Органы государственной власти. Характеристика республиканской формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Механизм государства - представляет систему государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Содержание

Органы государственной власти
Характеристика республиканской формы правления
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 38.02 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский Государственный  Университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

               

 

 

 

Кафедра теории государства  и права

 

Контрольная работа по дисциплине

«Теория государства и  права»

Тема:  Органы государственной власти.

            Характеристика республиканской  формы правления.

 

 

 

                                                                            Выполнила: студентка

                                                                            группы ЮВ – 13 – 4

                                                                  Багайникова К.А.

                                                                              Проверил: Манкина И.Н.

 

 

 

Чита 2013

Содержание

  1. Органы государственной власти
  2. Характеристика республиканской формы правления
  3. Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Органы государственной  власти.

Механизм государства - представляет систему государственных органов, посредством которых реализуется  государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной  деятельности, наделенное соответствующей  компетенцией и опирающееся в  процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и  принудительную силу государства. Наделение  государственных органов полномочиями государственно-властного характера  является наиболее существенным признаком  государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет  провести достаточно четкое различие между государственными органами, с  одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и  учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны. Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может  издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией. Систему органов государственной власти Российской Федерации образует совокупность государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти. Государственным органом является гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке. Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим принципом система органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ). В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации. Федеральные органы государственной власти (прокуратура, федеральные суды, федеральные органы налоговой полиции и др.), функционирующие на территории субъекта федерации, не входят в систему органов государственной власти соответствующего субъекта. По отношению к этим федеральным органам субъекты федерации могут обладать определенными полномочиями, но в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Актуальность данной темы заключается  в том, что от правильного построения органов государственной власти зависит эффективность управления государством, а значит и социальное, экономическое, политическое положение нации. Отсюда теоретическая значимость работы заключается в раскрытии основных принципов построения и системы органов государственной власти в Российской Федерации. Практическая значимость работы заключается в том, что на основе проведенного анализа системы государственных органов РФ можно увидеть слабые стороны современного государственного механизма управления в России и выработать стратегию его совершенствования.

Органы государства образуют государственный  аппарат. Включение государственных  организаций в механизм государства  обусловлено тем, что государство  не только является политической организацией, но и выполняет экономическую, культурную, социальную и иные функции. Государственные  организации непосредственно претворяют в жизнь государственно-властные предписания и создают материальные и духовные блага. Таким образом, механизм государства понимается в двух аспектах: в узком смысле -- как органы государства и в широком -- как совокупность государственных органов и учреждений. Для выполнения своих функций и задач органы государственной власти наделены властными полномочиями. На структуру государственного аппарата и принципы его формирования оказывают влияние различные факторы исторического, культурного, экономического, политического и иного характера. На каждом этапе исторического развития общества в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые выполняет государственная власть, могут меняться характер и структура государственного аппарата, его органов. В демократическом правовом обществе сущность государства, его органов выражается в обеспечении прав и свобод личности, безопасности граждан и общества в целом.  Основным структурным элементом государственного аппарата является государственный орган. Каждый орган государственной власти представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные функции, регламентируемые законодательством. Органы государственной власти обладают рядом таких характерных качеств или признаков, которые позволяют отличать их от других органов негосударственных общественно-политических организаций. 

Во-первых, порядок организации  и деятельности органов государственной  власти основан на единстве правовых принципов, закрепленных в конституции  страны и других законодательных  актах.

Во-вторых, органы государственной  власти для выполнения возложенных  на них функций и задач наделены государственно-властными полномочиями.

В-третьих, между органами государственной  власти и функциями государства  существует тесная обратная связь.

В-четвертых, органы государственной  власти для обеспечения возложенных  на них задач и функций располагают  необходимыми материальными средствами.

Государственный аппарат включает в себя систему органов государственной  власти, посредством которых осуществляется государственное управление обществом. Органы государственной власти выступают  от имени государства, представляя  государство в целом как в международных, так и во внутригосударственных отношениях. Решая конкретные задачи и выполняя функции в определенных областях общественной жизни, органы государственной власти таким образом участвуют в решении наиболее общих задач государства в осуществлении его функций. Органы государства имеют единую правовую базу, а порядок их организации и деятельности определяется конституцией страны и другими нормативно-правовыми актами.

Классификацию органов государства  можно проводить по различным  основаниям. По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они могут быть образованны двумя способами: либо в порядке наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в установленном порядке, при этом получая властные полномочия от избирателей (представительные органы). Первичные- это, как правило, избираемые народом органы государственной власти. К ним относятся представительные (законодательные) органы государственной власти Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации, глава государства- Президент Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации. Производные- это формируемые другими органами государственной власти (например, Правительство Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации формируются Советом Федерации Российской Федерации и т. д.).

По объему властных полномочий или  территориальному признаку органы государства  классифицируются на высшие и местные  или на федеральные органы государственной  власти и органы государственной  власти субъектов Российской Федерации. Федеральные органы государственной  власти осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд  Российской Федерации, Верховный Суд  Российской Федерации, Высший Арбитражный  Российской Федерации, Генеральная  Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, федеральные министерства и т.д. Помимо всех вышеперечисленных классификаций, выделяют еще и классификацию по срокам полномочий. Здесь органы государства разделяют на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока своего действия, тогда как временные - для выполнения краткосрочных задач и достижения краткосрочных целей (например чрезвычайные ситуации).

В структуре государственных органов  выделяют еще и правоохранительные органы, которые включают органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуру.

На механизм государства и классификацию  его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым  создаются законодательные, исполнительные и судебные органы. Статья 10 Конституции  устанавливает, что государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Органы законодательной  власти

Законодательная власть- власть в  области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой  законодательства. В функции законодательных  органов также входит утверждение  изменений в налогообложении, утверждение  бюджета страны, ратификация международных  соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной  власти-  парламент. В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах- законодательными собраниями (парламентами).

При парламентской форме правления  законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций- назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления  президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства - президентом, который  имеет право роспуска парламента. В соответствии со статьей 94 Конституции  РФ Федеральное Собрание - парламент  Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат- Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. Основная деятельность органов законодательной власти- это принятие законов и формирование других государственных органов (назначение должностных лиц). Однако функции Парламента не ограничиваются законодательной деятельностью, но охватывают также контроль за исполнительной властью посредством форм и способов, определенных Конституцией Российской Федерации и соответствующими ей федеральными законами.

Органы исполнительной власти

Исполнительная власть- это ветвь власти, которая осуществляет функции управления на основе действующих законов и нормативных актов. Исполнительная власть независима от законодательной власти, которая тем не менее считается главенствующей, первой властью. Исполнительная власть принадлежит либо президенту- главе государства, и правительству (в т. н. президентских республиках), либо главе государства (в парламентских странах). Реальная роль главы государства в процессе осуществления полномочий исполнительной власти в парламентских странах сугубо номинальная. В современную эпоху фактическое значение исполнительной власти выходит далеко за рамки, установленные теоретически, и самими конституциями. Исполнительная власть весьма активно способствует осуществлению полномочий законодательной властью, будучи главным источником законодательной инициативы и результативно влияя на законодательную деятельность парламента. Особое место в системе органов государственной власти занимает глава государства. Главой государства в республиках является- президент. Институт президентства учрежден во многих государствах, где имеются демократические формы правления.

Правовой статус и полномочия Президента Российской Федерации закрепляются в главе 4 Конституции страны. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент является главой государства. Как глава государства Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и на международной арене. Круг полномочий (функций) Президента четко определяется Конституцией Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство  Российской Федерации. Правительство  Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации  и федеральных министров. К органам исполнительной власти также относятся федеральные министерства и комитеты Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок формирования и деятельности органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, уставами субъектов Федерации, законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с конституцией Российской Федерации президент Российской Федерации назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации и членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти. Правительство Российской Федерации исполняет и проводит в жизнь федеральные законы.

Информация о работе Органы государственной власти. Характеристика республиканской формы правления