Основные теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 04:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить особенности происхождения государства и права.
В современной теории государства и права наиболее распространенными считаются теологическая, патриархальная, договорная и материалистическая теории происхождения государства, а также теория насилия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Исторические предпосылки происхождения государства и права 5
Глава 2. Теории происхождения государства и права 8
2.1 Теологическая теория 8
2.2 Патриархальная теория 9
2.3 Органическая теория 10
2.4Теория насилия 12
2.5 Психологическая теория 14
2.6 Теория общественного договора (Договорная теория) 15
2.7 Ирригационная теория 23
2.8 Материалистическая (классовая) теория. 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Основные теории происхождения государства и права.docx

— 59.07 Кб (Скачать файл)

Переданная  отдельным человеком обществу власть не сможет вернуться к нему до тех  пор, пока существует это общество. В тоже время, если власть передается конкретному человеку или группе лиц на временной основе, то такая  власть может вернуться к народу по окончании срока полномочий или  до его истечения (в результате злоупотребления  ими).

Основные  положения учения Ж.Ж. Руссо. Они  были изложены в его работе «Об общественном договоре, или начала политического права» и «О причинах неравенства». Присущие людям изначально такие качества, как свобода и равенство были нарушены с появлением частной собственности. Она повлекла за собой возникновение социального неравенства и борьбу между богатыми и бедными. Выход из создавшегося положения должен быть найден с помощью соглашения о создании государственной власти и законов, которым должны подчиняться все без исключения.

Однако  то, каким способом было это сделано, только усугубило неравенство в обществе. С утратой естественной свободы бедные слои населения не приобрели политического равенства и экономической независимости. Подвергая критике такое направление развития общественных отношений, Руссо предлагает свой проект «исправления» исторической несправедливости в виде заключения справедливого соглашения (договора) между народом и правителями.

Общественное  соглашение, по его мнению, должно состоять из двух частей.

В первой части им перечислены условия  объединения людей в один единый народ (суверен). Вторая часть определяет конкретную форму государственного правления. Люди должны создавать такую  форму ассоциации, которая при  необходимости способна защитить личность и имущество каждого из членов ассоциации. Человек теряет естественную свободу, но при этом приобретает  право собственности и гражданскую  свободу, ограничиваемую общей волей  граждан. Такое объединение Руссо  называет Республикой (это любое  государство, управляемое посредством  законов), или Политическим организмом. В зависимости от степени проявляемой  активности этот организм может быть: государством - когда он пассивен; сувереном - когда он активен; державою - при сопоставлении его с себе подобными. Государство им рассматривается как «условная личность», содержание жизни которой заключается в союзе ее членов. Выдвигая и развивая идею прямого народного правления, Руссо считает, что «только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо».

Интересы  суверена не должны входить в противоречие с интересами индивидуумов. Деятельность суверена основывается на делегированной ему от народа власти. Обязательства  члена суверена Руссо разделяет  на обязательства члена суверена в отношении частных лиц и  долг члена государства по отношению  к суверену. Общественное соглашение должно устанавливать между гражданами такое равенство, когда все они  принимают на себя обязательства на одинаковых условиях.

Одним из обязательных условий существования  политического общества является наличие  системы законодательства. Все законы Руссо делил на политические (основные) - регулируют отношения суверена к государству; гражданские - регулируют отношения граждан между собой и с государством; уголовные законы - регулируют отношения между человеком и законом; законы, существующие в природе - нравы, обычаи, общественное мнение.12

Законодательная власть должна быть отделена от исполнительной, иметь передней преимущество, выражающееся в характере имеющихся у них  властных полномочий. Юрисдикция правительства  должна носить подзаконный характер. Ее наличие в государстве определяется необходимостью проведения в жизнь  решений, принимаемых сувереном. В  государстве должен быть постоянно  действующий законодательный орган.

Исполнительная  власть обязана регулярно созывать его для выработки общих решений  в установленные сроки. Она должна выполнять роль посредника между  сувереном и отдельными его членами, обеспечивая членам ассоциации гражданскую  и политическую свободу. Деятельность правительства должна осуществляться в строгом соответствии с облеченной в закон волей суверена. Ж. Ж. Руссо  предупреждал об опасности влияния  «частных интересов на общественные дела» и злоупотреблений, допускаемых  «правительством при применении законов». Он считал, что любое правительство  в той или иной степени подвержено искусу направления своих усилий против населения (суверена). Чем больше такое давление «тем больше портится государственное устройство». В  силу различных факторов негативного  характера на смену демократии может  прийти аристократия, а ее может  заменить монархия. Развитие общественных отношений в обратном направлении  Ж. Ж. Руссо считал невозможным.

Основные  положения учения Томаса Гоббса. Естественное состояние человека вне государства он рассматривал как «состояние войны всех против всех». Свою позицию он мотивировал тем, что в догосударственном строе в принципе каждый имеет неограниченное право на все. Однако в силу своего разумного начала человек сам определил естественные законы, запрещающие совершение определенных действий, носящих пагубный характер для него лично и для окружающих. Это позволило Т. Гоббсу сформулировать несколько естественных законов, которые неизменны и вечны: надо искать мира и следовать ему; не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе; люди должны выполнять заключенные ими соглашения.13

Наличие одних естественных законов он рассматривал только как необходимое условие  соблюдения мира и безопасности между  людьми. Гарантом соблюдения этих и  других законов может быть лишь общая  власть (государство). Она должна формироваться  на основе договора, иметь право  требовать и при необходимости  применять силу в целях достижения общего блага. Такая власть должна концентрироваться  в руках одного человека или собрания людей, обладающих правом принятия коллективного  решения большинством голосов «свести  все воли граждан в единую волю». Если люди будут по отдельности выражать свою волю, то это будет только мешать общему благу и «сводить силы к  нулю перед врагом». Еще одной  причиной создания государства является необходимость обеспечения безопасности населения (подданных) и создание условий  их более «благоприятного существования». Иные виды образований - соединение семей, простое множество людей - не в состоянии обеспечить людям перечисленные условия.

Индивидуум  передает право управлять собой  с условием того, что все остальные  люди передадут принадлежащее им это же право в равной степени. Такое условие является необходимым  для соблюдения принципа равной ответственности  и обязанности индивида подчинять  свою волю решению большинства, а также воли и суждению «носителя общего лица».

Сущность  политического образования Т. Гоббс  видел в его представительстве  воли народа. «Носитель лица народа» (суверен) наделяется абсолютной и безграничной верховной властью, которая является неделимой и непередаваемой никому. Упразднение существенных прав может  повлечь за собой распад государства. Т. Гоббс не был сторонником разделения власти на несколько ветвей при любой  форме государства. Он считал, что  «делить власть государства - значит разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга». В своих действиях суверен не связан своими законами. Он сам может их издавать. В рамках первоначально заключенного договора подданные сами несут ответственность за все действия и суждения, предпринимаемые избранным ими сувереном. Досрочное сложение им полномочий возможно только в добровольном порядке.14

Суверен по своему усмотрению волен определять способы, ведущие к обеспечению  мира и защиты своих сограждан. Т. Гоббс считал, что составной частью верховной власти является право  рассмотрения и разрешения споров, возникающих между подданными. Поэтому  он должен обладать полномочиями высшей судебной инстанции. Только суверен  обладает правом объявления войны и  заключения мира, так как ему подчинены  вооруженные силы страны. Он обладает самостоятельным правом формирования штата своих советников и помощников, а также назначением на должности  военачальников. Т. Гоббс полагал, что  «власть суверена не столь пагубна, как ее отсутствие и вред возникает  тогда, когда большинство с трудом подчиняется меньшинству». Суверен  должен разумно (в правильном направлении) использовать свое право по применению наказаний и поощрений. Уголовное наказание рассматривалось не как месть за содеянное, а как исправление нарушителя и сдерживающий фактор для остальных. Наиболее опасными считались преступления, направленные на низвержение установленной общественным договором формы государственного правления и преступления против правосудия.

Свои  права суверен должен реализовывать  при помощи издания гражданских  законов. Т. Гоббс рассматривал гражданский  закон как «правила для каждого  подданного, которые государство  устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей  воли предписало ему, дабы он пользовался  ими для различения между правильным и неправильным». Длительное применение обычая на практике по решению суверена может быть объявлено законом. Т. Гоббс считал, что гражданские  и естественные законы по своему содержанию совпадают. Изложенные Т. Гоббсом следующие  требования, которые необходимо предъявлять  к качеству и легитимности законов, не только познавательны, но и весьма поучительны для сегодняшнего времени:

-закон  есть закон лишь для тех,  кто способен его понимать;

- закон  является законом того лица, кто  осуществляет юрисдикцию с его  помощью, а не обязательно того, кто его создал;

-закон  не может считаться законом,  если неизвестен человек, его  установивший или санкционирующий;

-все  законы нуждаются в толковании, а содержание толкования закона  зависит от верховной власти  и может осуществляться специально  назначенными судьями.

Исходя  из принципа пригодности к обеспечению  общего блага, Т. Гоббс различает  следующие три возможные формы  государства - демократия, аристократия и монархия. В отличие от взглядов Локка и Руссо, выделявших олигархию в самостоятельную форму правления, он рассматривал ее лишь условно.

2.7 Ирригационная теория

 

Основоположником  ирригационной теории был немецкий учёный Карл Август Виттфогель (1896-1988).

Он считал, что необходимость возникновения  государства обусловливалась необходимостью объединить большие массы людей  для строительства и поддержания  каналов, плотин, которые впоследствии обеспечивали урожаем всё общество и тем самым сохраняли баланс в обществе. В связи с этим данная необходимость приводит к образованию  «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество. К. А. Виттфогель деспотизм называет «гидравлической», или «агроменеджериальной», цивилизацией.15

Процессы  создания и поддержания мощных ирригационных  систем происходили в регионах образования  первичных городов-государств, в  Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидна и связь  этих процессов с формированием  многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заливания, обеспечивающих по ним судоходство  и т. п. К. А. Виттфогель пытался связать  деспотические формы государств азиатского способа производства с  ведением грандиозного ирригационного строительства. Эти работы диктовали  необходимость жёсткого, централизованного  управления, распределения, учёта, подчинения и т. п.

Положения данной теории не всегда применимы  к возникновению и образованию  других государств, например, государств Южной Америки: Инков, Муиска; Европы; приморские цивилизации Японии.

2.8 Материалистическая (классовая) теория.

 

Основные  положения этой теории изложены в  работах Ф. Энгельса («О происхождении  семьи, частной собственности и  государства») и К. Маркса.

Она характеризуется  двумя аспектами. Первое - государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второе - в результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сфера. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства:

1. Афинская - государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества;

2. Римская - родовое общество постепенно превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы, которые побеждают и на развалинах возникает государство;

3. Германская - государство возникает как результат завоевания обширных территорий, господство над которыми при существующем догосударственном строе не представлялось возможным.16

Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность  права. Право рассматривается как  продукт классового общества и в  нем находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Опыт  исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.

В связи  с этим имеют полное право на существование и органическая, и психологическая теории происхождения государства, поскольку ими исследуются биологические и психологические особенности человека как члена общества и гражданина государства, а общество и государство как система взаимодействующих биологических видов, наделенных волей и сознанием. Развитие общества и образование государства в силу экономических причин невозможны без участия психики человека и его физических усилий.

В человеке сосредоточено множество интересов: экономических, социальных, политических, нравственных, религиозных и других, однако все они в итоге реализуются лишь через физиологию и психику.

Пестрота  и противоречивость прогрессивных  научных представлений о происхождении государства вполне объяснимы. Главное же состоит в том, что все они концентрируют внимание на человеке как стержне общества и государства.

     Рассматривая основные закономерности возникновения государства и права можно сделать вывод в том, что любое государство, наряду с решением классовых задач в обществе, выполняет и общечеловеческую миссию. Без которой не может существовать ни одно общество.

Информация о работе Основные теории происхождения государства и права