Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 18:39, курсовая работа
Углубление демократии предполагает четкое и развернутое правовое оформление, обеспечение и охрану ее юридическими средствами, укрепление организованности и ответственности должностных лиц и граждан. Объективная тенденция к расширению народовластия, прав и свобод личности обусловливает потребность в возрастании роли законодательства. Демократии нет и не может быть вне закона, вне ее правового обеспечения и охраны. Вне и независимо от права невозможны жизнь общества, хозяйственные отношения, охрана природы. Наконец, возрастание роли законодательства обусловливается усилением борьбы с преступностью и, в первую очередь, с такими наиболее опасными ее проявлениями, как организованная преступность, терроризм, свойственными не только прошлым годам, но, к сожалению, и современности
В некоторых актах содержатся нормативные предписания, которые ограничивают действие указанных актов определенным сроком, например, специфические временные нормы. Акты, их содержащие, также получили наименование временных актов, а точнее — актов определенно-длительного действия.
Подход к таким актам, с точки зрения их систематизации, различен. Ни у кого не вызывает сомнения судьба актов, срок действия которых, указанный в самом акте, истек. Такие акты подлежать систематизации не должны, так как они рассматриваются как акты, утратившие силу.
Своеобразной разновидностью нормативных актов являются акты переходного периода. Их вряд ли можно считать однотипными с актами временными. В самих таких актах срок их действия не указан. Обычно их применение рассчитано на неопределенно длительный срок. Законодатель (или другой правотворческий субъект), принимая нормативный акт переходного периода, имеет в виду заменить его в дальнейшем актом постоянного характера или вообще отказаться от правового регулирования данных общественных отношений. И пока намерение субъекта правотворчества не реализовано, нормативный акт переходного периода составляет предмет систематизации как обычный нормативный акт.
На практике встает вопрос о том, можно ли считать весь акт нормативным, если в нем, кроме норм права, имеются и индивидуальные предписания. Именно такой вариант сочетания и нормативных, и индивидуальных предписаний является наиболее распространенным. Акты, состоящие целиком из норм права (исключая, конечно, законы), встречаются довольно редко. Имеет ли значение количественное наполнение правового акта нормами права для признания самого акта нормативным? На этот счет существует мнение, что к нормативным следует относить только те акты, в которых нормативные статьи или пункты составляют основное содержание самого акта. Если же этого нет, то говорить можно лишь о нормативности отдельных пунктов, а не акта в целом. Данная позиция была справедливо подвергнута критике И. С. Самощенко, который обратил внимание на ее нелогичность. Следование подобной идее, подчеркнул он, неизбежно приведет к неправильному теоретическому выводу о том, что формами выражения норм права следует считать не только нормативный акт, но и акт ненормативный.
Сочетание в одном правовом акте и нормативных, и индивидуальных предписаний обусловливает специфическое отношение к таким актам как объектам систематизации по сравнению с актами, состоящими только из норм права. Так, акты, состоящие целиком из нормативных установок, систематизируются полностью, а смешанные акты подлежат систематизации лишь в той части, где содержатся разделы, главы, статьи, параграфы, пункты или подпункты, имеющие нормативный характер.
Несколько иная ситуация возникает в случаях, когда нормативный акт официально не отменен, но признан постановлением Конституционного Суда Российской Федерации или Уставным судом субъекта Федерации неконституционным в результате нормоконтроля. Данный акт даже до его отмены применению не подлежит. Вокруг него создается как бы вакуум неприменения. Поэтому, с нашей точки зрения, такой акт беспредметен с позиций систематизации.
Объектом систематизации могут быть только действующие нормативные акты. Следовательно, при систематизации речь может идти не просто об актах, принятых в установленном порядке, но и об актах, вступивших в законную силу, ибо только с момента вступления нормативного акта в силу он начинает быть нормативным, регулятором общественных отношений, порождать для их участников определенные права и обязанности.
Расширение временных рамок между принятием нормативного акта и датой вступления его в силу — довольно распространенный вариант в правовой практике. Как же следует поступать с актами, не вступившими в силу, в период действия их длительной «отсрочки», если в это время проводится систематизация актов? Представляется, что объектом систематизации правовой акт может быть только тогда, когда отсрочка истекла. Только с данного момента правовой акт приобретает регулирующие свойства, становится в полном масштабе нормативным.
Продолжая тему систематизации только действующих актов, нельзя не сказать об актах, не прошедших государственную регистрацию. Как известно, процедуре регистрации должны быть подвергнуты нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Ведомственные акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не систематизируются. Иной подход может дезавуировать саму цель систематизации — упорядочить действующие нормативные предписания.
2. Систематизация нормативно-правовых актов
2.1. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов
Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности. При этом, систематизация нормативно–правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами6. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признаёт нормативно – правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.
Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве. Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов.
Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:
1) сбор государственными
2) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства);
3) подготовка и принятие
4) подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства)7.
Теория права различает два основных вида систематизации: инкорпорацию и кодификацию. Однако в настоящее время используется еще одна форма систематизации нормативно - правовых актов – консолидация.
Систематизация и, прежде всего, кодификация, законодательства проводится; как правило, по отраслям. В России почти все базовые отрасли имеют «свои» кодексы (гражданский, уголовный, трудовой, о браке и семье, земельный, жилищный, об административных правонарушениях, уголовно-исполнительный, арбитражный, уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный).
2.2. Кодификация как форма систематизации
На современном этапе развития общества систематизация нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще на стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер.
Помимо указанной выше первичной формы, существует два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.
Кодификация законодательства - это форма правотворчества, форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм.
В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними8.Кодификация обладает рядом характерных черт:
1) в кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства;
2) такой акт регулирует
3) будучи итогом
4) кодификация рассчитана на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный срок их действия;
5) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты;
6) акт кодификации всегда
Кодификация – это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.
Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации.
Три основные виды кодификационных актов:
1.Основы законодательства – это нормативно – правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;
2. Кодекс – наиболее
Правовая система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны. Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать и содержание, и форму законодательства. В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности. Множественность и фрагментарность законов, их узкая тематика - это существенный недостаток законодательства, и он будет становиться все более очевидным по мере развития и усложнения правовой системы, углубления правового регулирования. Правда, необходимость быстро, оперативно заполнять пустоты, пробелы в действующем регулировании, потребность законодательного обеспечения рыночных реформ, дальнейшей демократизации общественной жизни, динамика социальных преобразований объективно побуждают законодателя принимать отдельные акты по сравнительно узким темам, частным вопросам. В результате нормативный массив интенсивно растет, а кроме этого, возникает больше возможностей для создания пробелов, несогласованностей и противоречий в действующем регулировании.
2.3. Инкорпорация как форма систематизации
Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции9.