Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 20:39, курсовая работа
Целью данной работы является изложение основных положений российского законодательства, касающихся конституционного строя и его основ, уяснение его роли в современном обществе.
Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления. Непосредственная демократия - формы непосредственного волеизъявления народа или каких-нибудь групп населения. “Высшим непосредственным выражением власти народа, являются референдум и свободные выборы” (ст.3). Согласно федеральному конституционному закону от 7 июля 1995 г. “О референдуме Российской Федерации”, референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум проводится на всей территории Российской Федерации. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Под выборами понимается участие граждан в осуществлении народовластия посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на таких выборах. Выборы являются свободными и проводятся на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей. В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Её сущность сводится к тому, что обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, взаимное равновесие таких органов, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательства на его самостоятельность со стороны другого. В результате, различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи и взаимодействии между собой. Ни одна из них не может ничего сделать без других, и в случае несогласия между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то силою вещей, считал Монтескье, власти будут принуждены действовать, и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом. Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу. Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы её реализации весьма разнообразны. В годы Советской власти в нашей стране принцип разделения властей был отвергнут как чуждый и неприемлемый. В лучшем случае он рассматривался, выражаясь словами К. Маркса “как прозаическое деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля”. (Народ осуществлял свою власть через Советы и все государственные органы были подконтрольны Советам).
В
Российской Федерации принцип разделения
властей впервые был
Суверенитет
государства проявляется в
Противоположностью
светскому государству является
теократическое, в котором государственная
власть принадлежит церковной
2.Федеративная форма государственного устройства РФ и
республиканская форма правления
Устройство
территории государства принято
называть государственным устройством
- это территориальная
один высший
орган исполнительной, одна система
высших судебных органов, единственное
гражданство. Федерация - это объединение
двух или нескольких государств в одно
новое государство. Таким образом, федеративное
государство является сложным государством,
в состав которого входят другие государства.
Следует сказать, что объединяясь, государства
не обязательно образуют федерацию. Они
могут образовать и конфедерацию, т.е.
международно-правовое объединение, в
отличие от федерации, которая представляет
собой союзное государство, которое обеспечивает
государственное единство всех входящих
в его состав государств, сохраняя за ними
определенную политико-правовую самостоятельность.
Принципы
федеративного устройства России (ст.5):
государственная целостность
3. Человек, его права и свободы как высшая ценность государства
Конституция РФ (ст.2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Уважение к личности и её защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. “Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - указывается в ст.2 - обязанность государства”. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя РФ, образующей важнейшую основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток создать условия для подавления личности, ущемления её прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей. Народ, который не способен или не желает признавать ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью разного рода юридических инструментов. Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают гарантии юридические, которые «охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина»6 Таким образом, авторитет любой организации, включая и государство, вторичен. Нет и не может быть признания ценности государства или любой другой организации, если при этом не признается высшая ценность человека и гражданина. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека с его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной степени на всех членов общества.
Согласно ст. 7 Конституции РФ является социальным государством.7 Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Социальное государство стремится гарантировать каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. Каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Возможность человека зарабатывать, естественно предполагает, прежде всего, наличие работы. В социальном государстве, как правило, предусматривается право на труд. В конституции содержится лишь право “ свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию”. Разумеется, что такое положение в полной мере обеспечивает свободу труда, однако ставит под сомнение важнейшее требование социального государства, согласно которому каждый человек должен заботится о получении трудового дохода для удовлетворения своих потребностей. Правда, ситуация несколько облегчается тем, что в Конституции предусмотрено право на защиту от безработицы (ст. 37). Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом. Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая в соответствии со ст.7 направлена “на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Основные направления этой политики: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан;
развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
4. Экономические основы конституционного строя
Экономическую
основу конституционного строя Российской
Федерации составляет находящееся
в стадии становления социальное
рыночное хозяйство, в рамках которого
производство и распределение товаров
и благ осуществляются в основном
посредством рыночных отношений, участниками
которых выступают частные
Информация о работе Основы конституционного строя Российской Федерации