Нормативно-правовые акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы явилось стремление более подробно изучить нормативно- правовые акты, их влияние на общество. Материалы, использованные при написании работы разнообразны. Они включают в себя монографии, таких авторов как А.С. Пиголкин, Ю.А. Тихомиров; учебники для юридических вузов по Теории государства и права, а также Общую теории государства и права под редакцией профессора М.Н. Марченко.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
1.НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА…………………....4
1.1. Понятие нормативно-правового акта……………………………………………....4
1.2. Признаки нормативно-правового акта……………………………………………..5
2. ЗАКОН - ОСНОВНОЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ……………..10
2.1. Понятие закона и его признаков…………………………………………………..10
2.2. Виды законов……………………………………………………………………….14
2.3. Структура закона…………………………………………………………………...17
3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ………………………………...20
3.1. Действие нормативно-правового акта во времени………………………………20
3.2. Действие нормативно-правового акта в пространстве…………………………..24
3.3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц……………………………..26
3.4.Другие источники права: Правовой обычай, прецедент, правовой договор………………………………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая17.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

           На  ранних  стадиях развития  общества  обычаи  были  основными источниками права. Однако по мере развития общества и государства правовой обычай, а вместе с ним и обычное право постепенно  вытеснялись законами и другими формами права, становились  второстепенными его источниками. С возникновением  крупных  государственных образований и централизацией  власти  процесс  вытеснения и замены правовых обычаев законами и другими нормативно- правовыми  актами не только не  замедлился, а наоборот,  ускорился.

          В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм (источников) права большинства стран. Однако их не следует недооценивать. Особенно  когда речь идет, например, об обычаях, действующих  в масштабе крупных  регионов или в масштабе страны (обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, международные обычаи и др.)

   

         Прецедент

    

             Важнейшее  место  среди форм  (источников)  права  ряда стран  занимает  прецедент. Под прецедентом понимается решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается  в качестве  образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Существует  два  вида  прецедентов: судебный (например,  решение,  принимаемое по гражданскому или уголовному делу) и административный (решение, принимаемое административным  органом или  административным  судом).

            Наиболее  распространенной  формой  права  является судебный прецедент.  Его наличие  свидетельствует  о  том,  что в странах, где он признается  в качестве источника права,  правотворческой  деятельностью  занимаются не только  законодательные, но и судебные органы.  Судебная   практика  является  источником  права.

           Прецедент  как  источник  права известен с древнейших  времен. В Древнем Риме в качестве прецедента  выступали,  например, устные  заявления (эдикты) или решения по конкретным   вопросам  преторов  и  других  магистратов.  Первоначально  они  имели  обязательную  силу  при  рассмотрении   аналогичных  дел  лишь  для   самих  магистратов, их принявших, и  в  течение  срока  (как правило, один год)  пребывания  их  у  власти.

            Однако постепенно многие, наиболее удачные с точки зрения интересов господствующего класса рабовладельцев положения эдиктов одних магистратов повторялись в эдиктах  вновь  избранных  магистратов и  приобретали  таким образом  устойчивый  характер. В частности, решения и правила, сформулированные преторами в разное время, постепенно  сложились в систему  общеобязательных  норм под названием  преторского права.

            Прецедент  как  источник  права  широко  использовался  также  в  средние  века и  во все  последующие  столетия.  В настоящее  время  это  один  из  основных  источников  права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США и многих других стран.

            В дореволюционной России отношение к прецеденту было неоднозначным. Одни теоретики права и практики  признавали его в качестве формы права, хотя и с оговоркой о том, что это некая  дополнительная,  вспомогательная по отношению к  закону  форма.  Другие же авторы полностью отрицали его как самостоятельный источник права.

           В  послереволюционный  период  отечественная  юридическая наука продолжала традиции   непризнания   прецедента  в  качестве  самостоятельной формы  (источника)  права. Аналогичное  отношение к прецеденту наблюдалось и в большинстве стран Восточной Европы,  называющих  себя  социалистическими.

               В  тех  правовых  системах, где прецедент  традиционно  признается, он пользуется, по  заверению  западных  авторов, неизменным   уважением,  а  в  случае  нарушения  содержащихся в нем предписаний обеспечивается государственным принуждением. «Судья, который  пренебрег  своей  обязанностью  относиться  с  уважением  к  прецедентному  праву, - пишет  в связи  с этим   английский  юрист  Р.Кросс,-  будет подвергнут  самому недвусмысленному воздействию…»   

    

                 

                  Правовой договор

 

              Определенную  роль в правовых  системах  разных  стран играет  правовой  договор. Он отличается от обычных договоров, заключаемых  в  сферах  хозяйственной  деятельности,  торговли,  обмена  товарами  и  других,  тем  что  содержит  в  себе  правила общего  характера, норм поведения, обязательные для всех. В отечественной и зарубежной практике  правовые договоры имеют место, например, во  взаимоотношениях  между государствами  и государственными образованиями. На  основе  правовых  договоров  нередко строятся взаимоотношения  между   государствами и государственными  образованиями-  субъектами федерации. Всегда – между  государствами, образующими конфедерацию.

              В качестве  примера можно сослаться на Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922г., Договор об образовании Закавказской федерации, заключенный в марте 1922г., и на другие аналогичные акты. На основе Федеративного договора от 31 марта 1992г. строятся  взаимоотношения  между субъектами Российской Федерации в  настоящее время.

            Действующая Конституция Российской Федерации устанавливает, что с помощью договоров  могут  регулироваться,  кроме того,  взаимоотношения  внутри  субъектов  Федерации. Так, согласно ст.66 ч.4, федеральным  законом и договором могут регулироваться  взаимоотношения   входящих в  состав  края  или области  автономных  округов.  Такие  договоры  заключаются  между органами государственной  власти  автономного округа, с одной  стороны, и  соответственно   органами  государственной власти края или области – с другой.

           Допуская  широкую возможность регулирования  отношений,  возникающих между различными  субъектами  Федерации  и  внутри  самих  субъектов,  договором,  российский  законодатель в то же время официально закрепляет положение,  согласно которому  в  случае несоответствия положениям  Конституции  Российской  Федерации  положений Федеративного договора, а также  «других   договоров  между федеральными органами государственной  власти  Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,  договоров между органами государственной власти субъектов  Российской Федерации  – действуют  положения  Конституции Российской Федерации»

      Ярко  выраженным  примером правового  договора  может  служить  коллективный договор,  регулирующий  на  предприятиях   в  учреждениях  между  работодателем  (администрацией)  и  работниками  трудовые,  социально- экономические  и  иные  взаимоотношения.     

                                                   

 

 

 

 

                                             Заключение

 

            

            Делая  выводы  можно  сказать,  что  главную  роль  в  системе  источников  российского  права  играют именно  нормативно- правовые акты.

Этим    система  российского  права  отличается  от   правовых  систем  общего,  религиозного  или  обычного  права.  Ведущее значение  нормативно- правовых  актов  в системе  источников  права  досталось в  наследство  современной России  от  всех предшествующих  эпох развития  ее  правовой системы, начиная с XII – XIV вв.  Оно прошло через  всю историю Российской империи и Советского государства. Вместе с тем система нормативно- правовых  актов  Российской Федерации  существенно отличается  от соответствующих  систем  источников  русского права  прошлых  эпох.

Всякое  общество требует  упорядочения своей  жизнедеятельности и развития. Иначе оно  рискует быть  раздробленным  и хаотично  развивающимся. Среди  средств организации  и упорядочения  видимое  место занимает  право. Отличаясь от других видов  социальных норм, оно выступает в качестве публично-официального, общеобязательного  регулятора  общественных  отношений.  Право  опирается  на  государство,  которое  непосредственно  создает  правовые  нормы  и  различными   способами  гарантирует  их  соблюдение  и  реализацию.

 

 

Список использованной литературы

 

 

Алексеев, С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. – М.: Статут, 1999. – 172 с.

Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 1998. – 624 с.

Закон: создание и толкование / под ред.А.С. Пиголкина. – М.: Спартак, 1999г. – 283 с.

Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько: учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 512 с.

Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. Т.2 / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. – изд.2-е. перераб. и доп. – М.: Зерцало-М, 2002. – 528 с.

Тихомиров, Ю.А. Правовые акты / Ю.А. Тихомиров, И.В. Комелевская: учебно-практическое пособие. – М.: Юридический колледж МГУ, 1998. – 162 с.

Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: Юрайт-М, 2001. – 432 с.

8.      Марченко  М.Н. Теория  государства и права: учебник  для вузов , 2003г.-111с..


Информация о работе Нормативно-правовые акты