Ограничение прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – показать виды ограничений, основания и порядок ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов, какая ответственность возникает за нарушение прав и свобод гражданина, конституционно-правовые пределы и принципы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Ограничение прав человека: понятие, основание, виды, пределы . 5
1.1 Признаки конституционных ограничений. . . . . . . . . . . 5
Глава 2. Порядок введения . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.1 Чрезвычайное положение . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.2 Военное положение . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.3 Меры и временные ограничения, применяемые в условиях
чрезвычайного положения . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.4 Гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных
лиц в условиях чрезвычайного и военного положениях . . . . . 12
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

Стр.

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     3

Глава 1. Ограничение прав человека: понятие, основание, виды, пределы .        5

1.1 Признаки конституционных ограничений. . . . . . . . . . .        5

Глава 2. Порядок введения . . . . . . . . . . . . . . . . .        8

2.1 Чрезвычайное положение . . . . . . . . . . . . . . .        8

2.2 Военное положение . . . . . . . . . . . . . . . . .      10

2.3 Меры и временные ограничения, применяемые в условиях

      чрезвычайного положения . . . . . . . . . . . . . . .      11

2.4 Гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных

      лиц в условиях чрезвычайного и военного положениях . . . . .      12

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      16

Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . .      18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить гражданские права и свободы. Вопрос, однако, заключается в том, кто, на каком основании, на какое время и в каких пределах может или должен это делать. Нетрудно понять, что в таком сложном деле волюнтаризм, а тем более злоупотребления недопустимы. Конституции стран мира, допуская ограничения прав, устанавливают строгие основания и порядок их осуществления. Поскольку главная опасность необоснованных ограничений исходит от исполнительной власти, конституции обычно предусматривают возможность ограничений основных прав только законом или на основании закона,  т.е.  актами, в принятии которых исполнительная власть прямо не участвует.

В Российской Федерации  конституционное регулирование  вопроса об ограничении прав и свобод начинается с установления незыблемости этих прав. Часть 2 ст. 55 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»1. Это общее правило, которое указывает на невозможность принятия законов, попирающих права и свободы без всяких оснований (термин «умаление», однако, следует признать юридически недостаточно ясным, скорее всего в данном контексте он означает любое сокращение объема разрешаемых действий).

Но, следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Цель данной курсовой работы – показать виды ограничений, основания и порядок ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов, какая ответственность возникает за нарушение прав и свобод гражданина, конституционно-правовые пределы и принципы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Ограничение прав человека: понятие,

основание, виды, пределы

 

1.1 Признаки конституционных ограничений

 

  1. Связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лишением определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно, на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите (интересов правопорядка);
  2. Сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного «предельно допустимого» уровня.
  3. Отличаются от ущемлений, которые тоже являются специфическими ограничениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, то есть правонарушениями (конституционные же ограничения – законные, правомерные средства).

Конституционные ограничения прав и свобод можно классифицировать по следующим основаниям:

  1. В зависимости от прав и свобод – на ограничения гражданских и политических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (например, в использовании права собственности на землю). Однако следует помнить, что среди прав есть такие, которые вообще не должны ограничиваться.
  2. В зависимости от времени действия – на постоянные, которые установлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте «о чрезвычайном положении» и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации. Так же приостановлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа. Что касается постоянных ограничений, то это название весьма условно, ибо по мере развития науки и техники, расширения возможностей человека, утверждения идей гуманизма и демократии все чаще складываются ситуации, когда те или иные ограничения отменяются.
  3. В зависимости от сферы действия – на общие, которые распространяются на все права и свободы и индивидуальные – распространяются только на отдельные права и свободы. Например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права – неприкосновенности жилища).
  4. С учетом пределов использования – на государственные (федеральные, субъектов Федерации) и муниципальные;
  5. По содержанию – на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.);
  6. По способам осуществления – запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности и др.

Многообразие теоретических трактовок обусловило терминологическую неоднозначность употребления в международно-правовых документах положений о правовых ограничениях прав и свобод человека и гражданина.

Так, например, ст. 29 Всеобщей декларации прав человека гласит: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали и общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе», то есть в данном документе используется термин "ограничение".

В ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод употребляется термин «ограничение»: «осуществление свобод выражения мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом».

В ст. 5 Декларации прав человека и гражданина 1789г. провозглашено, что закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества; все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом. В Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ используется термин «ограничение»; в Американской конвенции о правах человека – «приостановление гарантий».

Таким образом, единого в терминологическом выражении понимания вопросов, связанных с ограничением конституционных прав и свобод, до настоящего времени достигнуть не удалось.

 

Глава 2 Порядок введения

 

2.1 Чрезвычайное положение

 

Чрезвычайное положение – особый правовой режим, временно вводимый для  обеспечения безопасности граждан  и защиты конституционного строя. Такой режим меняет характер деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц и общественных объединений, допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан. Порядок введения чрезвычайного положения регулируется конституциями и законами, соответствующий акт принимается главой государства. Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 4) указывает, что чрезвычайное положение вводится в условиях, когда жизнь нации находится под угрозой, о чем официально объявляется; в этих условиях государство может принимать меры в отступление от своих обязательств по данному Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, эти меры не должны влечь за собой дискриминацию исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. О таких отступлениях государство обязано немедленно информировать Генерального секретаря ООН. Не допускается отступление от защиты ряда прав человека (на жизнь, против применения пыток, против рабства и др.)2

В России чрезвычайное положение регламентируется Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (в редакции от 30 июня 2003г.). Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

А) попытки насильственного изменения  конституционного строя, захвата или  присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Б) чрезвычайные ситуации природного и технического характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникших в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно – спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайные положения на всей территории Российской Федерации или  в ее отдельных местностях вводится указом президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федераций и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Указ Президента подлежит утверждению Советом Федераций. В указе должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП; обоснование необходимости введения ЧП; границы территории, на которой вводится ЧП; силы и средства, обеспечивающие режим ЧП; перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений; государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление применяемых мер; время вступления указа в силу, а также срок действия ЧП. Указ Президента подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Указ Президента, не утвержденный Советом Федераций, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население страны или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении ЧП. При введении ЧП на всей территории РФ Совет Федераций и Государственная Дума продолжают свою работу в течение всего периода действия ЧП. Срок действия ЧП, вводимого на всей территории РФ не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток (допускается продление).

Закон устанавливает меры и временные  ограничения, применяемые в условиях ЧП, силы и средства, обеспечивающие режим, особое управление соответствующей территории. Гарантии прав граждан, ответственность граждан и должностных лиц предусматривают установление пределов временных ограничений, порядок и условия применения физической силы и специальных средств, порядок задержания граждан, ответственность за нарушение требований режима, осуществление правосудия и деятельность прокуратуры. Законом установлен исчерпывающий перечень возможных ограничений прав и свобод на время ЧП. Данный Закон предусматривает, что неправомочное применение силы сотрудниками правоохранительных органов, как и превышение должностными лицами своих полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, влечет за собой соответствующую ответственность.

 

2.2 Военное положение

 

Федеральный конституционный закон «О военном  положении» от 30 января 2002 г. Определяет военное положение как особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии. В период действия военного положения, вводимого указом Президента РФ с утверждением Совета Федерации, допускается ограничение прав и свобод граждан, деятельности организаций и должностных лиц; на них могут возлагаться дополнительные обязанности.

В добавление к тем  ограничениям прав и свобод, которые  указаны выше применительно к  чрезвычайному положению, меры военного положения предусматривают приостановление деятельности, подрывающей в условиях военного положения обороны и безопасность РФ, привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, изъятие для нужд обороны имущества у организации граждан, запрещение или ограничение выбора места пребывания или жительства, запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток, введение военной цензуры за почтовыми отправлениями интернирование граждан иностранного государства.

 Выборы и референдумы  при военном положении не проводятся  на период военного положения граждан обязаны: выполнять требования органов государственной власти и военного управления, являться по вызову этих органов, участвовать в выполнении работ для нужд обороны, предоставлять необходимое имущество. Определенные обязанности возлагаются на организацию, находящиеся на соответствующей территории.3

 

2.3 Меры   и временные   ограничения,   применяемые  в   условиях чрезвычайного положения

 

Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного  положения на период действия чрезвычайного  положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:

Информация о работе Ограничение прав и свобод человека и гражданина