Основные концептуальные модели соотношения права и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:03, контрольная работа

Краткое описание

Огромное значение эта проблема имеет для становления современного Российского государства. Для дальнейшего поступательного развития России необходимо создание таких условий, где право, государство и экономика будут органически взаимодействовать, и дополнять друг друга. На современном этапе развития Российское государство стоит перед сложным выбором дальнейшего пути.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства …………………………………………………………………………………...5
2. Воздействие государства на право. Юридическая (правовая) политика государства ………………………………………………………………………..8
3. Воздействие права на государство. Принцип связанности государства правом (верховенство права) …..……………………………………………….13
Заключение …………………………………………………………………........19
Список используемой литературы……………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

контроша по маулю № 15.docx

— 38.98 Кб (Скачать файл)

 

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Нижневартовский филиал

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по правоведению

 

ОСНОВНЫЕ  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СООТНОШЕНИЯ  ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

                                                                          студент II курса

заочно-сокращённой  формы

группы УТСбзс-11

Поздняк Д.А.

 

 

                                                                                Проверил:

Мауль В.Я.

 

 

Нижневартовск, 2013

ПЛАН:

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Методологические подходы к  проблеме соотношения права и  государства ……………………………………………………………………………………...5

2. Воздействие государства на  право. Юридическая (правовая) политика  государства ………………………………………………………………………..8

3. Воздействие права на государство.  Принцип связанности государства  правом (верховенство права) …..……………………………………………….13

Заключение …………………………………………………………………........19

Список используемой литературы……………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Юридические науки представляют собой систему  разнородных знаний, объединенных одним  объектом и взаимосвязанных между  собой. Теория государства и права  является составной частью юридических  наук и в тоже время это обществоведческая  наука, имеющая свой особый предмет  исследования.

Огромное  значение эта проблема имеет для  становления современного Российского  государства. Для дальнейшего поступательного  развития России необходимо создание таких условий, где право, государство  и экономика будут органически  взаимодействовать, и дополнять  друг друга. На современном этапе  развития Российское государство стоит  перед сложным выбором дальнейшего  пути. Необходимо определить тенденции  в изменениях государства, права  и экономики, с тем, чтобы учитывать  их при начавшемся строительстве  демократии и правового государства, чтобы максимально уравновесить интересы всех социальных групп и  создать условия для полноценного, материального и духовного, развития общества и личности.

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной  силой их осуществления. Государственная  власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как  особого институционального образования. Она присутствует в праве и  как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал  для снижения целей государственной  политики. В то же время влияние  государства на право, не следует  абсолютизировать и рассматривать  в духе статистических воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком  или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной  самостоятельностью, собственными, внутренне  присутствующими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение.

Вообще  теоретические модели соотношения  права и экономики исторически  формировались в поисках оптимального соотношения между экономической  свободой и экономическим равенством людей. В рамках западных учений экономическую  и личную свободу индивида считали  основополагающей.улирование государство право

Целью работы выступает теоретико-правовой анализ сложившихся концептуальных подходов к исследованию трактовок понятия, сущности, содержания и пределов правового  вмешательства в рыночную экономику, правовых и организационных форм, а также соотношения методов  государственно-правового регулирования  экономических отношений и уровня развития экономической системы  России.

Цель  исследования предопределила постановку ряда основных задач, решение которых  и составляет содержание данной работы:

провести  теоретико-правовой анализ существующих подходов к пониманию сущности государственно-правового  вмешательства в экономическую  сферу;

уяснить природу и сущность интереса как  критерия необходимого правового вмешательства  государства в экономику;

выявить правовые и организационные формы  государственно-правового регулирования  экономики;

определить  наиболее оптимальные формы и  методы юридического воздействия на общественные отношения в сфере  экономики;

выработать  предложения по совершенствованию  правовой политики российской государственности  в экономической сфере, применительно  к общемировым интеграционным процессам.

 

 

 

1.Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства.

Фундаментальная проблема соотношения права и  государства выступает юридической науке относится к числу наиболее дискуссионных и в тоже время по существу не разработана. А между тем вопрос о том, в каких взаимоотношениях находятся государство и право, имеет ли государство верховенствующее значение по отношению к праву или же, напротив, подчинено ему, имеет не только теоретическое, но важное практическое значение. Среди философов, юристов и политиков взгляды на эту проблему существенно и полярно расходятся. Обобщенно можно выделить следующие направления в понимании данного вопроса.

Согласно  рассматриваемой теории, государство  предшествует праву, порождает его. Право с этой точки зрения, есть совокупность норм (велений, установлений, приказов государства), посредством  которых государственная власть осуществляет руководство обществом. Основание права выступает государственная  власть, которая в свою очередь  основывается на силе.

Очевидно, что современное общество не может  обойтись без государства. Существует объективная потребность в защите государством социальных прав граждан, в его покровительстве культуре, образованию. В тоже время есть объективные  приделы такого вмешательства. Это  обстоятельство как раз не учитывается  теорией и практикой этатизма, в соответствии с которым право  рассматривается как продукт  государственной деятельности, как  его следствие.

Такой подход имел широкое распространение в  отечественной юридической литературе. Считалось, что право находится  в подчиненном от государства  положении. Оно есть инструмент, средство (принуждения) для достижения государственных  целей. Основанием данного подхода  служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства.

Подобный  взгляд на проблему выводит государство, его институты за пределы зоны влияния права: если государство  – источник права, то государство не может быть им связано. Такой подход исключает проблему правомерности государственной власти. Не случайно поэтому, что этатизм получивший широкое распространение в Германии и России, в немалой степени благоприятствовал формированию в этих странах тоталитарных систем. Вместе с тем этатизм не тождественен тоталитаризму, - последний есть крайнее появление этатизма.

Иной, противоположный  взгляд на соотношение государства  и права утвердился в русле  естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного  права исходили из ограничения государства  правом, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. Право представлялось единым неизменным правопорядком, одинаковым для всего человечества на все  протяжении истории. Нормы положительного права, согласно естественно-правовым воззрениям, не есть результат деятельности государства, - они суть порождение идеального правопорядка. Государство  – продукт права, оно учреждается  юридическими способами, предусмотренными предшествующим государству правопорядком.

Стремление  избежать крайностей в вопросе соотношения  государства и права обусловило появление дуалистического подхода, в соответствии с которым связь  между государством и правом не носит  столь однозначный причинно-следственный характер. Связь видится более  сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство и право  друг без друга не могут существовать.

Достаточно  образно этот подход охарактеризовал выдающийся немецкий юрист XIX века Р. Иеринг. Соотношение государства (власти) и права он представлял в виде двух сил, борющихся из-за господства – в виде Аримана (власти) и благочестивого Ормузда (права). В действительности же, отмечал Иеринг, Ормузд – не что иное, как облагороженный Ариман. Ариман без Ормузда есть нечто нереальное. Ормузд без Аримана – тень.

То, что  государство и право оказывают  взаимное влияние друг на друга, представляется бесспорным. Однако каков характер этой связи и каковы пределы взаимовлияния  государства и права? Отвечая  на вопрос о том, как Ариман превращается в Ормузда, Иеринг обосновывает идею самоограничения государства: государство  создает право и само же ему  подчиняется. «границы самоограничения  государства определяются посредством  закона».

Если  подходить к проблеме соотношения  государства и права с позиции  современных реалий демократического общества, то наиболее предпочтительной представляется обоснованная с позиции  либеральной юриспруденции идея связанности государства правом. В своем завершенном виде теория связанности государства правом сформировалась во второй половине XIX века. Хотя уже античные мыслители усматривали «спасение государства» там, «где законы – владыка над правителями», однако до принципа связанности государства правом они не поднялись. Мыслители эпохи Возрождения исходили из того, что высшая власть в государстве не связана своими собственными решениями. Они считали, что суверенная власть вполне произвольно может менять свои решения и что принцип связанности суверена своими решениями является недоступным по причине того, что, как выразился Т. Гоббс, «как нельзя самого себя одаривать, так нельзя самого себя обязывать».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Воздействие  государства на право. Юридическая  (правовая) политика государства.

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной  силой их осуществления. Государственная  власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как  особого институционального образования. Она присутствует в праве и  как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал  для снижения целей государственной  политики. В то же время влияние  государства на право не следует  абсолютизировать и рассматривать  в духе воззрений, признающих право  исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или  атрибутом. Не только государство, но и  право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присутствующими  ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению  к государству самостоятельное  значение. Если и допустимо рассматривать  право в качестве инструмента  государства, то лишь с оговоркой, что  и государство в той же мере является инструментом по отношению  к праву.

Наиболее  ощутимое воздействие государства  на право проявляется в сфере  правотворчества и право реализации. Право формируется при непременном участии государства. Однако государство не столь формирует право, сколько завершает право образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы. В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и проч. Недооценка этого принципиального важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Вряд  ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической  теории взглядами, согласно которым  образование права рассматривается  в полном отрыве от государства. Вне  и помимо конструктивной деятельности государства существование права  как институционального образования  немыслимо. Вместе с тем роль государства  в право образовательном процессе лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем:

1. Осуществление  правотворческой деятельности. Государство  в соответствии с познанными  законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза  определяется потребность в юридической  регламентации тех или иных  отношений (деятельности), определяет  наиболее рациональную юридическую  форму (закон, акт исполнительной  власти) и учреждает общие нормы,  придавая им авторитетом государственной  власти формально-юридический, всеобщий  характер. В буквальном смысле  это означает, что государство  устанавливает нормы права.

2. Санкционирование государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ производства права является преобладающим. Так, образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые были выработаны мусульманской доктриной.

3. В признании  юридически обязательными регуляторами  поведения фактически сформировавшихся  и существующих отношений и  связей, вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом, формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм нормативные договоры.

Информация о работе Основные концептуальные модели соотношения права и государства