типы, виды и подвиды нормативно-правовых актов принимаются в строго определенной процедурно-процессуальной форме. Так, для ФЗ существует один порядок их подготовки и издания, для ведомственных нормативных актов – другой;
  8. Нормативно-правовые акты носят властный, обязательный характер;
  9. Все они должны быть обеспечены мерами государственного и иного воздействия (ubi jus ibi remedium – когда закон дает право, он дает также и средство его защиты);
  10. В любом нормативном акте закреплена социализированная воля, выражающая экономические, политические и иные потребности и интересы определенных социальных слоев, классов, групп и т.п. (психологические и социологические аспекты содержания). Кроме того, в нормативных актах выражается разнообразная социально-правовая информация, которая может быть как прескриптивной (предписывающей), так и дескриптивной, т.е. описывающей (социологические и информационные аспекты содержания). В таком плане можно рассматривать и другие общесоциальные свойства и элементы содержания нормативного акта;
  11. Нормативные правовые акты являются общими, поскольку адресуются неперсонифицированным субъектам, действуют непрерывно, регламентируют наиболее типичные социальные ситуации (lex non curat de minimis – закон не обращает внимания на малозначительные вещи);
  12. Вместе с тем нормативный правовой акт должен содержать вполне определенные, четко и ясно сформулированные предписания (правила, веления), условия их реализации и защиты (охраны). Res est misera ubi jus est vagum et incertum – плохо дело, когда закон неясен и неопределенен;
  13. Существенным свойством нормативного акта является его юридическая сила. Она выражает свойства соподчиненности нормативных правовых актов и предполагает определенную их сопоставимость и иерархию. Высшей юридической силой обладают, как правило, законы. Все другие нормативные акты не должны противоречить законам. Они относятся к подзаконным нормативным актам.

 

ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

  1. В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них нормативно-правовых предписаний различают нормативные акты гражданского (ГК РФ), уголовного (УК РФ) и других отраслей права;
  2. По субъектам издания возможно деление на:
    • нормативно-правовые акты государственных и негосударственных органов (органов самоуправления, хозяйствующих субъектов и т.п.);
    • нормативные акты представительных и исполнительных органов власти;
    • нормативные акты федеральных и иных субъектов правотворчества.
  3. По функциям они разграничиваются на правонаделительные, правоизменяющие и правопрекращающие, а также регулятивные и охранительные, правовосстановительные и другие нормативные акты (проявление функциональной структуры);
  4. В зависимости от цельности, юридической и логической завершенности существенное значение имеет их деление на кодифицированные нормативные акты (ТК РФ, ГК РФ) и нормативные акты текущего правотворчества;
  5. По сроку действия они различаются на постоянные и временные;
  6. В зависимости от территории, на которую распространяется их действие, выделяются нормативные акты федерального, республиканского, областного, местного и локального значения. Здесь следует иметь в виду, что федеральный закон может распространять свою юридическую силу, как на всю территорию России, так и на территорию определенной республики, области и даже предприятия;
  7. Нормативные акты могут быть адресованы всем лицам, проживающим на территории России, а также только ее гражданам, иностранцам, лицам без гражданства, отдельным категориям лиц (беженцам, работникам здравоохранения и т.п.);
  8. Кроме того, все нормативные правовые акты можно классифицировать по порядку принятия (коллегиальные и основанные на единоначалии), наименованию, социальным ситуациям издания (чрезвычайные и обычные) и т.п.
  9. По юридической силе они подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон - это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие  акты компетентных органов, которые  основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им.

Виды нормативно-правовых актов в порядке убывания юридической силы:

1. Конституция РФ (основной закон) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2. Федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3. Федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4. Законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.)8.

Виды  подзаконных актов:

  1. Указы Президента РФ - высшие по  юридической силе подзаконные  нормативные акты. Указ - уступает по юридической силе закону, но обладает верховенством по отношению к другим актам исполнительной власти. Указы Президента РФ не должны противоречить законам РФ. Указ может быть нормативным, т.е. содержать общеобязательные правила поведения, и ненормативным (например, о награждении какого-либо лица). Например, Указ Президента РФ "О президентской программе "Дети России" на 1998 - 2000 годы" - нормативный указ;
  2. Постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа  государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
  3. Приказы, инструкции, положения министерств,  ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры, могут быть нормативными и ненормативными (например, о составе какого-либо комитета). Издаются на основе законов, указов Президента и актов Правительства. Применяются в определенной отрасли или сфере деятельности. Например, "Положение о медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем", утверждено приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.09.96 N 332;
  4. Решения и постановления местных  органов государственной власти;
  5. Нормативные акты муниципальных  органов;
  6. Локальные нормативные акты - это  нормативные <span class=

Информация о работе Нормативно-правовой акт основной источник российского законодательства