Общие принципы права как источник права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является всестороннее изучение общих принципов права, для чего поставлены задачи:
– рассмотреть понятие и виды источников права,
– изучить понятие принципов права,
– рассмотреть классификацию принципов права,
– рассмотреть систему общих принципов права, в частности:
– содержание принципа демократизма и принципа справедливости,
– принцип равноправия,
– принцип единства прав и обязанностей и принцип гуманизма,
– принцип сочетания убеждения и принуждения в праве.

Содержание

Введение 5
1 Понятие и виды источников права 8
2 Понятие и классификация принципов права 17
2.1 Понятие принципов права 17
2.2 Классификация принципов права 19
3 Содержание общих принципов права 23
3.1 Система общих принципов права 23
3.2 Содержание принципа демократизма и принципа справедливости 28
3.3 Принцип равноправия 31
3.4 Принцип единства прав и обязанностей и принцип гуманизма 33
3.5 Принцип сочетания убеждения и принуждения в праве 34
Заключение 38
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Главный принципы права как источники права.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

      Автор подчеркивает, что "общепризнанные нормы считаются таковыми, потому что практически все члены  межгосударственного сообщества, прямо  или косвенно, согласились считать  их для себя обязательными". Они (нормы) образуют своеобразный каркас международного права. Осуществляя классификацию норм международного права, профессор И.И. Лукашук обращает внимание на универсальные нормы. Под "универсальными нормами" он понимает нормы "общего международного права, обязательные для всех его субъектов. Существование таких норм, а также их значение подчеркиваются в универсальных международных актах. В таких актах и в национальном законодательстве они обычно именуются общепризнанными нормами международного права"25).

      Однако И.И. Лукашук, детально проанализировав место общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России, так и не дал определения, что же является "общепризнанными принципами и нормами международного права".

      Профессор Н.А. Ушаков обращал внимание на существование в рамках международного права "основных принципов международного права", а также норм-принципов, характерных для отдельных отраслей. Под основными принципами международного права автор понимал "систему сходных и взаимосвязанных норм общего международного права, регулирующих в обобщенном виде поведение государств и иных субъектов международного права во всех сферах международных отношений, имеющих императивный характер и определяющих в концентрированном виде основное содержание и целенаправленность международного права"26).

      Профессор Е.Т. Усенко, сравнивая международно-правовые и национально-правовые принципы, подчеркивает, что принцип международного права - это прежде всего его основные, наиболее общие нормы, которые вместе с тем выражают идеи, лежащие в основе всей системы международного права.

      При формулировании понятий "общепризнанного  принципа международного права" и "общепризнанной нормы международного права" следует, согласившись с большинством представителей отечественной доктрины международного права, исходить из того, что "общепризнанная норма" - родовое понятие, а "общепризнанный принцип" - видовое. Любой общепризнанный принцип является общепризнанной нормой международного права, но не каждая общепризнанная норма является общепризнанным принципом международного права27).

      Общеправовые  принципы свойственны всей системе  права, всем ее отраслям28).

      Однако  в каждой отрасли они проявляются по-разному, в зависимости от специфики отрасли, сферы ее действия, предмета и методов правового регулирования. В литературе отмечается, что на практике встречаются трудности с формулированием отраслевых принципов.

      В частности, в науке уголовного права на основе действующего Уголовного кодекса РФ принято различать следующие принципы: "законность" (ст. 3), "равенство граждан перед законом" (ст. 4), "вина" (ст. 5), "справедливость" (ст. 6) и "гуманизм" (ст. 7). При этом в уголовно-правовой литературе подчеркивается, что обоснованность включения данных принципов в Уголовный кодекс РФ вызывает большие сомнения, по причине их общеправового или межотраслевого характера. Аналогичная ситуация складывается и в других отраслях права.

      При внимательном рассмотрении многие из принципов административного права обнаруживают себя либо как административно-отраслевая модификация конституционных (общеправовых) принципов российского права, либо как принципы отдельных подотраслей и институтов, образующих административное право. Однако трудности, с которыми сталкивается юридическая наука при познании собственных принципов различных отраслей права, вовсе не означают бесперспективности попыток вычленения отличительных принципов современного российского права. В данной ситуации следует исходить из того, что специфические принципы следует искать в узловых (концептуальных) точках сопряжения предмета и метода данной юридической отрасли. Тем самым собственные принципы административного права будут иметь имманентную связь со спецификой предмета соответствующей отрасли и одновременно выражать основные приоритеты и каналы ее регулирующего воздействия на отношения29).

      Межотраслевые принципы - это руководящие начала, которые определяют характер нескольких отраслей: принципы состязательности, материальной ответственности, диспозитивности, неотвратимости наказания. Выделение в специальную группу морально-этических (нравственных) принципов права, которые составляют естественные законы, символизирующие основные фундаментальные права человека, наиболее перспективно30).

      Такое понимание общих нравственных принципов  права, во-первых, оказывает прямое воздействие на развитие современного российского права в направлении углубления и обогащения его нравственных начал, оптимально возможного сближения права и морали; во-вторых, позволяет определить соответствие отдельных норм, изданных различными государственными органами, Конституции РФ; в-третьих, призвано помогать в деятельности Конституционного Суда РФ по разрешению им дел о соответствии федерального и регионального законодательства Конституции РФ и при толковании Конституции Российской Федерации; в-четвертых, дает судам общей юрисдикции и арбитражным судам необходимые ориентиры для неприменения норм, которые, по их убеждению, влекут нарушение прав и свобод граждан, и принятия в таких случаях решений на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ.

      Значение  имеют принципы, составляющие нравственные основания права: "справедливость", "равноправие", "достоинство личности", "гуманизм". Большинство общеправовых принципов содержится в Конституции РФ. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина"31).

      Россия  присоединилась к Декларации прав и  свобод человека и гражданина, которая имеет общественно-политический и нравственно-гуманистический характер. Она стала органической частью нашей Конституции, базой всего российского законодательства. Человек, его права и свободы были объявлены высшей ценностью (персоноцентристских цивилизаций - по терминологии профессора А.В. Оболонского)32).

      Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность  государства. Вместе с тем тезис  о том, что права человека - это  высшая ценность, в настоящее время  оспаривается Русской православной церковью, которая в Декларации о правах, принятой на проведенном под ее эгидой X Всемирном русском народном соборе, утверждает, что существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности, как вера, нравственность, святыни, Отечество33).

      В науке и на практике в настоящее  время признана доктрина естественного права, которая раньше отвергалась как не соответствующая социалистическим отношениям. В соответствии с ней предполагается, что определенные виды моральных принципов укоренены в разуме и совести. С признанием российской юридической наукой идей естественного права резко возросла и нравственная ценность позитивного права.

      Субъективные  права и юридические обязанности  являются не только правовыми, но и важнейшими моральными категориями. Они выступают как определители меры возможного и должного поведения, нравственного и безнравственного, справедливого и несправедливого, по которым можно судить о направленности жизненных позиций и целей человека, его моральной свободе. Из нравственного учения о праве вытекает и представление о том, что право человека может быть ограничено для защиты общего блага. Как замечал В.С. Соловьев, поскольку человек согласно нравственным принципам "обязан по мере сил... служить общему благу"34), то и принцип права требует ограничения частного произвола в пользу общего блага. То, что в науке называется естественным правом, по своему содержанию выглядит как накопленная за многовековую историю человеческим разумом система нравственных ценностей, идей о свободе, общем благе и справедливости в общественной жизни.

      Нравственное  измерение присуще базовым принципам, определяющим правовую систему в обществе. Следовательно, соблюдение закона, следование принципам права, означает и соблюдение известных моральных предписаний. 

      3.2 Содержание принципа  демократизма и принципа справедливости

       

      Так, принцип демократизма в широком смысле слова означает принадлежность всей власти народу. Он реализуется не только через государственные, но и правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т.д. В Конституции РФ воплощены такие ценности, как положение о справедливом правовом государстве, разделение властей, верховенство закона, политический плюрализм, свобода мнений и убеждений, многопартийность, провозглашен курс на формирование гражданского общества, правового государства. Последнее дает своим гражданам право выбора любой позитивной модели поведения, но наряду с этим учитывает, что восприятие и осознание индивидами своих прав и обязанностей не являются однозначными, следовательно, и использование людьми своих прав не может быть одинаковым. Поэтому государство оставляет за собой право ограничивать в особых случаях права и свободы гражданина (ч. 3. ст. 55 Конституции РФ). В реализации права рассматриваемый принцип проявляется в подконтрольности правоприменительных органов гражданам, а также в уровне юридической помощи населению.

      Нравственное  содержание несет в себе принцип справедливости. Понятия права и справедливости имеют один этимологический корень: "правое", "праведное". С этих позиций правовое регулирование - это урегулирование общественных отношений на основе справедливости. Обращение к этимологии слова "справедливость" показывает, что различные его значения в разных языках и определенные смысловые оттенки в рамках одного языка выражают содержание этого термина, характерное для культуры того или иного народа, поскольку в языке откладывается исторически наиболее устойчивое значение слов. Справедливость принадлежит к числу вечных ценностей или основных принципов права. "Справедливость предполагает максимальный учет своеобразия ситуации, к которой применяется норма права, но всякое понимание справедливости претендует на объективность и общезначимость, иначе оно не будет пониманием справедливости"35).

      Помимо  справедливости туда же можно отнести лишь общее благо и соблюдение законов (в широком смысле слова). Более того, справедливость не только вечная, но и высшая ценность в праве. Все остальные соизмеряются с ней и действительны лишь при условии, что они не противоречат справедливости. Справедливость имеет парную категорию "несправедливость".

      Устранение  несправедливости - одно из средств  утверждения справедливости. Как писал И. Кант: "Ничто не возмущает нас больше, чем несправедливость: все другие виды зла, которые нам приходится терпеть, ничто по сравнению с ней". Опережение возникновения несправедливости - важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же должна быть направлена деятельность государства. Особое значение в современном праве приобретает понятие социальной справедливости, осуществляющейся через социальную правовую политику. Среди целей и ценностей социальной политики в первую очередь следует назвать императивы социальной безопасности, социальной солидарности, социальной справедливости, социальной стабильности, социальной помощи, социального благополучия, социального баланса, развития человеческих ресурсов. Принцип социальной справедливости означает требование того, чтобы государство обеспечивало непрерывную возможность равной защиты всех прав граждан, прав, составляющих общие предварительные условия развития определенных человеческих возможностей, охранять которые можно только косвенным образом. Это значит, что при выработке и реализации законов, регулирующих социальные и экономические проблемы, следует принимать во внимание их предвидимое влияние на человеческие права всех граждан в условиях данной страны36).

      Свою  роль в реализации данного вида правовой политики призвано сыграть гражданское право. Анализ норм Гражданского кодекса РФ дает основание считать, что моральный фактор, понятие "нравственное сознание" пронизывают и связывают воедино экономические, имущественные отношения в Российской Федерации. В юридической литературе советского времени вопрос о социальной справедливости активно обсуждался, однако в кодифицированном гражданском законодательстве термины "справедливость", "добросовестность", "разумность" непосредственно в формулировках статей не употреблялись. В настоящее время в основных положениях Гражданского кодекса РФ (разд. 1) содержится сжатая, но четкая формулировка, закрепившая требование законодателя ко всем участникам гражданских правоотношений о необходимости добросовестности, разумности, справедливости (п. 2 ст. 6). Положения норм материального права получают закрепление в номах процессуального права и, как следствие, в судебной практике.

      Например, понятие "добросовестный налогоплательщик" получило широкое правоприменение после принятия Конституционным Судом Российской Федерации ряда решений. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. № 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"37) впервые введено понятие "добросовестность" применительно к налогоплательщику, с указанием на то, что повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. По мнению суда, взыскиваемые в таком случае денежные суммы не являются недоимкой, поскольку конституционная обязанность по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части имущества добросовестного налогоплательщика в рамках публично-правовых отношений фактически произошло. Как отмечает В.А. Белов, налоговые органы с невиданным энтузиазмом ухватились за созданный Конституционным Судом РФ институт - институт недобросовестного налогоплательщика38).

Информация о работе Общие принципы права как источник права