Основные теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 04:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить особенности происхождения государства и права.
В современной теории государства и права наиболее распространенными считаются теологическая, патриархальная, договорная и материалистическая теории происхождения государства, а также теория насилия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Исторические предпосылки происхождения государства и права 5
Глава 2. Теории происхождения государства и права 8
2.1 Теологическая теория 8
2.2 Патриархальная теория 9
2.3 Органическая теория 10
2.4Теория насилия 12
2.5 Психологическая теория 14
2.6 Теория общественного договора (Договорная теория) 15
2.7 Ирригационная теория 23
2.8 Материалистическая (классовая) теория. 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Основные теории происхождения государства и права.docx

— 59.07 Кб (Скачать файл)

2.3 Органическая теория

 

Эта теория возникла в древности и окончательно сформировалась в XIX в. Ее представителями  были Г. Спенсер, Вормс, Прейс. Первые представления  о государстве как своеобразном подобии человеческого организма  были сформулированы древнегреческими мыслителями. Платон сравнивал структуру  и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм. На этом основании он отрицал  возможность существования человека как существа, изолированного от окружающего  мира. Общество и государство представляют собой единый организм.

Г. Спенсер  рассматривает государство в  сравнении с живым организмом, т.е. как общественный организм, состоящий  из отдельных людей (частей). Он считал, что государство образуется одновременно со своими составными частями (людьми). Поэтому оно будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Чтобыне допустить исчезновение человека как биологического вида, что означало бы одновременно гибель государства и общества - он считал необходимым добиваться гармонизации между естественными и социальными законами человеческого бытия.6

Под государственной  властью он понимал господство целого над своими составными частями, выражающееся в обязанности государства обеспечивать благополучие своего народа. В здоровом организме все клетки функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, а больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма. В этой посылке просматривается системный и взаимозависимый подход к содержательной характеристике государства и общества.

В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Наиболее полное научное объяснение этому процессу дал Чарльз Дарвин, рассматривавший этот процесс как эволюционное происхождение всех видов путем естественного отбора в течение многих тысяч лет. Он считал, что человек произошел от обезьяны. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом. Низшие классы обеспечивают его жизнедеятельность.

До недавнего  времени в СССР и других социалистических государствах это учение, объясняющее происхождение мира, считалось официальным и единственно верным. Сейчас оно постепенно утрачивает свое влияние и рассматривается как одна из многих теорий. Например, в сентябре 2004 г. министерство образования Сербии постановило изучать теорию эволюции Чарльза Дарвина только параллельно с освоением креационизма - учения о божественном сотворении мира.7

Такой же подход наблюдается и в ряде развитых государств (Испания, Италия).

В США  каждая третья школа не считает необходимым  знакомить детей с теорией  эволюции, считая ее «инструментом  развращения невинных душ». В других школах США дарвинизм преподается  лишь как гипотеза, а не как научно доказанный факт.8

2.4 Теория насилия

 

Принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако идейные предпосылки зародились еще в эпоху рабовладения.

Как самостоятельное  учение она возникла в XIX в. Ее представителями  были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. На этапе первоначального формирования они объясняли возникновение  государства и права факторами военно-политического характера, т. е. завоеванием одним племенем другого. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы. Однако государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще существует юридически закрепленное неравенство между победителями и побежденными. Фактор насилия представителями этой теории рассматривался и с точки зрения противопоставления интересов между различными слоями общества - внутреннее насилие, влекущее за собой начало гражданской войны (революции).

Насилие рассматривается не как некое  ограниченное и локальное, а как  глобальное и естественное явление. Оно влечет за собой не только противостояние сторон, но и порождает определенные социально экономические последствия (порождение рабства, возникновение частной собственности, изменение государственного строя). Абсолютизируя роль насилия, эта теория не учитывает того, что многие государства и правовые системы создаются и развиваются не только в результате завоеваний или революций. Следует отметить, что в целом фактор насилия как причина возникновения государств носит вторичный характер. Однако в определенные этапы исторического развития он, на какое-то время, становится доминирующим. Например, в результате второй мировой войны в восточной Европе возникла система социалистических государств.

Марксистско-ленинское учение к этой теории относилось избирательно. Для подтверждения правильности своих практических действий представители этой теории выделяют три вида насилия: революционное, либеральное и реакционное. Е. Дюринг считал, что основой общественного развития являются внутренние факторы - формы политических отношений. Экономические отношения он считал производными от политических. Поэтому политическая сила является первоначальным фактором возникновения государства. В качестве доказательства обоснованности своей точки зрения он отмечает, что в интересах нормального развития любое решение общества должно приниматься большинством голосов. Оставшиеся в меньшинстве обязаны подчиняться воле большинства. Возникновение права собственности, классов и самого государства он рассматривал как результат насилия одной части общества над другой.9

Л. Гумплович  является сторонником теории внешнего насилия (его точку зрения разделял и К. Каутский). Он считал, что государство  возникает в результате завоевания одного племени другим. Победившее племя становится господствующим. Проигравшие  теряют свободу и становятся эксплуатируемыми (чаще всего рабами). Рабство ведет  к появлению частной собственности  и классов. Это накладывает отпечаток  на образ жизни и способствует переходу от кочевого быта к оседлому с развитием новых видов трудовой деятельности (земледелие, торговля). Ведущиеся  войны содержат в себе не только разрушительное воздействие, но и созидательные  начала в виде образования новых  государств. Истоком возникновения  и развития характера государственной  власти он считал на первом этапе обычное  физическое превосходство (подчинение одного племени другим), переходящее  затем в политическое и экономическое. Насилие им рассматривается как  глобальное и естественное явление, порождающее единство интересов  победителей и побежденных, правящих и управляемых. Эти факторы влекут за собой необходимость решения  новых социально экономических  вопросов. Дальнейшее развитие общественных отношений в рамках государства, по мнению Л. Гумпловича, идет по пути демократизации. Это проявляется в развитии равноправия между различными слоями населения и смягчении применяемых государством методов властвования. Государство приобретает либеральные черты. Постепенно в нем развивается институт парламентаризма и образуется «современное культурное государство». Однако в основе такого характера развития событий, по его мнению, лежит насилие. Во многом противореча самому себе, он не считал современные ему капиталистические государства инструментами насилия.

2.5 Психологическая теория

 

Представителями этой теории, возникшей в середине XIX в., были Г. Тард, Л. И. Петражицкий (1867-1931 гг.). Они объясняли появление государства и права через свойства человеческой психики, т. е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты. Народ рассматривался как пассивная инертная масса, ищущая подчинения.

Общество  и государство они рассматривали  как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Человеку присуща психологическая  потребность жить в рамках организованного  сообщества, а также в необходимости  коллективного взаимодействия.10

В своих  работах Л. И. Петражицкий подразделял  право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся  по зову «внутреннего голоса» совести. Позитивное правовое представление  основывается на точке зрения авторитетного  человека или на внешнем нормативном  акте. Он считал, что право предназначено  выполнять две общественно значимые функции: распределительную - наделение граждан материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности личности, свободы слова и свободы собственности; организационную - наделение определенной категории субъектов права властными полномочиями.

2.6 Теория общественного договора (Договорная теория)

 

Эта теория объясняет происхождение государства  посредством заключения общественного  договора, рассматриваемого как результат  разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение  людей с целью лучшего обеспечения  свободы и взаимных интересов. Поэтому  государство рассматривается как  искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие  им свободы и порядок в обществе.

Ее отдельные  положения разрабатывались еще  в V-IV в. до н. э. софистами в Древней Греции. Согласно этой теории, в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок, возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Основой теории общественного договора является положение о том, что этапу  возникновения государства предшествовал  период естественного состояния  человека. Сторонники теории естественного  права считают возникновение  государства как результат принятия юридического акта - общественного договора. Они различают два вида права: естественное - предшествовало появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения); позитивное - возникает с государством, формулируется им и является логическим продолжением естественного права в реальных условиях.

Содержание  понятия естественного права  включает в себя представления о  правах принадлежащих человеку и  гражданину от рождения. Римские юристы наряду с гражданским правом и  правом народов выделяли естественное право (jusnaturale) как отражение законов  природы и естественного порядка  вещей. Сейчас нормы естественного  права являются общеобязательными для каждого современного государства. Основные права человека и гражданина, соблюдение которых является обязанностью государства, определены нормами международного права.

Несмотря  на противоречивый характер некоторых  положений, основные положения этой теории отражены в ряде конституций  современных государств, в том  числе США и России. В конституциях провозглашены условия между  проживающими на территории народами, способствующие достижению целей договора - справедливость, свобода, безопасность, оборона, всеобщее благосостояние.

Теория  общественного договора критикуется  по нескольким положениям.

М.Н. Коркунов полагал, что договорные начала в образовании общества и государства приводят к индивидуалистическому пониманию общественной жизни. Не личность считалась обусловленной общественной средой, а наоборот, общественный порядок являлся всецело определяемым произволом отдельных личностей. Г. Ф. Шершеневич отмечал, что сторонники механического представления редко становились на точку зрения исторической действительности. Для них общественный договор - только методологический прием. А. И. Денисов считал договорную теорию антиисторичной, так как «в основу общественной жизни кладет индивида, человека. Вместе с тем эта теория односторонняя: подчеркивая, что историческое развитие должно определяться природой человека, она не замечает того, что человек воздействует на природу и создает себе новые условия существования».

Основные  положения договорной теории были сформулированы в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и других. Они сходились во мнении о том, что правовое государство может возникнуть только посредством заключения общественного договора. Рассмотрим узловые моменты некоторых ученых, являющихся сторонниками и разработчиками положений этого учения.

Основные  положения учения Д. Локка. В догосударственном  обществе люди могли быть свободны в определении характера своих действий. Природное равенство он рассматривает не как возможность вседозволенности, а как основание и возможность для мирного существования между собой. Возникающие между ними взаимные права и обязанности были основаны на принципах справедливости и милосердия. Базовыми естественными правами человека он считал право на жизнь, свободу и собственность. Эти положения он сформулировал следующим образом. Все люди равны и независимы, ни один из них не должен наносить ущерб жизни и здоровью другого, его свободе и собственности. Право на жизнь он считал естественным правом. Человек не может передать другому то, чем он сам не владеет - власть над своей собственной жизнью. Он считал, что источником возникновения права собственности является труд человека. Естественное состояние человека содержит не только положительные, но и отрицательные черты, к которым он относил отсутствие единого закона, регулирующего отношения между людьми; отсутствие специальных людей (судей), основным предназначением деятельности которых было бы справедливое разрешение возникающих споров; ограниченность возможностей отдельных людей, пытающихся в одиночку решать задачи общества.11

Для лучшей возможности защиты своей собственности (жизнь, свобода, имущество) люди посчитали  необходимым объединиться в государство, передав ему часть своих полномочий. Д. Локк характеризует два способа  формирования общества - формируемые на мирной и добровольной основе и возникающие в результате силовых действий (захват власти другим политическим обществом в результате военных действий или узурпация власти и установление тирании).

При мирном развитии событий государство получает право и власть на действия от имени  и в интересах общества, включая  при необходимости возможность применения к отдельным членам общества мер принуждения. Д. Локк считал передачу власти первоначальным правом и источником законодательной и исполнительной властей, а также правом самих правительств. Власть созданного политического органа не должна выходить за рамки требований справедливости и общего блага. В интересах общественного согласия при разнообразии мнений и существующих противоречий каждый член общества обязательно должен подчиняться решению (требованию) большинства. В противном случае идеи общественного договора не будут иметь смысла. Вступая в создаваемое ими политическое общество, люди могут договориться о любой форме правления. Изначально власть принадлежала только одному «авторитетному» человеку. Это делалось на основе общего согласия для возможности защиты от угроз, исходящих извне государства. Абсолютную монархию он считал несовместимой с гражданским обществом. Государь, обладая всей полнотой власти (законодательной, исполнительной и судебной) мог в своих действиях бесконтрольно выходить за рамки общей пользы.

Информация о работе Основные теории происхождения государства и права